Выступая с докладом в парламенте, китайский премьер Вэнь Цзябао предупредил, что 2009 год будет тяжелым. Тем не менее он поставил целью добиться увеличения ВВП на 8%. Решение этой задачи потребует, чтобы правительство сделало упор в стратегии не на экспорт и инфраструктурные проекты, как было раньше, а на поощрение потребительского спроса. По мнению экспертов, преодолеть спад и безработицу Пекин сможет, если пойдет на серьезное увеличение бюджетного дефицита.
Cессии парламента – Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) – созываются раз в год.
На сей раз главной в повестке стала тема борьбы с последствиями кризиса, который, по признанию главы правительства Вэнь Цзябао, поставил перед страной «беспрецедентно сложные проблемы». Вопрос, который в первую очередь занимал наблюдателей, состоит в следующем: сообщит ли премьер об увеличении ассигнований на стимулирование экономики по сравнению с теми мерами, которые были объявлены ранее? Как писала «НГ», Пекин выделил на эти цели 4 трлн. юаней (585 млрд. долл.).
Но Вэнь в своей обширной речи новых вливаний со стороны Центра прямо не обещал. Он сообщил, на какие крупные строительные проекты и программы выделены средства. Однако осталось неясным, представляют ли собой эти цифры совершенно новые расходы или являются частью «пакета стимулов», обещанного ранее. Этот «пакет» для обозревателей был закрытым. И в докладе Вэня свет на его содержимое так и не был пролит. Тем не менее премьер постарался настроить депутатов и всю Поднебесную на оптимистический лад. Он подчеркнул, что экономическая политика партии и правительства носит продуманный и осторожный характер, а перспективы страны остаются позитивными.
Один из самых впечатляющих моментов в речи премьера – его обращение к потребителям. Китайцы славятся бережливостью. Из-за этого потребление всегда отставало от общего роста экономики. Вэнь призвал поощрять потребление таких предметов ежедневного обихода, как обогреватели и воздушные кондиционеры в деревнях. А горожан будут побуждать приобретать новые квартиры и автомобили с помощью кредитов и сокращения налогов. Таким образом, правительство делает ставку на то, чтобы изменить вековые взгляды и привычки соотечественников.
Впрочем, главной заботой государства, как и прежде, остается поддержание стабильности в обществе. А ради этого в первую очередь необходимо обеспечить достаточные темпы роста и сдержать увеличение безработицы. Вэнь обещал рост ВВП в 2009 году на 8%. В прошлом году этот показатель составил 9%, несмотря на негативное воздействие финансового кризиса в четвертом квартале.
Для любой западной страны такие темпы казались бы феноменальными. Но, учитывая большой приток новых рабочих рук на рынок труда каждый год, сохранение высоких показателей роста в Китае является единственным путем к обеспечению молодежи рабочими местами и предотвращению массовых протестов. Из-за резкого сокращения продаж китайских товаров в США и Европе уже сегодня закрываются тысячи предприятий в районах экспортного производства. Так, только в провинции Гуандун потеряли работу около 20 млн. мигрантов, приехавших из деревни. Работодатели нередко не выплачивают им зарплаты, и тогда вспыхивают забастовки или даже бунты.
Словом, 8-процентный рост для Китая – это необходимость. Но насколько реально его добиться? В беседе с «НГ» главный научный сотрудник ИДВ РАН Яков Бергер сказал, что все зависит от того, сколько денег кинет Пекин на борьбу с кризисом. Пока что выделенная сумма составляет примерно 10% от ВВП 2008 года. Но значительную часть ее предполагается собрать за счет частных компаний и правительств провинций. Однако надежды на них не очень оправдываются. Поэтому Пекин был вынужден пойти на сведение бюджета с дефицитом в 3% ВВП в нынешнем году.
Если этих вливаний окажется недостаточно, придется увеличить дефицит. В принципе сделать это можно, но за счет Центра и с большим напряжением сил. Естественный темп роста экономики КНР в 2009 год должен был составлять примерно 6,2%, заключил эксперт.
Во внешнеполитической части доклада обращает на себя внимание раздел, посвященный Тайваню. Вэнь сказал, что готов создать условия для того, чтобы покончить с враждебностью, отличавшей отношения между материком и островом в течение шести десятилетий. Предполагается провести переговоры по военным проблемам, чтобы достичь соглашения о мире.
При этом Китай по-прежнему считает, что Тайвань является частью его территории. То есть фундаментальные разногласия между Пекином и «мятежным островом» не устранены. Все же в Тайбэе в осторожной форме приветствовали заявление Вэня.