От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Дмитрий Кропотов
Дата 14.04.2009 20:44:45 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Общинность; Манипуляция; Идеология; Версия для печати

ВФИ-2. Государственность и религия.

>>Вопросы истории религий и связей ее с государственностью. Религиозно-этические основания современных цивилизаций.
>Все монотеистические религии появились _после_ появления государств, т.е. это - производные явления.
>Что тут обсуждать?

Государственность - не закостенелое явление, раз появившееся в законченном виде, и в дальнейшем не изменяемое. Как раз государственность - одна из самых динамичных сущностей, развивающихся во времени.

В ссылке на Ю.Семенова в ответе ВФИ-1 говорится не только о рождении и развитии ранних государственностей, но и о их многочисленных распадах. Т.е. государственности многократно распадались. Причем распады мы наблюдаем прямо в современности. Распалась Югославия, распался СССР, распалась Чехословакия. На грани распада находится Ирак. Весьма уважаемые политологи предсказывают распад США. Многие политические силы стремятся добиться распада Российской государственности.

С другой стороны, история нам показывает, что существенную роль в стабилизации государств играла по крайней мере на рубеже Нового времени, - религия. Московское государство после Смуты было просто отстроено вокруг скелета Церкви. С 1613 года монастыри год за годом на соборах обкладывали себя дополнительными налогами на воссоздание Русской государственности.
Связь правителей русской земли с монастырской системой была весьма глубокой. У княжеских родов были родовые монастыри, в которых молодые князья воспитывались, а после смерти находили последний приют. Из этих монастырей князья назначали духовных владык во вновь приобретенные города. И эта связь монастырской системы с государственной властью дотянулась до Петра. Петр воспитывался в царском Саввином монастыре под Звенигородом. А захоронен - в родовом Спасо-Преображенском монастыре в Кремле.
В Смутное время Соловецкий монастырь вел политический диалог со шведами от лица несуществующей царской власти Московии, т.е. от Руси как таковой. А царский Кирилло-Белозерский монастырь отправлял на нужды формирования ополчения Минина и Пожарского... царские, т.е. сокровища, защищенные им от польских приступов. Стабилизационный фонд русской государственности, а не сокровища конкретных царей.

Наоборот, отрыв населения Украины от "москвофильства" происходил через формирование нового ответвления церкви - униатства, поддерживающего вроде как православный обряд, но постепенно внедряющего в сознание паствы антирусские, пролатинские представления.

Очень показательно и выражение "калиф-повелитель правоверных". Предтечами современных государственностей были государственности религиозные. Простое собирание огромных земель под одним началом - было бесперспективным. Собранное - рассыпалось при первом сильном нажиме. Колосс на глиняных ногах. А вот когда государственность опиралась на единоверцев, на единство их мировоззрений, этических норм, обрядов, когда это единство поддерживалось соблюдением обязательной ритуальности, - вот тогда государства стали жизнеспособными.

Пример Римской империи как долго существовавшего государства без единой религии, - крайне сомнителен. В частности, из житий ранних святых Армении известно, что Александр Македонский основал Константинополь за 70 лет до его расширения Константином. Но Константин - это уже государственное христианство империи. А Македонский - это якобы на столетие раньше подъема Рима. Впрочем, в Риме многое не вяжется. А заодно и в Древней Греции.

Вот под таким соусом мне бы и хотелось подойти к истории связи между государственностью и мировыми религиями. Они взаимосвязаны.
Кстати, тот же Ю.Семенов отмечает отсутствие этнографических переходных форм между ранними религиозными формами(суеверия, магии, всевозможные веры в обереги, амулеты, поклонения духам предков, гадания) к формами типа мировых религий. Мировые религии и полномасштабные государственности развиваются как бы совместно. В едином процессе.

Я полагаю, это принципиальным и важным для понимания современного состояния России и мира.