От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Катрин
Дата 03.08.2009 15:08:17 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Мысли грамотные.

И чрезвычайно полезные. Потому что на простом языке и о понятных вещах.
В энергетике, например с середины 1950-х ежегодно ставились 10 ГВт энергетических мощностей. Ресурс этих мощностей 30 лет. Соответственно к середине 1980-х каждый гигават новых установленных мощностей работал строго на замену выбывающего - это по установленной мощности. Но благодаря тому, что 5 ГВт из них были атомными, имевшими коэффициент использования мощности, доходящий до 90% в течение всего ресурса, то энергия ими вырабатывалась приблизительно 7-8 тыс. часов в году, типичная новая угольная ТЭС работала 5000 часов в году, а типичная угольная ТЭС в конце ресурса тянула едва 2000 часов.

Замена старых ТЭС новыми не спасала положения. Происходило только обновление. И никакого роста.
Атомная энергетика позволяла совершить скачок.

Переход к плазменной металлургии(на базе атомной энергетики) - позволял избавиться от добычи сотен миллионов тонн угля, проивзодства дикого количества металла для обслуживания собственно этой добычи и перевозок угля по стране.

И т.д. В СССР такие перспективы были. И разрушены были именно они.

Упущено единственное. Зато важнейшее.

А вот в нем вся и загвоздка. Автор сказал совершенно правильно, что должны быть качественные переходы как от паровой машины к электричеству.
Но забыл сказать, какая социальная группа способна нести ответственность за осуществление таких скачкообразных переходов. Оказывается - наука.
Наука была способна вырабатывать качественно новые решения, позволявшие выходить из амортизационного тупика. И демонстрировала она такую возможность постоянно. Не всякая наука, а именно советская. Ориентированная с 1920-х не на нобелевские премии, а на то, чтобы быть руководящей и направляющей силой общества. Быть ее впередсмотрящим, быть штабом, способным просчитывать эффективность решений не для отдельно взятого завода, а для советской цивилизации как целого.

Но доминирование науки, думающей об интересах всего общества, и диктующей соответствующие подходы к решениям Политбюро, Совету Министров, Госплану - категорически не вписывалось в понятия о том, кто же в доме хозяин. Или - или. Или наука как общественный институт под руководством наиболее ответственных, наиболее нацеленных на координацию ее работы с народно-хозяйственными проблемами, на выявление и преодоление перспективных угроз. Или те, кому удается подняться в высокое кресло и с него "рулить".

Абсолютное большинство тех, кто лезет вверх по ступенькам карьерной лестницы, относятся к государству и экономике приблизительно как не вполне умный молодой человек к своему "Бумеру". "Бумер" сам будет ехать, если включить зажигание. Зато какой пассаж! Все девки у твоих ног!
Ровно так относятся к госуарству и всевозможные карьеристы. Они не понимают, что его механизм надо постоянно воссоздавать да еще и обновлять, да еще и предвидеть, что зимой надо будет надеть вместо колес лыжи, а по осени развернуть над ним зонтик. Да еще подумать, как в машине люди разместятся.

Сам Госплан 1970-80-е перестал быть в местом, из которого глядят далеко, на десятилетия вперед. Думающая о заботах страны наука стала врагом карьерной партийной и советской номенклатуры. Партсовноменклатура стала бороться с советской наукой, как важнейшим элементом механизма государственного управления, усматривая в ней исключительно конкурента себе.
А других сил, способных к глубокому и объективному анализу перспектив и их взаимосвязей, к созданию новой техники и ее внедрению, - в принципе не существует. Только наука, осуществляющая опережающие НИОКР во всех сферах, затрагиваемых экономикой.

Вот эта руководящая и направляющая роль науки, которая уже в 1920-х годах думала на три пятилетки вперед, создавала в 1924-ом Уральский государственный институт проектирования металлургических заводов, чтобы он в 1928 году спроектировал Магнитку и план ее строительства, размышлала о принципах экономического районирования, что и как должно быть создано в районах, как эффективно обеспечить взаимодействие районов с учетом транспорта, взаимнвх потребностях и т.п., - суть советского социализма периода его роста и расцвета, периода его великих побед.
Наука, связывающая воедино вопросы обороны и продовольственной безопасности, заселения и освоения восточных регионов, подготовки кадров и развития фундаментальных исследований в ядерной физике, материаловедении, аэродинамике - суть то, что обеспечило взлет страны из нищеты и разрухи гражданской войны. Государственно-мудрая наука, изучающая, планирующая, обучающая, приучающая к государственному мышлению - это еще и сама материализованная справедливость.

Ценность представленных размышлений автора в том, что он указал на важнейшую амортизационную составляющую, которая не зависит от капитализма или социализма. Она есть. И она преодолевается только мощными бросками вперед всей системы масштаба страны. Т.е. единственной перспективой хоть для нас, хоть для Запада, на самом деле является возврат науке ее статуса сурового и требовательного головного мозга общества, а не придатка к коттеджам, офисам и курортам.