>Добавились и материалы о влиянии гироскопического эффекта при вибрации на подвижность крышки.
...достоверность моделирования и расчетов - вопрос достаточно специфический. Если модели и расчеты верны, то статья помогает лучше понять сам МЕХАНИЗМ аварии, но к вопросу о ПРИЧИНАХ аварии он практически ничего не добавляет.
Как бы ни работала система управления НА ( в рамках техзадания), был бы гидроудар или нет, но трещины в шпильках от повышенных вибраций продолжали бы расти и, в конце концов, когда их остаточная прочность сравнялась бы с силой давления воды минус вес ГА, агрегат взлетел бы в воздух.
Я тут в обсуждении бросил такую фразу, что шпильки имели право иметь к моменту аварии почти 100%-ый износ и могли сломаться в день своего 30-летия. Юридически это так. Однако, практически, при нормальной эксплуатации, они почти со 100% вероятностью не должны были иметь сколько-нибудь значимых усталостных трещин. Почему? Потому что стальные конструкции имеют график зависимости допустимого напряжения от количества циклов нагружения асимптотически приближающийся к постоянной величине Сигма02. Т.е. допустимое напряжение уменьшается с ростом числа циклов нагружения только до определенного числа циклов - до 2 млн. Проще говоря, если изделие не сломалось за 2 млн. циклов нагружения при определенном напряжении, то оно не сломается уже никогда. Поэтому для стальных конструкций за расчетное напряжение по усталости обычно принимается Сигма02. Посколько число циклов нагружения на ГА-2 много больше 2 млн., то усталостных трещин в шпильках быть было не должно.
Если предположить, что проектировщики ошиблись и не правильно определили циклические напряжения, то шпильки сломались бы давным давно. Поэтому у меня нет сомнений, что усталостные трещины появились в следствии превышения циклических напряжений Сигма02 и произошло это, почти со 100% вероятностью после превышения допустимой амплитуды вибраций, т.е в последние месяцы работы агрегата.
Единственным спасением могло (и должно было) быть прекращение эксплуатации после превышения допустимой амплитуды. Была тут диверсия или нет - роли не играет, я думаю, что ее не было. В противном случае диверсанты должны были быть уверены в том, что инженерный состав вопреки своим обязанностям и личной безопасности продолжат эксплуатацию агрегата.
Другой вопрос, что СУ согла автоматически дать запрет на работу агрегата с вибрацией выше допуситмой, а в случае состоявшейся аварии перекрыть верхние заслонки на водозаборе.Полагаю, что такие мероприятия будут проведены по итогам аварии. Однако это не означет. что в другой раз безграмотные или нерадивые исполнители создадут другую не менее опасную ситуацию. На каждый чих не наздравствуешься, а гарантией от беды могут быть только грамотные и ответственные исполнители. Которых нынешняя система мало помалу изводит.