От И.Т. Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 08.07.2009 00:06:53 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Юдин В.И. "О рынке, рыночной экономике и плане" и др. статьи из его сборника

Статьи В.И.Юдина из сборника "Ещё не поздно опомниться"

О ценностях, капиталистической рыночной экономики

После падения СССР заметно изменились материальные условия жизни людей. Кто-то разбогател, кто- то обнищал. Разбогател, потому что понял правила бизнеса, усвоил новые рыночные, переступил ограничительный порог своей морали, воспринял деньги, беспредельное обогащение и потребительство, как новые ценности, воспринял правило «человек человеку волк». И все перечисленные качества оправдываются этими людьми важнейшей ценностью капитализма лозунгом либерализма – свобода без всяких ограничений.
В среде бедной части современного общества можно видеть людей с высшим образованием, высокой профессиональной подготовкой, не востребованной обществом, талантливых инженеров, педагогов, врачей и других специалистов, чьи профессии в капиталистической рыночной экономике, как ценности, не приносят прибыль. Бедными они стали чаще всего потому, что не могли найти себя в новых рыночных условиях, потому, что им мешают реализоваться его «проклятые моральные качества» - совесть, честность, человеческие достоинства, справедливость, унаследованные ими от своих отцов и дедов. Общество разделилось по отношению к старым и новым ценностям. Ценности определяют желания человека и его поступки. Поэтому общество с разными ценностями не может быть стабильным. Каким ценностям нужно отдавать предпочтение, что бы в стране был мир? Каждая сторона считает свои ценности справедливыми. Кто же прав и по каким критериям определять эту правоту. Опираясь на психоанализ, на желания, как двигателя поступков человека и общества Делёз и Гваттари сделали вывод, что капитализм по оценке отношения общества к выживанию человечества является подобием шизофрении. Ценности, которые являются двигателем капиталистической рыночной экономики вызывают неразумные поступки людей, приводящие их к обману ближнего, уничтожению конкурента. Человек в жизни своим «Я» изобретает желания или воспринимает их от общества и руководствуется ими при выборе поступков через осознание и воспитание. Животные, руководствуются только бессознательными желаниями и этим отличаются от человека. Животное хочет того, в чём нуждается, а человек нуждается в том, чего хочет. (К.Маркс). «Рыночные» желания, которые по отношению к жизни часто являются антагонистами бессознательному, не могут считаться разумными, поэтому их можно приравнять к поступкам шизофреника. Наши «старые» традиционные ценности вырабатывались веками в процессе борьбы человечества за существование. Уже это определяет такие желания соответствующими бессознательным инстинктам. Они соответствовали законам природных биологических систем, в которых интересы вида (общества) выше интересов индивида, а проявления биосоциальной взаимопомощи превалируют над конкуренцией. В ненарушенных природных биологических системах, в отличие от социальных систем, отсутствует внутривидовая борьба. Элементы внутривидовой конкуренции возникают в условиях уменьшения жизненного пространства и недостатка пищевых ресурсов. Традиционные ценности отражали коллективизм, любовь к природе, к Земле - нашей кормилице и общему дому, Родине, здоровый образ жизни, питание продуктами природы, отрицательное отношение к половым извращениям, бережное отношение к семье, поощрение гуманных качеств человека. В сжатой форме эти желания запечатлены в христианских Заповедях и в Моральном кодексе строителя коммунизма. В обществе, в котором люди проявляют такие желания, человек чувствует себя свободным, уверенным в благополучии завтрашнего дня, в необходимости гармоничного развития, сам становится сильным духом, творцом доброты для общества. Только люди страны с такими ценностями могли в короткое время воспитать в человеке самые гуманные качества, самые сильные чувства в сохранении жизни не только своей страны, но и Европы, породившей антигуманный, шизофренический фашизм.
Рождение капитализма произошло по философии Делёза и Гваттари, как отмечалось выше, из двух составляющих, каждая из которых были нежелательными, отрицаемыми обществом, явлениями. Торговый капитал, базой которого являлся неэквивалентный обмен и ростовщичество. Он соединился с оторванными от работы на земле, как источник жизни, крестьянской рабочей силой.
Капитализм родил новую этику.* «Summum bonum [высшее бла¬го] этой этики прежде всего в наживе, во все большей наживе при пол¬ном отказе от наслаждения, даруемого деньгами... эта нажива в такой степени мыслится как самоцель, что стано¬вит¬ся чем-то трансцендентным (за пределами познанного) и даже просто иррациональным по от¬ношению к «счастью» или «пользе» от¬дельного чело - века…». (Вебер. «Протестантская вера и дух капитализма»).
Для сохранения своего господствующего положения капитализм создал своим влиянием новые ценности, которые вызывали нездоровые желания. Главные из них – капитал с его виртуальными функциями, и либерализм в искаженном виде свободы не соответствующей характеристики данной К.Марсом свободы, как осознанной необходимости.
Шизофренизм виртуальной функции денег породил понятие «деньги делают деньги», т.е. бумажки делают предметы потребления (абсурд!).
Деньги вышли за рамки всеобщего эквивалента и превратились при капитализме в средство обмана в самых различных формах. От спекуляции до международного «разбоя».
«Рассмотрение проблемы денег с точки зрения желания нуждается в анализе с марксистской точки зрения. Досадно, что экономисты – марксисты слишком часто не идут дальше способа производства и теории денег, как всеобщего эквивалента, как она развита в первой главе «Капитала», не уделяя достаточного внимания банковской практике, финансовым операциям и особому обращению кредитных денег (а это и было бы возвращением к Марксу, к марксистской теории денег)». («Анти Эдип». Глава 3). Сегодня международные (капиталистические) банки (МВФ, стали орудием порабощения стран и народов.
Деньги, желание получить прибыль, рождает комплекс безрассудных «шизофренических» явлений в нашей повседневной жизни. Например, использование наполнителей, консервантов, искусственных заменителей, генетически модифицированной (ГМ) продукции при изготовлении пищевых продуктов. Многие из этих суррогатов сокращают срок жизни человека, отрицательно сказываются на наследственности, о чём мы порой не знаем или пренебрегаем предупреждениями, потому что такие продукты иногда несколько дешевле в продаже и бедное население вынуждено их употреблять. Использование при производстве лекарств в химико-фармацевтической промышленности химических соединений, подрывающих иммунную систему человека или поражающие его здоровые органы; подмена лекарственных препаратов не лекарственными, или с пониженной дозой лекарственных составляющих в них. Применение синтетических материалов, которые порой являются вредными для здоровья человека своими выделениями (игрушки, строительные материалы и др.). Таких примеров не счесть.
Наша иммунная система, созданная природой уже отступает под натиском новых болезней и инфекций, ранее подавляемых нашей защитой, жизнь наша укорачивается, во всех цивилизованных странах происходит вымирание населения, а молодое поколение рождается всё с большими пороками. И всему первопричина – наши желания, порождённые новыми ценностями.
Капитал разделил мир на сверх богатый «центр», купающийся в роскоши и «периферию», живущую в 100 раз беднее «центра». В США ежегодно расходуется свыше 100 миллиардов долларов на борьбу с последствиями переедания. И это при том, что в мире сегодня около 1 млрд. человек голодают, более 200 млн. детей страдают болезнями, связанными с недоеданием. Голодные бунты людей в мире стали частым явлением на Земле.
Капитализм в погоне за капиталом безрассудно уничтожает иссякающие ресурсы Земли. Поколение, которому уже не хватит ресурсов, чтобы иметь еду, деньги и работу, родилось.(Из материалов римского клуба,Рио-92). Капитализм, как система, неукротимым ростом производства и потребления уничтожает экологию и не реагирует на предупреждения ученых о возможных катастрофических последствиях. Обо всём этом мы уже говорили.
Капитализм, с помощью денег узурпировал СМИ, чтобы деформировать сознание людей, убеждая в безальтернативности рыночной экономики – важнейшего глубинного фактора кризисных явлений. На упоминание о достижениях другой экономики (советской цивилизации) им наложен запрет.
Капитал для сохранения своего господства насаждает глобализацию в своём понятии, уничтожая разнообразие национальных культур и цивилизаций. Всеми формами информации насаждает свои ценности, обеспечивающие его существование.
В погоне за расширением своего богатства капитал породил и побуждает к разрастанию явление терроризма, вселяющего людям постоянный страх за свою жизнь, за сохранение собственности человека, своего жилища, мира в регионе, стране.
Насаждаемый капиталистической пропагандой либерализм, как свобода эгоиста одиночки, вошел в прямое противоречие с необходимостью коллективных действий народов мира, глобальных материальных затрат на восстановление экологии, изменения взгляда на обитание для выживание человечества на Земле. О вреде либерализма для выживания человечества в современных условиях господства капитала, рассматриваемого с позиции желания, отдельный разговор.
Сегодня трудно назвать сферу нашей повседневной жизни, удовлетворяющую нашим элементарным потребностям. Углубился раскол общества. Этот раскол касается не только политических или идейных, но более фундаментальных мировоззренческих его основ. Он связан с пониманием того, что такое человек, что такое мир, что такое собственность, каковы идеалы, человеческие ценности и т.д. Кризисом охвачены даже международные структуры, созданные капитализмом для обеспечения своего господства.
В своём труде Делёз и Гватери не открыли двери в будущее, но их философские рассуждения дают право сказать, что главным магистральным путем выхода из кризиса, в котором оказалось человечество, является борьба за сохранение традиционных ценностей, опираясь на которые мы выживали (для нас восточнославянских) с их культурой. Этой проблеме посвятил другой фрейдомарксист Э.Фромм свой философский труд «Иметь или быть». Он утверждает, что этого можно добиться только через сознание людей, используя средства массовой информации и изменив образ жизни. Но СМИ, как главное средство воздействие на сознание человека находятся в руках власти буржуазии, а властью обладает частная собственность. Поэтому провозглашенная Марксом в Манифесте коммунистической партии главная цель угнетённых - ликвидация частной собственности и передача её народу по-прежнему и в современных условиях является актуальной.
Человечество должно осознать, что капитализм рождает всё новые условия вымирания человечества, что так жить больше нельзя, если нам дороги судьбы будущего поколения.

Важными политическими выводами труда является утверждение, что «рабочий класс превратился из могильщика капитализма в «группу слияния» по характеристике французского философа Ж.Сартра, а революционный потенциал переместился к маргинальным группам». Остро стал вопрос о необходимости революционных преобразований на жизнеобеспечивающих ценностях. Революционный потенциал переместился к интеллигенции, молодёжи, пенсионерам. Отсюда меняются движущиеся силы революции, её союзники. Требуют корректировки идеологические, организационные основы революционной партии, а также тактика действия. Да и сама революция не представляет обязательность вооружённого восстания, как это было в 1917 году. Осознание тупиковости дальнейшей нашей жизни в нынешних условиях, необходимости отказа от рыночной капиталистической системы, скорее всего, произойдет через коллективную волю народа, выбирающую власть над собой, то есть демократическим путём. Но условием этого является глубокая просветительская работа сознательной части населения с «зомбированными». И делать в условиях противодействия капитала должны, представители маргинальных групп, прежде всего – сознательная интеллигенция и передовая молодежь, используя как легальные способы пропаганды (под провозглашенным капитализмом лозунгом свободы слова), так и нелегальным распространением информационных материалов среди населения.
Переделка сознания человека наиболее эффективна в воспитании ребенка и юноши. Государство (в лице Совета по воспитанию и обучению молодёжи) обязано взять под свою опеку этот важнейший участок революционных преобразований человека.

24.05.2008г.



О рынке, рыночной экономике и плане

Рыночная экономика из уст современных экономистов от власти не имеет альтернативы.
В чем суть этого «феномена», этого двигателя прогресса? Неоспоримой особенностью является его стихийность, независимость. Принципы известны – любой спрос должен рождать предложение. Без всяких ограничительных «коридоров». Свобода для капиталистического рынка – обязательное условие. Никакого вмешательства, ни какого диктата из вне.
Но уже марксизм провозглашает «свобода это осознанная необходимость». Итак первое ограничение в сознание человека – свобода - осознанная необходимость.
Не будем углубляться в психоанализ, но констатируем – сознание «Я» подвержено влиянию бессознательного «ОНО», которое, в свою очередь не подвержено никакому внешнему диктату. Бессознательное «ОНО» диктует сознательному природные желания (инстинкты) сохранения и воспроизводства жизни (Эрос). Это природное влияние нельзя игнорировать как независимого ограничителя свободы (игнорирование – путь к смерти). Отсюда рыночная экономика с позиции неофрейдизма обязана быть ограничена коридором бессознательных желаний, не допускать производство товаров (рекламировать ценности), несущих потенциал смерти (Танатос). Тут примеров выхода из коридора не счесть, часть из них на виду – курение, алкоголь, наркотики, ГМП, пищевые продукты с добавлением наполнителей, ароматизаторов, консервантов, химически ядовитые синтетические материалы, красители, пресыщение наслаждением и многое другое, что мы потребляем, чем дышим. Кроме того, рынок производит и «навязывает» людям через рекламу массу товаров, которые человек не потребляет (многие предметы украшения жилья, быта и др). Эти товары хотя и не несут непосредственно потенциал Эроса и Танатоса, но являются большой нагрузкой на Землю (ресурсы, экология).
Таким образом, главный вред рыночной экономики кроется в том, что она сама с помощью подвластных СМИ (рекламы) формирует и возбуждает спрос (производство и потребление) без учета всяких ограничений вреда для человека. Это и есть «преимущества» капиталистической рыночной экономики, как стихийной системы без всяких ограничений. Такое стихийное развитие производства наносит колоссальный вред здоровью человечества и безудержно уничтожает ограниченные ресурсы Земли.
Рынку сегодня подчинено всё, включая науку, культуру, искусство. Всё продаётся и всё покупается. Творчество человека направлено только для извлечения прибыли. Это привело к деформации нашего разума
Ссылаясь на отсутствие в СССР свободы, приверженцы стихийного рынка безосновательно, нагло клеветали на «запреты» в развитии науки, искусства, культуры. Запретами они называли те «коридоры», направления, целевые установки которые ставились правительственными органами перед творческими объединениями, учреждениями культуры, научно-исследовательскими центрами и объединениями в качестве приоритетов, необходимых и востребованных народом для полезного развития социалистического общества в определённый период. Вредили ли развитию творчества такие направления и ограничения? Такие коридоры соответствовали ценностям Эроса, и этим можно объяснить оценку влияния свободы и ограниченной несвободы творчества. Легко сопоставить советское и сегодняшнее состояние культуры и искусства, если сравнить эффективность деятельности научных центров, творцов искусства, культуры тогда и сейчас. Что нового, полезного для людей создано в Украине за 16 лет «свободы» ? Какими достижениями науки, шедеврами песенного искусства, театра, кино, живописи, морали может хвалиться талантливый украинский народ, чем он удивляет мир сегодня? К великому сожалению только нечестностью, постоянными конфликтами внутри страны и с соседями, раболепием и нищенством, значительным снижением авторитета страны в глазах честных людей мира.
Константин Леонтьев, анализируя творчество человека обратил внимание на положительное влияние таких «коридоров» в раскрытие творческих способностей многих людей. Он считал, что отсутствие подсказанной тематики, направления творчества «обезоруживает» в выборе творческого труда.
Такие «коридоры» позволяли, кроме того, привлекать и концентрировать силы и средства более широкого круга творцов. Практика творчества советских людей полностью подтверждает это предположение философа. Мы и сегодня восхищаемся глубоким содержанием советских кинофильмов, советских песен, спектаклей, разнообразием телевизионных программ. Достижениями советских учёных нам остаётся только гордиться, вспоминая о космонавтике, атомной энергетике, военной технике и многих других «коридорных» отраслей.
Деньги, конкуренция, бизнес создали свой «коридор» в эволюции человечества, отсюда и такие негативные успехи страны. Не «свобода» ли тому виной? Это не народная свобода, а свобода творческого индивидуума бизнесмена, свобода денег, свобода коридора новых ценностей!
В Советском Союзе капиталистической рыночной экономике был противопоставлен «план». Практика советской действительности показала, что плановое ведение народного хозяйства в мобилизационный период (необходимости сосредоточения сил и средств на научно обоснованном оптимальном направлении развития хозяйства) была полностью оправдана. Плановая система СССР обеспечила победу народа в Великой Отечественной войне и к концу 1948 (за 3 года!) полное восстановление разрушенного народного хозяйства. Великий взлёт Советской цивилизации обязан и плановой экономике.
Но плановое развитие народного хозяйства после окончания мобилизационного периода уже не могла удовлетворять возросшим потребностям общества и стала одной из причин гибели СССР.
Расширенные рамки желаний людей не стали удовлетворяться предложениями производимых своим производством товаров потребления. Это послужило предметом критики нашего планового хозяйства и зависти капиталистическому Западу, особенно наиболее обеспеченной интеллигенцией.
«Слабостью» планового ведения хозяйства является его «суженность коридора» разумного развития. Наша промышленность отстала от Запада по производству товаров изысканного спроса, спроса не нужды, а спроса наслаждений.
С позиции психоанализа расширение поля желания советского человека должно было ограничиваться в обществе воздействием на сознание человека необходимостью, целесообразностью и возможностями их удовлетворения.
Ограничением удовлетворения желаний того периода (особенно молодёжи) должны быть оценки самих желаний по критериям «Эроса» и «Танатоса» (потенциалов жизни и смерти) и по материальным возможностям страны по мере её развития. К сожалению, этого воздействия на сознание людей не было, вместо этого практиковались всевозможные запреты.
«Очевидно, что одна из величайших трудностей для организации условий подлинной демократии состоит в противоречии между плановой экономикой и
активным сотрудничеством каждого индивида. Плановая экономика в масштабах сколько-нибудь крупной промышленной системы требует значительной
централизации, а следовательно, и бюрократического аппарата, способного управлять этой централизованной машиной. Вместе с тем, чтобы каждый индивид и каждая, даже мельчайшая, общественная ячейка могли активно участвовать в контроле и управлении системой в целом, необходима значительная децентрализация. Если планирование сверху не будет сочетаться с активным
участием снизу, если поток общественной жизни не будет постоянно восходить снизу вверх, плановая экономика приведет к новой форме манипулирования народом. Решение проблемы сочетания централизации с децентрализацией - одна из главных задач, стоящих перед обществом. Эта задача, очевидно, не более сложна, чем те задачи технического плана, которые мы уже решили, которые дали нам почти полное господство над природой. Но решить ее можно только в том случае, если мы осознаем, что это необходимо, и если будем верить в людей, в их способность заботиться о своих подлинных человеческих интересах.» Э.Фромм «Бегство от свободы» стр.103

Сейчас, в условиях понимания необходимости ограничения расходования земных ресурсов, их экономии, принятия срочных мер по сохранению жизни человечества, восстановления нарушенной сферы обитания всего живого, возникла острая потребность в перехода к плановому развитию хозяйств. Необходимость отказа от капиталистической рыночной экономики учёными было громко сказано ещё в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Однако, рынок, как средство товарообмена (но не рыночная экономика) и как стимулятор развития творчества производителей товаров (в ограниченной сфере – «коридоре»!) может и должен сочетаться с планом. Рынок, как дополнение к «плану» полезен в направлении создания технологии производства товаров по критерию «Эрос» (жизнеобеспечения) с наименьшими сырьевыми и энергетическими затратами. Такой рынок может ускорить вывод страны из кризисного состояния.

Юдин В.И. г.Запорожье 28 июля 2008г.



В своём ли мы уме?

Нас усиленно переделывают. Переделывают наше сознание, убеждения. Переделывают так, чтобы мы становились хуже чем животные (если считать, что животные хуже нас тем, что не имеют разума). Мы уподобляемся безумным.
Начнём с самого близкого нам и дорогого - денег. Деньги наше богатство, деньги приносят счастье! Так мы считаем. Но наша история сохранила противоречивые поговорки о роли денег в жизни человека. «Деньги крылья», «Это знаем, что с деньгами и попьём и погуляем»,
«Не в деньгах счастье», «Деньжура спать не даёт», «Деньги прах; ну их, в тартарарах!»,
«Для чего нам ум, были б деньги да спесь»,«Много друзей коли денежки есть».
Почему так противоречиво в поговорках характеризуются деньги? Вероятно потому, что, с одной стороны, деньги как средство товарообмена, всегда были необходимы человеку, зарабатывались тяжелым трудом, но одновременно рождали обман – «Деньги счёт любят», «У них деньги хорошие, они верно платят».
Одна из форм обмана связана с торговым капиталом. Каждый продавец старается продать свой товар подороже, а покупатель купить подешевле. Это стремление нарушает денежный эквивалент, что уже является средством накопления богатства, обманом.
Другая форма обмана связана с ростовщичеством. «Погоня за благами, превосходящими разумные потребности, есть ошибка. Извращением является, к примеру, ростовщичество, которое ничего не производит» (Аристотель). Ростовщичество отвергалось христианской церковью и обществом и запечатлено в библии изгнанием менял из церкви.
И первая форма обмана и вторая послужили рождению капитализма, банковского капитала с «виртуальными» функциями денег.
И вот уже родились убеждения «деньги делают деньги». Настолько это укоренилось в нашем сознании, что мы принимаем этот фантом за истину. На самом деле это обыкновенное перераспределение прибавочной стоимости, то есть соучастие в эксплуатации чужого труда путём обмана.
.Люди делают материальные ценности, а деньги, как и в товарообмене могут терять роль эквивалента (через спрос и предложение) и выполнять роль обманщика. Банковские операции (махинации) не являются ли скрытой формой эксплуатации людей через высокий процент при кредитовании и штрафов за просрочку возврата? На этом люди построили целую «гуманную» форму деятельности -- БИЗНЕС. И мы уже признаём этот обман за норму жизни.
И возносят удачников этой «трудовой деятельности» на вершину добродетели, обожествляют их, делают их идеалами для подражания. А в самом деле это хорошие изобретатели обмана людей. Для этих людей бизнес включает все виды обмана, в том числе и противозаконные (капиталистические!). «Законы бизнеса» не только антигуманные и преступные, несущие несчастье их жертвам, но они несут несчастье и самим бизнесменам. Спросите у бизнесмена о «законах бизнеса». Откровенный бизнесмен расскажет обо всех хитростях этого искусства обмана. «Сегодня ты на коне, а завтра нищий или труп». И это осознание не удерживает их от изобретения все более хитроумных форм обмана. Обман - главный двигатель бизнеса.
Но, обратите внимание – бизнес стал целью и формой не только отдельных людей, но и государства. Вот уже Ющенко, Путин, Тимошенко говорят о государственном бизнесе.
Что там государство! Уже создан и успешно надувает целые государства главные бизнесмены - МВФ, ВТО, Всемирный Банк реконструкции.
А транснациональные компании не мировые грабители народов? Вывески у всех этих бизнесовых организаций самые гуманные, реклама самая привлекательная, но не от последствий ли их деятельности вымирают народы? Вымирают народы в странах третьего мира от голода, при переполненных продовольствием магазинах. Вымирают от болезней, рожденных ненормальным питанием; невозможностью лечения из за его дороговизны, невозможностью использовать медикаменты по той же причине – бедности народа.
Уже и медицина вовлечена в бизнес. Всё это мы не только видим, но и ощущаем на себе, когда нуждаемся в медицинской помощи.
Искоренить коррупцию! Сколько об этом разговоров в мире, сколько предложений и мер принимается, чтобы перекрыть каналы коррупции. Не получается! Коррупция имеет место во всех странах с рыночной экономикой, в том числе и в США. Где культура повыше, там уровень коррупции несколько ниже. У нас, вместе со снижением уровня культуры и сознания людей, внедрения новых ценностей и моральных критериев коррупция приняла невероятные размеры. Истоками коррупции являются многие факторы нашей жизни, но главными являются условия производства (рыночная экономика, бизнес), культура общества и «законопослушность» её членов, особенно чиновничества.
Мы стимулируем развитие бизнеса и, одновременно боремся с коррупцией. Но это же близнецы – братья. Как можно одной рукой бороться с коррупцией, а другой его насаждать?
Бизнес это экономическая деятельность, приносящая прибыль. Прибыль при капитализме - превращенная форма прибавочной стоимости. Зная марксизм, мы оцениваем присвоение капиталом прибавочной стоимости, как несправедливость, обман, непримиримое противоречие труда и распределения. Ну, а прибыль бизнеса разве не прибавочная стоимость, разве она присваивается не бизнесменом? Какое то раздвоение понятий –эксплуатация плохо, а бизнес хорошо!
У бизнеса и коррупции общий корень – капиталистические рыночные отношения.
Как бизнес рождает коррупцию? Можно ли избежать коррупции при сегодняшней форме предпринимательства (бизнесе)? В нашем предпочтительном отношении к бизнесу лежит тоже раздвоение понятия предпринимательства, которое сегодня называется бизнесом.
У Даля предпринимательство – исполнять какое либо новое дело, приступать к совершению чего либо значительного. Это цель, которая рождает способы деятельности, улучшает жизнь человека. Разве в такой трактовке предпринимательство предосудительно? А Бизнес по словарю иностранных слов - деятельность, дающая прибыль. Цель уже другая, другие и способы деятельности. Бизнес это тоже предпринимательство, развитие, но какое? Развитие стихийное, рождаемое удовлетворению спроса -желаниям, в том числе и жизнеубивающим (наркотики, алкоголь, табак, ГМ продукция и т.д.). Это второй минус бизнеса.
Развитие должно носить Эрос – потенциал жизни, а не Танатос –потенциал смерти. А такое направление может обеспечить только плановое развитие производства, осуществляемое на научной основе и отрицающие всё, что противоречит бессознательным инстинктам человека.
Приверженцы рынка утверждают – рынок обеспечивает быстрый рост производства. Но стихийный рост приводит и к экономическим кризисам, к производству «вредному» для человека факторов, не считается с иссякающими природными запасами Земли.
А плановое хозяйство? Быстрый экономический рост СССР в предвоенные годы (да - мобилизационный!) имел по темпам не меньшие результаты, чем сегодняшний рынок. За 22 года СССР превратился в страну, способную в противоборстве одолеть самую передовую военную капиталистическую машину, спасти человечество от уничтожения. А что сейчас с темпами роста материального производства? Россию выручают природные ресурсы и их мировая стоимость. А Украина за 17 лет до сих пор не может достичь уровня 1991 года. Вот практический результат воздействия современного рынка, руководимого богатым конкурентом.
Тот, кто ссылается на темпы роста западноевропейских стран, не понимают - за счет чего происходит этот рост и, позволит ли Запад нам подниматься с темпами выше, чем у них (мы всегда будем в числе аутсайдеров).
Еще одно понятие укоренилось в нашем сознании в искаженном виде. Конкуренция и соревнование – понятия по разному трактуются в словаре иностранных слов и в русском словаре Даля.
Конкуренция по словарю иностранных слов – борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли. Эта борьба предусматривает уничтожение конкурента.
Конкуренция по Далю – соперничество или состязание в торговле и в промыслах, соискательство, соревнование. Соревнование – состязаться с кем-то, идти наперегонки, стараться не отстать и перегнать в каком-то деле, соперничать, совместничать, ревностно стремиться за другими.
Предлагается самим проанализировать принципиальную разницу в русской и иностранной трактовке понятий, кажущихся тождественными.
Что явилось основой для раздвоения понятий? В чём общий корень иностранной трактовки понятий, которые сейчас настойчиво прививают нам.
А общий корень зла лежит в частной собственности, в страсти к личной наживе, к накоплению богатств. Чтобы понять сущность частной собственности обратимся к позиции психоанализа. С позиции бессознательных желаний (первичных инстинктов) собственность является продуктом «про запас», так называемый – «на чёрный день». Животное избыток пищи прячет для своего личного потребления (личная собственность), на случай наступления голода. Человек этот личный «про запас» (собственность личную, необходимую в качестве гарантии на случай ограничений в удовлетворении потребности) превратил в собственность частную, используемую в качестве орудия для присвоения чужого труда, для лишения личной собственности других. Отсюда «человек человеку волк». Ещё греческий философ Платон призывал к отказу от честной собственности, чтобы исключить из общества корыстолюбие, алчность. Теперь уже частную собственность превратили в священную, в то время как Маркс обнажил всю обманную природу этой частной собственности. А главной функцией человеческой организации – государства является охрана неприкосновенности частной собственности. Разве не абсурд превозносить, как лозунг «свобода каждому» при этом использовать этот же лозунг для обогащения за счёт других.? В том, что люди свыклись, смирились с этим противоречием и заключается наша шизофрения.

Юдин В.И. 02.06.2008г. гЗапорожье




Потребление в рыночной экономике

Как живое существо человек требует постоянного потребления, расходуемой при движении энергии. Кроме того, человек потребляет защитные средства от природных раздражителей. Наконец, человек «сознательный» требует удовлетворения духовных потребностей.
Предметы, которые удовлетворяют наши потребности, мы считаем полезностями или благами.
Эти блага могут носить прагматический характер (продукты питания, одежда и т.п.), или ритуально-символический (предметы с «глубинными» ценностями – книги, мебель, машины). Предметы потребления мы разделяем по их важности для потребления, и по их рыночной стоимости. Это определяет наши покупательские возможности. Мы смотрим на цены, качество.
На наше желание приобрести покупку влияют также и другие факторы – эффекты, порожденные рыночной экономикой. (Например, эффект нежелания покупать товар, который покупают большинство, потребность покупать товар, из-за возрастания или понижения его цены, спрос основанный на капризе или прихоти, желание соответствовать моде и другие).
Именно эта нефункциональная сторона спроса очень часто становится причиной совершения акта потребления, т.е. товар в данном случае приобретается не ради его функциональных качеств или получения пользы, а ради достижения каких-то других культурных или социальных целей. Такое потребление можно назвать потребительством.
Потребительство не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в процесс не только выбора, но и постоянного обновления вещей в угоду моде. Потребительство в итоге потеряло свою основную функцию – оно перестало быть средством для обеспечения нашей жизни. Потребительство стало целью жизни.
Старт потребительству дали США. Баснословно разбогатев за годы второй мировой войны США стала самой богатой страной мира. Средний американец, в сравнении с жителями других стран выглядит богатеем. Обильное потребление изысканных «заморских» яств и напитков в престижных ресторанах и кафе состоятельным классом, форсированное развитие сети «Макдональдсов», пренебрежение режимом питания из-за трудовой занятости средним и бедным классом, привело к тому, что в США ежегодно, как это уже упоминалось, расходуется более 100 миллиардов долларов только на борьбу с последствиями ненормального питания (ожирения)
Покупка товаров стала культом. А в период сезонной распродажи товаров американцы превращаются в безумцев, массово, буквально толпами бросаются в маркетинги, скупая совершенно ненужные им уцененные товары. Сама покупка, стала потребностью, модой.
Особое место в мире вещей американцев стал автомобиль. Автомобиль превратился в предмет повседневной жизненной потребности (при наличии дешевого общественного транспорта!). Количество автомобилей личного пользования в США стало соизмеримо с количеством населения в стране. В семьях стало частым явлением иметь персональный автомобиль каждым членом семьи. Автомобили превратились в символ богатства семьи, стали предметом культа роскоши, их стали постоянно обновлять с появлением новых моделей. Стала жизненной модой схема пользования престижем -- «Приобретение вещи – временное обладание и пользование ею– выбрасывание или выгодный обмен на новую модель – новое приобретение».
Вслед за США, за счёт обворовывания третьего мира, с активной помощью США (с громадной выгодой для них) таким же обществом потребления стали некоторые страны Западной Европы. Это богатство к ним пришло через созданные в 1944 году Международный валютный фонд, Всемирный Банк и ГАТТ (соглашение о тарифах и торговле – нынешняя ВТО). Эти три структуры были связаны между собой обязательствами, что Мировой Банк не будет предоставлять кредиты стране, которая отказывается присоединиться к МВФ или выполнять условия ГАТТ (ВТО). И это было не только надёжным условием сохранения своего финансового превосходства и эксплуатации, но и условием насаждения новых потребительских ценностей в мире необходимых для производства ТНК. Эти новые рыночные ценности, навязываемые рекламой, явились прочной основой безудержного расширения производства всё новых потребительских товаров, что обеспечивало невиданные прибыли корпорациям (странам) производителям.
Огромное количество надуманных потребностей (от электрической зубной щетки до машинки для завивки ресниц), удовлетворить которые нам предлагают различные Транснациональные компании, окружают нас и кажутся нам настолько же естественными, как ежедневный утренний туалет. Мы окружаем себя вещами, единственная польза от которых это возможность обладать ими.
Рыночная экономика с её неограниченным предложением товаров потребления, с помощью рекламы родила новое явление в психологии людей страх перед будущим.
Всякое стремление к обладанию вещами обусловлено наличием фактора времени: обладать, значит гарантировать себе определённость в будущем. Безотчетный страх перед временем заставляет человека создавать вокруг себя мир вещей, которые всегда будут с ним. Это позволяет уничтожить тревогу, страх и приобрести спокойствие, уверенность.
Обладание вещами для людей становится фактором самостоятельности. Принцип таков: «Где и каким образом была приобретена собственность, а также как я собираюсь поступить с ней, никого, кроме меня, не касается, моё право на собственность абсолютно и ничем не ограничено».
Для человека становится важным уже не какие-то качества товаров, делающим его пригодным для использования или для удовлетворения нужд, главным становится сам факт обладания ими. Обладание собственностью, например автомобилем становится частью имиджа данной личности, он говорит о её статусе: «Скажи мне, что ты потребляешь, и я скажу кто ты». По тому, что мы едим, какую одежду носим, на каких автомобилях ездим, и где отдыхаем, каждого можно причислить к той или иной социальной группе. Это стало средством для фальсификации своего имущественного положения в глазах окружающих. «Демонстративное потребление – это использование потребления для доказательства обладания богатством, потребление, как средство поддержания репутации» (Т.Б.Веблен)
Спрос на предметы потребления в рыночной экономике формирует маркетинг с рекламой, которые управляются Транснациональными корпорациями – конструирующие, производящие и реализующие через торговлю товары. От прогноза спроса потребителя они переходят к его формированию. Ключевыми словами в рекламе стали – «круто», «модно», реклама крутых фирм, фирменных знаков.
Реклама апеллирует не к разуму, а к чувству; как любое гипнотическое внушение, она старается воздействовать на свои объекты эмоционально, чтобы заставить их подчиниться интеллектуально. Реклама этого типа воздействует на покупателя всеми средствами: ему снова и снова повторяют одни и те же формулы; на него
воздействуют авторитетом какой-нибудь звезды общества или знаменитого боксера, которые курят именно эти сигареты; его привлекают и одновременно
притупляют его критические способности сексуальными прелестями красавиц, изображенных на плакатах; его запугивают тем, что от него дурно пахнет, либо поощряют его мечты о внезапной перемене в жизни, которая произойдет, как только он купит вот эту рубашку или вот это мыло. Все эти методы в основе иррациональны, они не имеют ничего общего с качеством товаров, они усыпляют и убивают критические способности покупателя, как опиум или прямой гипноз. В такой рекламе есть элемент мечты, воздушного замка, и за счет этого она приносит человеку предельное удовлетворение - точно так же, как и кино, но в то же время усиливает его чувство незначительности и бессилия.
По сути дела, эти методы усыпления способности к критическому мышлению гораздо опаснее для нашей демократии, чем открытые нападки на нее; в смысле
же воздействия на человеческую личность они гораздо безнравственнее непристойной литературы, издание которой наказуемо. Потребительское движение пытается восстановить критические способности, достоинство и самоуважение
покупателя и, таким образом, действует в том же направлении, что и профсоюзы; однако до сих пор это общественное движение не вышло за пределы
скромных начинаний.
Все сказанное касается не только экономической сферы, но и политической. На заре демократии существовало множество самых различных организаций, в которых человек мог конкретно и активно участвовать в
голосовании за определенные решения или конкретных кандидатов в выборные органы. Вопросы, которые там решались,- так же как и кандидаты - были ему
знакомы; голосование, часто проводившееся на общем собрании всего населения города, было конкретным актом, при котором индивид в буквальном смысле слова
считался. Сегодня избиратель имеет дело с гигантскими партиями, которые так же далеки от него и так же подавляют, как гигантские промышленные
корпорации. Различия предвыборных программ сложны и становятся еще сложнее оттого, что их всеми способами затемняют. Перед выборами избиратель еще
может мельком увидеть своего кандидата, однако с распространением радио он, по-видимому, лишится и этой возможности и, таким образом, потеряет последний
шанс зримо оценить "своего" кандидата (6) .Фактически ему предлагается выбор между двумя-тремя кандидатами партийных машин; но он этих кандидатов не выбирал, он почти ничего о них не знает, их взаимоотношения так же
абстрактны, как почти все остальные отношения.
Методы политической пропаганды усиливают чувство ничтожности избирателя, так же как методы рекламы воздействуют на покупателя. Повторение
лозунгов, упор на такие факторы, которые не имеют ничего общего с принципиальными разногласиями,- все это усыпляет его критические способности. Ясное и рациональное обращение к его мышлению - это скорее
исключение, нежели правило в политической пропаганде, даже в демократических странах. Сталкиваясь с размерами и мощью партий в том виде, как это изображено в их политической пропаганде, отдельный избиратель не может не чувствовать себя крошечным и ничего не значащим.

Для ускорения реализации товаров рыночная экономика широко пропагандирует потребительский кредит . Это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заёмщику на условиях возврата с уплатой приличного процента. Такие карточки охотно берёт молодежь, не обращая внимание на пагубное влияние, при этом, значительной суммы долга на качество их жизни.
Как мы (не средний класс) живём в этой рыночной обстановке? Как мы питаемся? Постоянно растут цены на самые необходимые продукты питания, а нехватка денег заставляет потреблять продукты подешевле да покалорийней. Продукты питания, те, что прошли индустриальную обработку (продаются в магазинах) опасно потреблять. Часто они содержат в себе различные заменители, консерванты, или генетически модифицированные компоненты – что является, мягко говоря, не полезным для человека. Рыночная экономика толкает производителей продуктов подменять естественные продукты суррогатными, неестественными.
На рынке также опасно покупать продукты, так как они минуют всякий санитарный контроль. Больше всех страдает детский организм, отравления детей стало частым явлением. До 50-х годов XX века только 4% всех родившихся детей обладали тем или иным врожденным дефектом, в 2001 рождение таких детей достигло катастрофической величины – 73,8%!
Но и мы все постоянно отравляемся продуктами рыночного общества. Организм взрослого человека незаметно накапливает в себе отраву и теряет иммунитет. Мы стали чаще болеть, но и тут нас подстерегают неприятности не только из-за дороговизны лекарств, но и их возможных подмен. В России проверками выявлены в аптеках около 30% фальшивых лекарственных препаратов, а у нас о таких проверках мы и не слышим. Вот потому и вымирает мы.
Мы создали вокруг себя мир удобств, облегчающих труд. Автомобиль, освободивший нас от «лишних» пеших движений, многочисленная электробытовая техника, электроника, средства связи и информации без которой немыслима наша сегодняшняя жизнь, сделали нас зависимыми от окружающего мира. Нашу зависимость от мелких и больших удобств мы ощущаем в случае неожиданных отключений электроэнергии, которые временно «выключают» нас из активной жизни, делают нас беспомощными.
В своём потребительстве широкого ассортимента различных потребляемых и не потребляемых нами вещей, мы деградируем в потреблении культурных ценностей созданных человечеством на протяжении всей истории. Деградирует (под лозунгом свободы) искусство, деформируется спорт (массовость уступила место шоу-бизнесу), обедняется и опошляется язык, оскверняется историческая память. Снят лозунг «Искусство принадлежит народу», потому что искусство теперь не имеет цель сделать человека лучше, добрее, честнее, крепче физически, приблизить к природе. И здесь цель примитивно проста – извлечь прибыль.
А как же жили наши предки без всех этих удобств? Жили, не тужили! Радовались жизни не менее, чем мы сейчас. Наши предки оставили нам свои ценнейшие предметы разносторонней культуры. При всей их отсталости (промышленной, социальной), в сравнении с нами, они развивались более гармонично. Имели тесную связь с природой, которая их питала всем, давала возможность наслаждаться красотой этой самой, тогда еще не изуродованной нами природы, но требовала от нас затрат нашей физической энергии, труда. Но те физические затраты не сокращали продолжительность нашей жизни, они укрепляли нашу иммунную систему, не уменьшали радости жизни.

Конечно, это сравнение ни в коем случае не отрицает необходимость определенных удобств и форм удовлетворения жизненных потребностей. Но при этом нужно чётко представлять цену всему этому потреблению. Потребление это не только расходование ограниченных земных ресурсов, это ещё и засорение природы отходами потребления. О том, что и то и другое уже приняло угрожающие размеры и их темпы определили срок земного коллапса, предупреждают нас учёные. Они настойчиво требуют остепениться! И чем раньше это произойдёт, тем меньшими ограничениями и безболезненней мы поплатимся за своё расточительство. Без многих удобств мы можем обойтись, особенно исключив такие, которые нас освобождают от ограниченных физических нагрузок, алкоголя, тобакокурения, наркотиков, искусственных наслаждений и др.
Вывод:
1.Основой общества потребления являются природные ресурсы, многие из которых невосстановимы. Общество потребления ограничивает и лишает будущие поколения жизненных ресурсов. Мы ведем расточительный образ жизни, не заботясь о наших детях, внуках и потомках.
2. В обществе потребления поощряется ускорение процессов. В том числе ускоряются отрицательные, разрушительные процессы.
3.В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Так, например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а производитель как бы не при чём.
4.Потребительство есть одно из разновидностей нефункционального спроса, т.е. потребления товара не ради его функциональных качеств или получения пользы от использования товара по прямому назначению, а ради достижения каких-то других культурных или социальных целей. Потерян трезвый взгляд на природу потребления.
5. Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведёт к «оболваниванию» людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование общественным сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть.
6.Основной целью человека становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации – лишь «побочный эффект».
7.Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным.
8.Основным фактором различных тенденций в потребительском поведении является психология человека, которая провоцирует возникновение всё новых и новых символических потребностей.
9. Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путём к счастью или даже получению максимума удовольствия.
10.Экономический прогресс, приведший к потребительству, коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными всё более и более увеличивается.
11.Сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности – или обе вместе – способны уничтожить всю цивилизацию и вообще жизнь на Земле.


12.Конечным результатом развития идеологии и психологии потребительства становится то, что цель жизни каждого человека начинает пониматься не как стремление к счастью, любви, внутренней душевной гармонии, а смысл существования человечества – не как социальный и духовный прогресс. Человек превращается в «потребительскую машину».
Люди забывают о главном: что жизнь, это не совокупность окружающих их вещей, и не их бездумное присвоение, а вечное стремление к красоте и истине.

Юдин В.И. 03.07.2008г. г.Запорожье