От Alexandre Putt Ответить на сообщение
К Alexandre Putt Ответить по почте
Дата 02.03.2009 13:06:45 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Культура; Версия для печати

На всякий случай растолкую цитату

Ясность стиля явно не относится к достоинствам Хабермаса. Грубо, он констатирует смерть философии как системы взглядов.

Первый абзац указывает на инструменталистскую критику рациональной схемы познания. Хабермас напоминает нам о критической роли контекста решаемой проблемы в познании. Методологический эпистемологический индивидуализм (от Декарта через Канта и к марксистам) отвергается, на смену ему приходит понимание социальной природы познания, знания и мышления. Решение проблем - это рациональный процесс общностей людей, а не индивидов. Принципиальное заблуждение Канта заключалось в том, что он замышлял акт мышления как интимную деятельность индивида. Есть только "я" и бездна мира. Но мы, вооружённые современными антропологическими знаниями, понимаем, что "я" существует только как часть сообщества, коллектива. Что мышление опосредовано системой смыслов, которая исключительно социальна, коллективна. Саму же постановку проблемы Кантом мы считаем бессмысленной.

(и эта точка зрения весьма интересна, особенно своим развитием от эмпирицизма, т.е. это уже такой "пост-"позитивизм, а проще говоря инструментализм; многие не понимают огромной разницы)

Соответственно и "классическая" философия - это лишь сборище бессмысленных утверждений. Такие утверждения действительно есть. Ничего странного в этом нет. Надо понимать, что утверждения имеют смысл только при соблюдении определённых правил. Также как в математике деление на 0 не является осмысленной операцией, система Гегеля или Канта едва ли имеет смысл вообще.

Но при этом Хабермас подчёркивает "моральную" функций философии. Кстати, и позитивисты тоже вовсе не отрицали классическую философию, религию и т.д. полностью. Они тоже считали, что у них есть "эстетическое", "этическое" и другие значения. Но не более того.