От 7-40 Ответить на сообщение
К Дмитрий Кропотов
Дата 06.10.2009 18:54:47 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; История; Война и мир; Версия для печати

Re: Непригодность двигателя...

>Привет!
> http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=64:2244-130#3647
>"
>...когда в ходе подготовки и обоснования нового "дранх нах Мун"
>проводились специальные изыскания по поводу возможности использования
>Ф-1 в предстоящих полётах на Луну в 2020 году. Так вот, одной из "тем"
>там было вот такое интересное мнение про проблемы Ф-1 и их решение для
>"успешно отлетавшего" Ф-1 : "Though individual data sources vary in
>identifying failure modes, some common modes appear in all data
>sources. These failure modes are combustion instability, fuel-mix at
>injection face, nozzle tubes, propellant leakage, hydraulic valves,
>and structural failures ... Hydraulic valves and structural failures
>can be removed by enhancing the design for strength and stress level
>experienced. Nozzle tube problems may be eliminated by replacing the
>tubes by channel design as used in the RD180 model (Russian engine).
>Combustion instability appears to be a major problem, as it will
>require substantial research and experimentation to completely
>comprehend the principles that control the phenomenon." (цитата из
>статьи "Failure Modes of the F-1 Rocket Engine System" by Paul S. Ray,
>Ph.D., PE, CSP, C. Eng. (U.K.) Tuscaloosa, Alabama в "Journal of
>System Safety", vol 40, #4 за июль-август 2004 года) (перевод: "Хотя
>индивидуальные источники данных и расходятся в определении режимов
>отказов, некоторые общие режимы появляются во всех источниках данных.
>Этими режимами отказов являются нестабильность горения, смешивания
>компонентов топлива на стадии впрыска, проблемы сопла, утечки топлива,
>гидравлических клапанах и структурные отказы...

ЛЮБОЙ ЖРД имеет эти режимы отказов. АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ. Из наличия режимов отказов не следует, что двигатель для чего-то непригоден. У любого автомобиля МОГУТ отказать тормоза (если они у него есть). Но это не значит, что конкретный автомобиль не пригоден для езды (неважно куда).

> Гидравлические клапаны и
>структурные отказы могут быть устранены путем усиления конструкции до
>достаточного уровня прочности и противостояния нагрузке.

В оригинале нет ни слова про "достаточный уровень".

>Проблемы сопла могут быть исключены путем изменения конструкции канала так, как
>это реализовано в модели RD180 (русский двигатель).

Там не написано "проблемы сопла". Там написано "проблемы трубок сопла".

Проблемы ТРУБОК СОПЛА ЛЮБОГО ЖРД могут быть устранены путем ликвидации этих трубок и переходу к каналам. При этом появятся проблемы каналов, но проблемы трубок будут безусловно устранены.

Тем не менее, великое множетство современных двигателей имеют трубчатую камеру, начиная от "Шаттла" и кончая европейским "Арианом" и японской H-II. Безусловно, проблемы их трубок можно устранить, перейдя к дизайну каналов, как у российских двигателей. Но никто этого пока делать не спешит.

> Кажется, что устранение нестабильности горения будет главной проблемой, по мере
>того как она будет требовать существенных исследований и экспериментов
>для понимания принципов, которые алиют на это явление".

Безусловно, нестабильность горения - главная проблема любого ЖРД с большой камерой (и не только). Но на F-1 эта проблема в значительной мере была решена.