|
От
|
И.Т.
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
08.07.2009 00:14:36
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Юдин В.И. О желании, как побудителе наших действий, поступков
О желании, как побудителе наших действий, поступков
Наши поступки побуждаются нашими желаниями. Желанием чувственным (хочу) или желанием сознательным (надо). Всё зависит от природного темперамента человека и его воспитанности. Если темпераментом нас наделила природа, то воспитание мы получаем в результате взаимодействия с окружением. Ребенок копирует действия воспитателей. Такое воспитание можно назвать статическим. Но под воздействием принуждения или наказания воспитателем он выбирает и проявляет свою особую реакцию противодействия под воздействием чувств и сформированного сознания. Неоднократные повторения своих приемов реакции на внешние раздражители под воздействием чувств становятся чертой характера часто с не соответствующей ценностью – грубостью, скрытностью, обманом и др. Такое формирование характера можно назвать динамическим. Подражание и динамическое формирование определяют характер человека. Если подражание накладывает большую ответственность на поступки воспитателя, то динамическое формирование требует доходчивого разъяснения ребёнку как причины необходимости принуждения (наказания), так и понимания правильной реакции ребёнка на это принуждение или наказание. Только этими путями воспитатель может добиться формирования в сознании ребёнка нужных ценностей.
Таким образом наши желания исходят из тех ценностей, которые мы исповедуем, которые воспитаны в нас.
исповедуемые ценности, мой темперамент определяют мой характер – хороший, плохой, справедливый, грубый и т.д.
Ценности традиционные восточнославянские, подразделялись всегда как добрые и злые, часто проявляющие себя, как антиподы. Так они оцениваются в толковом словаре В.Даля.
Эти ценности формировались православной церковью, проповедующей главной ценностью Бога, защищавшего жизнь. В Западной Европе с ослаблением христианской веры «божеские» духовные гуманные ценности стали вытесняться ценностями телесными, чувственными индивидуалистическими – наслаждения, гедонизма.
Ценности, составляющие культуру народа, подразделяются на материальные, духовные и эстетические. Если материальные ценности предназначены для материального потребления человека (пища, средства защиты от агрессивной внешней среды, ценности удовлетворения жизненно важных удобств, орудия производства личные и общественные), то духовные ценности необходимы человеку для оценки окружающей среды и реакции на её изменение. Особое место среди ценностей человека занимают эстетические ценности, которые необходимы человеку не только для удовлетворения потребностей духовных чувственных (потребностей удовлетворения чувств прекрасного, гармоничного), но и средством эстетического воспитания в человеке красоты, гармонии.
Критерием оценки ценности для человека с точки зрения психоанализа, являются носимый ими потенциал обеспечения жизненных функций человека (ЭРОС) или потенциал смерти (ТАНАТОС), влекущие непосредственно или косвенно к насилию над физиологией человека, снижению его жизненных функций, болезням.
Духовные ценности. Основополагающими духовными ценностями антиподами являются эгоизм и альтруизм.
Эгоизм заложен в человеке природой, как защитная функция индивидуума. Этот бессознательный инстинкт создан природой в живом существе на ранней стадии его развития. Но по мере развития в них (живых организмах различных форм) рождались и инстинкты стадной защиты жизни. Эгоизм несет в себе потенциал жизни для индивидуума, в том числе и за счёт смерти окружающих собратьев.
Альтруизм несёт в себе потенциал жизни как для индивидуума, так и для окружающих, как взаимная самозащита. В этом понимании альтруизм относится к ценностям ЭРОС, а эгоизм к ценностям ТАНАТОС.
Альтруизм и эгоизм являются основой образования двух типов ценностей (ЭРОС и ТАНАТОС). Так, альтруизм рождает такие важнейшие для восточнославянской цивилизации ценности, как ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ВЕРНОСТЬ, БЕЗГНЕВИЕ, СОСТРАДАНИЕ, НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО.
Эгоизм рождает такие ценности, как УДОВОЛЬСТВИЕ, ПОЛЬЗА, ВЫГОДА . ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, составляющие вместе с материальными ценностями «деньги» и «прибыль» основные ценности капиталистической рыночной экономики.
Материальные ценности. В отличие от духовных ценностей, круг которых ограничен проявление человеческого характера, его поступками, перечень материальных ценностей ничем не ограничен и по мере развития капиталистического производства расширяется без пределов и ограничений. Стимулом для расширения разнообразия материальных ценностей является духовная ценность «прибыль».
Так же как духовные ценности материальные разделяются на ценности ЭРОС и ценности ТАНАТОС. Кроме того, как уже неоднократно отмечалось учёными расточительство рыночной экономики родило новые материальные ценности, которые не потребляются человеком, а служат удовлетворению потребности богатых людей в гедонизме, оценкой социального положения человека, его престижности. что в докапиталистических формациях было осуждаемо обществом.
Эстетические ценности.
Архитектура и скульптура средних веков (до капитализма) были «Библией в камне». Литература тоже была насквозь пронизана религией христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер…Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким является Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Средневековая эстетика (как и вся культура), выражала принцип единства основы – создателя мира и жизни – Бога. Психоанализ считает, что для сохранения жизни человечество должно исповедовать ценности, соответствующие единству основы всего живого – природным первичным инстинктам сохранения жизни, тем самым «бессознательным» инстинктам, которым посвятили свои труды З.Фрейд, К.Г. Юнг, Ж.Делёз и Ф.Гваттери, Э.Фромм и другие последователи Психоанализа.
Лауреат Нобелевской Премии А Швейцер критикуя нравственное состояние капиталистического общества, переживающего глубокий духовный кризис, вывел основной этический принцип «Благоговения перед жизнью», отражающего заботу о мире на Земле. «Благоговение перед жизнью» должно стать основой этического обновления человечества, выработки этики обеспечивающей сохранение жизни на Земле».
Культура, помимо обычаев, системы обучения и воспитания, включающая многообразие материальных, духовных и этических ценностей, играет решающую роль в социальном развитии общества. О роли «культурного ядра» («социального характера») на социальную устойчивость общества читай в статье «Социальный характер».
Общество участвует в формировании, сохранении и разрушении устойчивости «социального характера».
Формирование устойчивого «социального характера» осуществляется, как правило, на доминирующей религиозной основе или на основе разработанной и воспринятой обществом идеологии, устойчивыми материальными условиями жизни общества и организованным воспитанием (прежде всего детей и юношей). Особую роль играет целенаправленное, на определённые ценности, организованное воспитание в детских дошкольных заведениях (детские сады, детские ясли, детские дома, интернаты), школах и других учебных заведениях и заведениях. Положительную роль в формировании отдельных, особо востребованных ценностей, в истории развития цивилизаций сыграло воспитание детей и юношей в специальных учебно-воспитательных заведениях. В России это кадетские корпуса, школы юнкеров, в СССР спецшколы лётного, артиллерийского и морского профиля, пионерские организации, организации военно-прикладного профиля, различные клубы, организации скаутов, в фашистской Германии организации «Гитлер-югенд» и др.
В сохранении устойчивого «социального характера» играет творческая деятельность организаций культуры и искусства, прежде всего – телевизионное, кино, литературное, художественно-изобразительное, театральное, самодеятельное и другие формы искусства, укрепляющие в сознании людей особо важные для общества ценности.
В разрушении устойчивого «социального характера» играют всевозможные формы распространения информации об успехах и преимуществах чуждых для данного общества ценностей, распространение информаций критикующих ценности социального характера общества, подрывающие их авторитет. В этой работе, по утверждению А.Грамши особую роль играет интеллигенция, прежде всего, имеющая непосредственную связь с общественностью, коллективами - педагогическая, медицинская, техническая.
Телевидение с её широчайшим охватом, как спрут захватила сознание людей в формировании нужных для хозяев ценностей, особенно касающиеся образа жизни и приобретении товаров. Об искусстве манипуляции сознанием современными СМИ читай С.Г Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием». Роль СМИ в формировании сознания (ценностей, образа жизни) невозможно переоценить при формировании нового социального характера
Юдин В.И. 14.04.2009г.