>- А зачем человеку святость? Это что-то вроде нобелевской премии?
Этот вопрос имеет самое прямое отношение к важнейшему вопросу о роли личности в истории. Речь о феномене возникновения огромной духовной энергетики, делающей людей сильнее даже физически. Не говоря уже об обострении ума и появлении того, что называется "шестым чувством" или "третьим глазом".
Это с одной стороны - способность.
Тот же Стаханов объяснял успешность своей работы тем, что он буквально выдел, как напряжен пласт, и куда надо добавить усилие отбойного молотка, чтобы уголь посыпался под действием собственных напряжений.
С.Г.Кара-Мурза, говоря о феномене энтузиазма первых пятилеток говорил, что ученые просчитали энергетику сделанного. Она заметно превышала энергию, потребляемую строителями с пищей. В сущности, энтузиасты строек первых пятилеток черпали свои силы - из окружающего мира.
Ну и, вообще говоря, история религий говорит об этом и как о награде. Гермес это называл так: Бог всех людей наделил рассудком, а вот ум он дает в награду.
В войну СССР переиграл немцев интеллектуально. Те же баллиститные нитроглицериновые пороха для "катюш" и тяжелой артиллерии мы выпустили в огромных количествах потому, что прямо в ходе войны был разработан высокопроизводительный непрерывный шнековый способ проиводства. Танковые клинья немцев в Курской битве уничтожались массой малых кумулятивных противотанковых авиабомб. 76-мм дивизионная пушка Грабина - была признана шедевром арт. систем. Ничего подобного "летающему танку" Ил-2 не было ни в одной армии мира. И т.д.
Ну и на полях сражений. Паулюс был вынужден признать, что против советской стратегии стратегия немцев была на уровне унтер-офицерской школы.
Лично я отношу отношу это не к какой-то особой талантливости народа. А к особой талантливости, возникавшей у людей, посвящавших всего себя большому и святому делу. К тому самому "награждению умом". И напрямую соотношу это с постановкой вопроса о приобщении к богу=оБОЖЕнию при подвижническом деянии во имя святого дела, которое проповедовал Сергий Радонежский. Святость - как особое человеческое состояние - возникает.
На этот же счет я отношу слова писателя-фронтовика Казакевича, сказанные им в начале повести "Звезда" - про то, что наши солдаты - СТАЛИ лучшими. Герой его повести Воробышек, будучи смертельно раненым, до последнего момента упорно пытается понять, где же и как может включаться рация. Особое состояние, которое поддерживает в нем жизнь, вопреки несовместимости ранения с жизнью.