>> Если бы Вы попробовали бы назвать трудящихся при социализме - наемными рабочими публично - Вас бы посадили.
>
>Ну это просто не так. Скажем, в учреждениях, где работали одновременно и военнослужащие или милиционеры, и обычные граждане со стороны, так категория просто и назвалась - вольнонаемные.
Вы не про то пишите.
>Опять же, там, где работали на исправительных работах за нетяжелые преступления(задавил кого-то, по разгильдяйству или недосмотру из-за человека произошла крупная авария с пострадавшими или даже с гибелью людей): типа "на химии", на всевозможных стройках, на шахтах и рудниках, - рядышком с ними работали вольнонаемные. И никто этого слова не чурался.
Этого не чурались. Я говорю, что если бы Вы публично назвали бы советских трудящихся наемными рабочими - Вас бы посадили. Был такой штамп - капиталисты - наемные рабочие. В СССР так не могло быть.
Потому что большинство работавших были именно работаюющими по найму. И ничего более.
Пардон, это был не найм, а вольный найм. В советской официальной терминологии - свободный труд.
>Даже по мироощущению. Огромные массы народу просто не задумывались о высоких материях, за оговоренную зарплату выполняли работу, которая была простой и непрестижной. К государству относились как к простому работодателю. "Лишь бы платили хорошо" - это из советского времени.
Это соотвесттвовало мироощушению мешанства, с которым идеологически боролись. Осуждающихъ фильмов и книг про эту борьбу полно и снято и написано. Правильно осуждали.
>До ощущения единства со страной, с народом, с государством - еще дорасти надо. А слишком многие - не дорастали. Свои права - это знали!
Дорасти то надо, но это декларировалось, как идеал, на официальном уровне. Это главное. Как Христос не может быть ни один христианин, но Христос для каждого - идеал. Сейчас такие идеалы не декларируется, и даже топчутся ногами. Провозглашается даже ненужность идеалов. Вон даже Кара-Мурза в своих последних работах скатился к отрицанию необходимости "абстрактных сушностей" для возрожденяи страны и упованию только на здравый смысл. Мол хозяйство наладят только из необходимости.
>Я до сих пор не забыл, какой был скандал, когда по причине каких-то бюрократических заморочек командир эскадрильи, летчик-снайпер с фантастической зарплатой 800 рублей не мог вернуть себе несколько рублей компенсации за то, что ему пришлось ехать на море не в положенном ему по проездным документам СВ, а в обычном купейном вагоне.
>Послать куда подальше начальника, тормозить разухарившегося молодого работника(дескать, не надо рваь задницу, всех подведешь, - расценки срежут), - это было правилом, а не исключением.
Это не было в официальной идеологии, а напротив осуждалось ею. Правилом реальнйо жизни это может и стало в позднем СССР - отчего он и сдох. Такая система уже мало отличалась от капиталистической. Забота о частном интересе, а не об общественном благе.
>С середины 70-х - абсолютно точно(это когда я более-менее самостоятельно стал жить и много видеть и слышать), а с начала 1970-х - по меньшей мере регулярно.
Ну так я написал, что план, что рынок для наемного труда - без разницы.
>И дело здесь не в том, что социализм как система плох, а в том, что еще с Маркса повелось, что сама система общественных отношений заставит человека к стране относиться как к своей. И зеркально, что частная собственность наоборот заставляет человека проявлять чудеса изобретательности, лишь бы ее преумножить. Психология западного мира(да и то не всего, главным образом, еврейства), - которую пытались приспособить к русской почве. А наткнулись - на живых людей. Для которых свое только то, что за душу зацепило.