|
От
|
И.Т.
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
24.11.2009 00:39:30
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Алексей Брыковски: бихевиористский социализм
Открытое письмо С. Г. Кара-Мурза
Берлин, 15 ноября 2009 г.
Глубокоуважаемый Сергей Георгиевич!
Недавно обнаружил в Интернете (на сайте left.ru Баумгартена & Co) ругательный отзыв о Вас и решил наконец-то ознакомиться с тем, что Вы пишете. Это уже хороший знак, когда ругают - значит, есть что-то интересное. Зашел на Ваш сайт и сразу взялся за чтение книжки «Маркс против русской революции». По-моему, это очень нужная и правильная, правдивая книга, в которую Вы, как я могу судить, вложили массу труда и времени. Большое спасибо за неё.
Эта книга нужна не только в России, но и везде, где делаются попытки построить социализм, а марксисты и так называемые «новые левые» мутят воду, например, в Венесуэле. Гуго Чавес - хоть и солдат, но человек калибра нашего Ленина, и при том много читающий, заводной, живой мужик-самоучка. Ему - не имеющему за плечами печального опыта гибели СССР - было бы очень полезно с Вашей книгой ознакомиться. Всё в ней замечательно, за исключением последней главы - о религии, но возможно, в нынешних российских условиях социального ретроградства и религиозного мракобесия - бывшие комсомольцы перековались в богомольцы - Вам просто не обойтись без реверансов в сторону попов, ханжей и святош. Но о религии позже.
Я сам родился в Москве в 1956 г., выпускник биофака МГУ, выехал в ГДР к жене на постоянное жительство в 1983 г., так что судьба меня пощадила, я не стал соучастником в уничтожении и разграблении СССР. Вот половина жизни моей прошла в Германии, и мне кажется - по моему личному, «онемеченному» впечатлению -, что Вы чисто по-русски преувеличиваете роль эфемерной вещи - идеологии - в процессе разрушения СССР. Мне кажется, что всё гораздо более прозаично: за брежневские годы непуганая (успешно избавившаяся от Хрущева), развратившаяся и обнаглевшая номенклатура (см. замечательную книжку Мих. Восленского) полностью переориентировалась на Запад, вкусив благ в загранке и валютных «Березках». Тем временем ВУЗы пекли массовыми выпусками интеллигентов, для которых не было полезного применения в хозяйственной и политической жизни страны и которым (один из них - я) никакого успеха не светило, так как карьера наверх была зарезервирована только для блатняг - сынков, дочек и зятьёв номенклатурщиков.
Все мы видели недосягаемые блага загранки и «Березок», и завидовали. От безделья и зависти пошло эпидемическое заболевание диссидентскими настроениями. Евреи выезжали на Запад. А Запад очень внимательно следил за всеми этими настроениями и своими «вражьими голосами», которые интеллигенты почти поголовно слушали, всех нас очень квалифицированно всё сильнее подзуживал против социализма и обольщал потребительством. В этом - истинный двигатель «катастройки», на который Горбачев & Co навесили потом лицемерный идеологический фиговый листочек для приличия.
Так что основа успеха горбачевского переворота - это слепая, наивная вера не в царя-батюшку, и не в «социализм с человеческим лицом», а в добренького «Дядю Сэма», представлявшегося чем-то вроде сказочного Деда-Мороза и который, как позже стало выясняться, просто лживый лицемерный людоед, грабитель и фашистский массовый убийца. Кстати, всё омерзительное святошество и ханжество, махровым цветом распустившееся в нынешней России - это явно инфекция из США, такого мракобесия и фарисейского человеконенавистничества как там, в Европе нет.
Так что очень прошу вас: не надо слащавого, религиозно-националистического идеализма в угоду сиюминутным вкусам публики. Народ, надеюсь, извлечет урок из нынешнего кризиса и возьмётся за социалистическое возрождение страны. А пока надо видеть людей современного массового общества - российского и любого прочего - такими, как они есть: одураченные СМИ и рекламой асоциальные мещане, готовые загрызть друг друга за копейку. Над ними как ангел-хранитель триумфально реет персонаж Маяковского - Присыпкин - Пьер Скрипкин, с его любимым клопом и бюстгальтером на меху.
Я своими глазами видел, что население ГДР хотело присоединения к ФРГ только ради доступа к западной валюте, к западному потребительству, причем вслепую, закрыв глаза на классовое неравенство, неизбежную утрату карьерно-социального статуса, угрозу безработицы и деклассирования. Никаким «национальным духовным возрождением» тут и не пахло, разве что в форме чисто фашистских погромов общежитий и убийств вьетнамцев и мозамбикцев, массами завезенных на работу в ГДР, плевков на наших солдатиков, вывозимых из гарнизонов в сумасшедшей спешке, да малевания свастик на почтовых ящиках «чужеродных» соседей вроде меня. Появились ли какие-нибудь гениальные писатели, музыканты, или хотя бы сохранился уровень достижений спортсменов ГДР? Нет, всё засосало болото купли-продажи, подлейших интриг и безнадежно серого, чисто по-немецки самодовольного обывательства.
Ну так что же? Мы все (и я тоже) хотели баксов, а кое-кому, наверно, даже снилось, как он въезжает в белом Роллс-Ройсе на Уолл-стрит. И теперь, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. И даже кое-кто, всем на удивление, въехал в белом Роллс-Ройсе на Уолл-стрит. Но только теперь, с наступлением кризиса, многие начинают понимать, что «не в деньгах счастье». Лично от себя, как убежденного бихевиориста-социалиста, замечу по этому поводу, что с деньгами въехать в социализм будет никак не возможно. Деньги (сильнейший универсальный положительный подкрепитель (positive reinforcer) оперантного поведения, который в обиходной речи неправильно называют «стимулом», властно вклинивающийся в межличностные отношения и ломающий их), абсолютно несовместимы с социализмом - общественным строем, основанным на взаимной зависимости и взаимопомощи его членов. Но это уже другая, крупная тема, о которой я написал на своем блог-сайте.
Хорошо. После Вашего «Маркса против...» взялся за «Деконструкцию народа» - и тут, к моему глубокому огорчению, вообще ничего конкретного и ясного не нашел. Очень прошу меня извинить, но вся эта «деконструкция» и «сборка» народа - это же не наука, а кабалистические заклинания в духе когнитивистов-менталистов, от Фрейда и Вебера до «глубинных языковых структур» Хомского и хлестаковского деконструктивистского чириканья всяческих чижиков-Жижеков. У них же всё без просвета - одна заумь, колебание воздуха и марание бумаги в дремучей идеалистической традиции Платона, не будь он к ночи помянут. Ну а вот как же практически США и их российские агенты «деконструировали», «рассыпали» советский народ? И как его опять «собирать», на какой-такой «матрице»? Ответа не вижу. Весь текст - как школьная «химия» мелом на доске: NaOH + HCl = NaCl + H2O. Но это же не химия, это идеализм - в него надо верить, ни в коем случае не трогая руками. А вы дайте людям в руки реальные бутылочки с щелочью и кислотой - чтобы сами сделали опыт, выпарили воду и лизнули полученную соль. Ведь надо указать конкретно, чьи исследования и где опубликованы, и как и где «технологии сборки» народа практически выучиться - как на курсах вождения автомобиля, и как сделать или где купить нужную для этого «матрицу»? Или уж хотя бы как защитить себя от «деконструкции» - примитивнейшим образом, как от гриппа марлевой маской?
Читаю дальше: «Манипуляция сознанием» до сотой страницы - и опять то же и никакого ответа. Открываю что покороче: «Краткий курс манипуляции сознанием», дочитал до конца: и опять ничего конкретного. И вообще, что это такое: «сознание»? По-моему, это просто Просветители заимствовали из религии «душу» и переименовали её «под материализм» - как улицу при политическом перевороте. А кто их видел, эти призрачные «душу» и «сознание»? И как ими манипулировать, если их и в руки не возьмешь? Ведь манипулировать можно только поведением: например, подкупить за 20 долларов избирателя на Украине, или показать собачке кусочек сахару и сказать: «Служи!» - она и будет служить... От такого чтения в памяти назойливо замаячил старый армейский анекдот о старшине, объясняющем новобранцам, что «пуля летит по мнимой траектории»... Всё, бросаю читать, сажусь писатьВам письмо.
Пожалуйста, не обижайтесь на меня за такую хамскую откровенность - я бы Вам не стал писать, если бы не прочел сперва Ваш замечательный «Маркс против русской революции», если бы не чувствовал, что Вы сердцем болеете за нашу истерзанную мерзавцами Советскую Родину и искренне хотите ее спасения. Я сам за эти послесоветские годы в поисках ответа переболел полным набором идеалистической идеологической бредятины, ища в ней спасительных ответов - от анархизма с «индивидуальной психологией» Адлера до модернистских и постмодернистских последышей марксизма - от Грамши с Беньямином до Адорно с Сартром и Фуко с Дебордом. Бррр... От марксистят я пытался получить вразумительный ответ на то, что же это такое - «отчуждение» и «ложное сознание» - но ничего вразумительного в их ахинее не нашел, даже сам чуть не спятил.
И вот, почти три года назад, вспомнив про нашего действительно достойного Нобелевского лауреата - всеми забытого академика И.П. Павлова, я стал шарить в поисках ответа около и после него - и тут-то наконец вылез из мрака платоновых пещер идеализма на ясный свет материализма.
Так что ответ-то есть, хотя его и задушили клеветой тридцать лет назад, а теперь тщательно замалчивают и прячут за идеалистическим ядовитым туманом. Он очень простой, безо всякой постмодернистской мистики, на 100% научный и материалистический. Его применяет на практике любой действительно опытный дрессировщик животных - от собак-поводырей до цирковых медведей и тигров. Ответ называется «бихевиоризм» и изложен в трудах Бурруса Ф. Скиннера (Burrhus F. Skinner) и его последователей. В Москве, надеюсь, даже теперь можно наглядно ознакомиться с этим ответом в «Уголке Дурова» - конечно, если он уцелел. Хочу предупредить, что русские переводы Скиннера (мне известны лишь тексты в сборниках-хрестоматиях по психологии издательства МГУ) - отвратительно путаные, халтурные, наверно сделанные за пару грошей нищими аспирантами и ассистентами факультета психологии.
С тех пор главный интерес у меня - приведение социалистических чаяний народа на строго материалистическую (в отличие от гегельянского идеализма марксистов) основу науки о поведении - бихевиоризма (без его новейшего идеалистического извращения, так называемого «когнитивного бихевиоризма»). Эту задачу я назвал неуклюже: behaviorist socialism или бихевиористский социализм, так как более «правильный» и благозвучный термин: social behaviorism или социал-бихевиоризм уже давно был узурпирован Дж.Г. Мидом (George Herbert Mead) для его замешанной опять-таки на гегельянстве демагогической апологии капитализма.
Конкретно хочу предложить Вам следующее: посмотрите мой текст (на английском языке) на тему применения бихевиористских технологий для построения социалистического общества http://behaviorist-socialist.blogspot.com/ и, если Вы сочтете его интересным и полезным, то буду рад получить Ваше мнение на brykalex@web.de , тогда я переведу его на русский язык со всеми нужными для российской публики дополнениями и изменениями, и пошлю Вам, чтобы вставить его на Ваш сайт - но, пожалуйста, не зарывайте его в каком-нибудь форуме. Пусть светит всем желающим в нашем общем советском доме - большего мне не надо.
С наилучшими пожеланиями счастья, здоровья и успехов - каждый день!
Алексей Брыковски