>Так вся их демагогия и предназначена - скрыть вопрос собственности, и она с
>неизбежностью будет "на гране бреда", так как приходится опускаться до
>средневековых мифологических построений. Вопрос о манипуляции у солидаристов
>равносилен вопросу о чертях во времена инквизиции. Реальный интерес
>подменяется мифологическими персонажами манипулирующими честными власть
>имущими.
Кстати, сам вопрос о собственности в момент, когда он был поставлен Марксом, имел совершенно никакое значение в России.
Земля - в собственности царя. Дворяне и крестьяне - государственные должностные лица. Рабочие казенных заводов - под названием приписных заводских крестьян, -тоже.
Купцы и промышленники из староверов, формально числящиеся собственниками предприятий, - реально являлись распорядителями коллективной собственности староверческих общин.
Вопрос о собственности и о значении права собственности стоит ровно до тех пор, пока нет вариантов лучшего распоряжения экономикой.
Как мы знаем, в 1917 году коллективы заводов выступали за то, чтобы эти заводы были национализированы, - просто ради того, чтобы они не остановились, а лди не потеряли работу.
Сейчас такого требования у рабочих нет. Почему? Потому что собственники в последние годы худо-бедно обеспечивали рабочие места, а государство своих талантов по части организации именно экономической жизни, - не проявило никак.
Вопрос собственности - телега. А лошадь - это все-таки организация. Кому сейчас ни отдай остановившийся металлургический комбинат, он не заработает, потому что никому его металл не нужен. Но ответственность за завод и судьбу работников будет нести уже новый хозяин. Государство, например, которое будет дискредитировать себя неспособностью обеспечить коллектив работой.
И трудовой коллектив в качестве собственника - ничего не сможет поделать.
А вот создание на государственном уровне планирующих команд, - способно раскрутить маховик реального сектора. - Даже без смены собственников.
Постановка вопроса о собственности тогда и только тогда имеет смысл, когда есть вариант более эффективного управления. Не теоретический, а практический. Когда есть структуры, готовые взять на себя управление экономикой, и - таки заставлять ее работать и давать работу людям.
До этого постановка вопроса о собственности - ультрареволюционность самого дурного троцкистского пошиба. Не важно, какой ценой, важна идея!