|
От
|
И.Т.
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
02.06.2009 00:02:53
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Владимир Филаретов. Выживание на рельсах. Путешествовать по шпалам безопаснее
ВЫЖИВАНИЕ НА РЕЛЬСАХ
Традиционные плакаты «Хождение по путям – опасно для жизни» давно устарели. Основным источником опасностей и вредных выбросов являются автомобильные дороги, сеть которых все туже стягивает родную Природу, не щадя заповедные уголки и малочисленные области проживания, комфортного в климатическом отношении.
Перемещаясь по обочине автотрассы, пешеход рискует жизнью и здоровьем в результате наезда, а также впитывания легкими и кожей продуктов сгорания двигателей. Типовой интервал движения и скорость транспорта напрягает и истощает нервную систему. Ваши спутники – дети и даже взрослые, забывшись, выходят на проезжую часть, что требует концентрации внимания и окриков.
Пообщаться с Природой и обрести душевное спокойствие в дополнение к достижению нужного населенного пункта можно, двигаясь по проселочным дорогам, стараясь обходить населенные пункты. Наши предки пешком проходили любые расстояния, что, в конечном счете, привело к освоению одной шестой части суши. Всего пятьдесят-сто лет назад умения и навыки пешего хождения были утрачены и современный человек уже не мыслит себя без транспорта.
Пешая ходьба – самый физиологичный вид движения, обеспечивающий сохранение и приобретение здоровья попутно с экономией транспортных расходов. Использование железнодорожных путей для пеших путешествий я начал пять лет назад, когда обладатели советских паспортов в одночасье стали невыездными за пределы областей проживания. Надеюсь, что приводимые ниже несложные правила помогут советским гражданам России и просто любителям путешествий чувствовать себя в меньшей зависимости от транспорта, насладиться красотами необъятной Родины, увеличив дальность перемещений и вес переносимого груза, сократив потребление воды и пищи в пути.
1. Используйте железнодорожные пути, проложенные в избранном направлении. Пропускная способность железных дорог была рассчитана на Советский Союз, поэтому интенсивность движения российских составов в настоящее время является низкой. Гул приближающегося поезда слышен за несколько километров. Накатанная поверхность рельсов хорошо видна при свете звезд. Движение невозможно только в густом тумане.
2. Одежда должна быть хлопчатобумажной, настолько легкой, чтобы не вызывать потения. Это предотвратит потерю солей и жидкости. Необходимо надевать или снимать часть одежды при изменении погодных условий. Даже зимой при непрерывном движении нет необходимости в шерстяных вещах (кроме перчаток, однослойной шапочки и шарфика). Начиная движение, вы включаете внутреннюю «печку».
Легкая одежда для свободного кожного дыхания, доступа солнечного излучения и отсутствия потения позволяет держать кожные покровы в хорошем гигиеническом состоянии без обмываний в течение всего маршрута.
3. Обувь – самый главный элемент снаряжения. Ботинки с плохо гнущейся подошвой подойдут для холодной погоды или ночного движения. При температуре выше +10 градусов расширяются сосуды ступней и щиколоток, жесткая обувь становится тесной, перегревается и натирает ступни. Легкая обувь с гибкой подошвой (кроссовки, кеды) подходит для перемещения по ровной (асфальт, бетон) или упругой (травянистый покров, грунт) дороге, но не по мелкой и особенно крупной щебенке, которую используют для железнодорожных насыпей. Если к шагу укладки шпал, меньшему среднего человеческого шага, еще можно приспособиться, то следование по крупному щебню, беспорядочно валяющемуся между рельсами или уложенному слоем на шпалах, сокращает скорость до 2–3 км в час и быстро выводит ноги из строя.
Таким образом, целесообразно иметь две пары обуви: с жесткой и гибкой, но толстой и не слишком мягкой, подошвой (от кед лучше отказаться). Даже на коротких привалах следует разуваться для проветривания и разминания ступней, подсушивания носков. В течение длительного маршрута ни одна из чувствительных точек на ступне не останется без внимания – укола камнем, что благоприятно скажется на работу всех внутренних органов.
4. Движение – это питание. Вода и пища – не самое главное в дороге. Что едят птицы, сутками при перелетах находящиеся на большой высоте?
В 1925 году В.Вернадский высказал предположение о возможности приобретения человеческим видом в процессе его эволюции свойства автотрофности. Автотрофность заключается в переходе на непосредственное усвоение пространственной, прежде всего, солнечной энергии. Однако развитие капиталистической цивилизации пошло по другому пути, когда питание стало частью массовой культуры, подчиняющейся заинтересованному в прибыли производителю. Медицина, состоящая на службе бизнеса, сместила критерии здорового образа жизни и питания в сторону высокодоходных товаров и услуг, игнорируя фундаментальные свойства человека, как части Природы.
Для суточного перехода достаточно взять на человека поллитра воды, буханку черного хлеба и сто граммов нерафинированного подсолнечного масла. Снежной зимой дополнительно берется головка лука или чеснока. Весной, летом, осенью железная дорога превращается в столовую. По пути часто попадается яблоня, другие плодовые деревья и кустарники, калина, рябина, черемуха, сосна и т.д. Почки, цветы, незрелые плоды тщательно пережевываются (времени для этого в долгой дороге будет предостаточно).
Удивительно, но соблюдение излагаемых правил позволяет брать с собой одно и тоже количество воды, как зимой, так и летом. Вода будет поступать в организм через желудок, легкие и кожу. Зимой нужно хранить воду в поллитровом термосе, чтобы она не замерзла. Не берите в дорогу высокобелковые и трудно усваиваемые продукты, продукты даже с незначительным содержанием соли. В противном случае вы можете сомлеть в пути или вообще сойти с трассы.
Хлеб делают полноценным продуктом пищевые добавки в виде листьев, цветов и стеблей одуванчика, сныти, подорожника и т.д. Нелишне отметить, что в основу селекции культурных растений положена товарная ценность продукции, что, как правило, снижает ее питательные свойства. Бескорыстная Природа, в отличие от исследователей, ориентирующихся на конъюнктуру рынка, создала более полезные для человека образцы растительной продукции, не требующие посадки и каких-либо затрат по возделыванию почвы. На своем пути к автотрофности человек может начать с того, чтобы научиться употреблять в пищу то, что просто растет в Природе. Ему нужно обходить аптеки, напичканные искусственными пищевыми добавками. Желая стать здоровым, нельзя избежать сбора даров Природы в экологически чистых местах. Плодовое дерево или кустарник, дикая трава – это своеобразные вечные двигатели, которые кого-то кормили до нас, и будут кормить после нас.
Употребляя в пищу зеленые растения, вы становитесь независимыми от посредников при получении солнечной энергии – животных. Экранировать тело от солнечных лучей все равно, что объявить голодовку. На пути к автотрофности предполагается частичное питание человека, подобно растению, солнечной энергией. Насыщение ей избавит от голода и придаст силы для физической работы.
Исключительной энергетической и питательной ценностью обладают цветки одуванчика и яблоневый цвет. Сладковатыми на вкус яблочными цветками плотно набивается рот (только не поймайте пчелу, собирающую нектар!) и продолжается движение до следующей яблони. Не пропускайте муравейники без того, чтобы не прожевать несколько муравьев. Не забывайте посещать кладбища, расположенные рядом с железнодорожной линией, поминовение усопших придаст вам силы.
5. Способы движения по железной дороге и пропуск поездов. Частое следование поездов существенно замедляет путь. Пропуская поезд, приходится спускаться с насыпи, удерживаться на ее краю (при крутом глубоком обрыве), сойдя с пути, ложиться в глубокий снег и т.д. Не следует «рисоваться» перед глазами машиниста и заставлять его давать предупреждающие гудки – он не привык видеть людей рядом с железнодорожными путями вдали от станций, и будет волноваться.
Расстояние между станциями обычно составляет около 20 км. Между некоторыми станциями устраиваются разъезды с помощью укладки дополнительной пары рельсов. Притаившийся на разъездном пути поезд может неожиданно оказаться у вас на пути, поскольку трудно различить в тепловозном гуле количество создающих его поездов.
6. Средняя скорость и предельное расстояние перемещения. Движение со скоростью около 5 км в час, когда все потребности организма в кислороде удовлетворяются за счет легочного и кожного дыхания, может осуществляться в течение одних суток, как зимой, так и летом. Как правило, одну бессонную ночь можно перенести без вреда для организма, только дав ему полезную небольшую встряску. За сутки без длительных остановок в пути можно пройти несколько больше 100 км, учитывая, что держать скорость 5 км в час можно только на ровной местности. Переносимый груз при столь протяженном маршруте не должен значительно превышать десятую часть веса тела, а одежда и обувь должны быть правильно подобраны.
Мелкая щебенка на уровне шпал или на краях насыпи позволяет перемещаться со скоростью не менее 4 км в час. Шпалы, выступающие из щебенки, сокращают скорость до 3 км в час. При небольшом грузе и хорошем состоянии ступней можно ее увеличить за счет периодических ускорений – перепрыгивания через одну шпалу обеими ногами или только одной ногой.
Неровный каменистый грунт железнодорожных насыпей снижает скорость движения до 2–3 км в час. Это легко определить по стометровым и километровым столбикам, которыми размечена железнодорожная линия. Чтобы увеличить скорость перемещения приходится высматривать пешеходные тропы, проложенные рядом с железнодорожными насыпями, выбирать лучшую для ходьбы линию при двухпутной дороге, переходить на ровный край насыпи, стараться наступать одной ногой на конец шпал, обильно засыпанных крупным щебнем и т.д. В степной зоне рядом с железной дорогой нередко проходит грунтовая дорога, следование по ней ускорит прохождение маршрута.
7. Отдых в пути. На Руси к странникам всегда было особое доброжелательное отношение. В советское время путнику, чтобы не тревожить жильцов, можно было погреться в подъезде или заночевать в чердачном помещении – они не запирались.
Строительство капитализма по западному образцу потребовало девальвации человеческих качеств, и теперь вас вряд ли пустят переночевать даже в далекой деревне. Само понятие «турист» потеряло первоначальный смысл. Люди оторвались от Природы, предпочитают путешествовать не пешком, а на авто- или авиатранспорте. Турист без автомобиля или самолета у многих ассоциируется с хлестким наименованием БОМЖ. Это напрасно, растворение в Природе – естественное состояние человека как ее части.
Теперь рассчитывать на то, что вы сможете погреться ночью на какой-то станции или полустанке почти не приходится – вас встретят железные двери без ручек. Ваша плацкарта – это место у тлеющего костра, оставленного путевыми рабочими, занятыми вырубкой леса вдоль железнодорожной насыпи. На двухпутной железной дороге при густом тумане, когда сойти с насыпи опасно или нежелательно (влажная трава), можно чутко подремать, вытянувшись на оси симметрии дороги.
8. Солнечные, воздушные и водные ванны. Организм дитя Природы нужно адаптировать к Солнцу. В России, независимой от Крыма, Южного Кавказа и Средней Азии, солнце – сравнительно редкий гость и ему следует подставлять тело при первой возможности. Апрель – время приобретения устойчивого загара, который защитит вас от высокого майского и июньского солнца.
Воздушные ванны с ветром в холодное время заменят водные процедуры. При движении по железнодорожной насыпи вас не достанут комары и слепни, поэтому летняя форма одежды – легкая кепка с козырьком, светлая хлопчатобумажная куртка на голое тело и короткие трусы, надетые поверх хлопчатобумажных плавок. Если нет времени на купание в водоемах, встретившихся в пути, достаточно окатить голову холодной водой.
9. Контроль самочувствия. Осуществляется просто. У вас должно быть хорошее настроение, движение должно доставлять удовольствие. Внутренние органы и части тела не должны ощущаться.
Уязвимыми местами являются ступни ног и плечи, которые не выдерживают многочасового нахождения рюкзака на спине и затекают. Движение нужно прекратить, когда ноги отказываются идти. Так бывает в жаркую погоду после прохождения стокилометрового отрезка пути. Часовой стоянкой тут не обойтись – требуется длительный привал.
10. Обитатели железнодорожных линий. Их не так мало. Редкое следование больших поездов в отличие от частого следования маленьких автомобилей не нарушает функционирование экосистем. Они успевают восстанавливаться за период движения. Например, в конце мая, совершая тридцатичасовой переход, я наслаждался вечерним, ночным и утренним пением соловьев. Такого количества птиц я не слышал за всю предшествующую жизнь. Казалось, что я шел не по железной дороге, а гулял в райском саду.
Основной (с точки зрения экологии) недостаток железной дороги заключается в использовании деревянных шпал, пропитанных токсичным составом. Нагреваясь на солнце, такие шпалы источают неприятный и вредный запах. К счастью, в настоящее время завершается замена деревянных шпал на железобетонные. Это одно из немногих достижений индустриальной цивилизации, которые следует приветствовать. Конечно, пара рельсов может оказаться ловушкой для не умеющих летать птенцов (нам приходилось выручать птенца хищной птицы) и небольших ежей, ищущих лучшей доли на другой стороне линии. Лисицы спокойно перебегают линию. Как-то, двигаясь в темноте, я спугнул крупное животное, прикорнувшее в зарослях у насыпи, и сам испугался треска сухих сучьев.
Ранней осенью трава подбирается непосредственно к железнодорожным путям. Бывает достаточно даже короткого привала, чтобы под одежду забрался клещ. Для внедрения ему нужно потное тело. Обнаженный человек почувствует присутствие ползающего клеща, и вовремя его стряхнет. О внедрении клеща можно судить по специфическому ощущению («что-то не то») организма, в кровь которого попали выделения этого насекомого. Извлечь клеща можно, смочив место внедрения растительным маслом и затянув тельце ниточной петлей (двумя петлями). Аккуратное освобождение от клеща требует до одного часа (при доступном месте внедрения) или более. Например, внедрившегося в локоть клеща приходится раскачивать свободной рукой, смазывая пораженное место маслом.
Вообще бояться клещей не стоит – после «клещения» тремя клещами (пять лет назад) они меня не трогают, точнее, я вовремя замечаю ползающее худющее насекомое и ласково снимаю «партнера» со своего тела. Вместо того, чтобы совершенствовать человеческий вид физически и духовно, ущербная цивилизация конструирует из человека разумного человека потребляющего, не приспособленного к естественным факторам природной среды и требующего искусственных пищи, одежды, жилищ, образа жизни и медицинского обслуживания. Коэффициент полезного действия человеческого организма снизился, а пищеварительный тракт превратился в топку для сжигания избыточного количества продуктов и снятия пищевой «ломки».
Расточительное отношение к природным ресурсам приводит к преждевременному превращению планеты в зону, непригодную для жизни. С точки зрения Природы частная собственность противоестественна. Животное занимает свой ареал обитания столько, сколько живет на свете. Для человека собственность – это рабство. Природный БОМЖ свободен от бюрократических заморочек и гнета бумажной волокиты вокруг «священной» частной собственности, от века презираемой на Руси.
Организм, не нагруженный переработкой избыточной пищи, начинает лучше функционировать физиологически, физически и умственно. Обретение талии превратит зрелого мужчину в юношу, заставит вспомнить о том, что в Древней Греции не существовало возраста призыва на военную службу – все живые мужчины считались к ней годными. Не должно существовать так называемых «возрастных» ограничений, которые снижают качество жизни заложника медицинских услуг.
Алкогольную зависимость у значительной части населения можно рассматривать как следствие использования транспорта и личной автомобилизации. Вместо того чтобы получить удовольствие и почувствовать тягу к жизни естественным путем (через попадание адреналина в кровь в результате пешей ходьбы), многие люди пьют горькую, соревнуясь между собой в умении употреблять отраву. Не добавит вам здоровья и пассивное созерцание спортивных соревнований, которые полезны прежде всего для рекламодателей. Представляется, что железнодорожная насыпь – лучшее место для выживания, чем комната с телевизором.
Владимир Филаретов,
профессор Ульяновского государственного технического университета,
доктор технических наук