>>>>А как он мог пойти "туда"? Урбанизация является следствием индустриализации.
>>
>>В полумифическом Древнем Риме и в реальном Константинополе выходившая за рамки разумного урбанизация становилась не следствием индустриализации, а следствием невозможности(по законам государства) свободного труда на земле. Т.е. трудиться-то было можно, но массовый рабский труд был эффективнее труда свободного. В итоге приехавший в город никому не нужный человек мог выжить за счет государственных "хлеба и зрелищ", что было почти невероятно на собственном клочке земли при наличии фискальных законов.
>
>>Сейчас мы имеем то же самое. Урбанизация(причем за счет столиц) нарастает, а в городе количество именно рабочих, индустриальных мест - только сокращается. Все остальное - скрытые формы безработицы.
>
>Речь идёт о конкретной ситуации в СССР. Игорь пытается утверждать, что можно провести индустриализацию, не увеличивая процент городского населения.
Честно говоря, можно. Только с поправкой: не городского населения в целом, а городского населения крупных городов.
Большая часть городского населения России живет в малых городах, условия жизни в которых недалеко ушли от сельских. С высокой долей частного сектора и приусадебными участками. С близостью к природе.
Даже в Туле значительная часть работников Оружейного завода жила перед войной в домах частного сектора. С садами и огородами.
Но основной труд этих работников переставал быть сельскохозяйственным. Они главным образом трудились бы в промышленности.
И, что самое главное, это основная схема развития промышленности России. При Екатерине, когда дворянство обсуждало реформы, прояснилась такая цифра. Из 7 млн. крестьянских душ(мужских, понятно), собственно земледелием занимались 3.5 млн. Остальные находили применение своему труду в промышленности: льняной, полотняной, дегтярной, канатной и пр. на сотнях небольших заводиков, стоявших по всем рекам(по которым и осуществлялись перевозки на барках летом и на санях зимой), собственно в извозе, гужевом и барочном.
Все они, тем не менее, считались крестьянами.
Кризис этих видов производства произошел около середины 19 века. Железные пароходы европейских стран перестали нуждаться в канатах, парусине, смоле. Переход на нефть(и керосин в освещении) снизил спрос на смазочный деготь, на осветительное масло.
И русская деревня оказалась перенаселена людьми, которым и податься некуда, и крестьянский труд их тяготит.