Внимание!!! Осторожно!!! Очередной бред! Слабонервным и «умудренным» не читать!
Предыдущая фантазия (Слово специально для «мудрых». Подарок от наивного.) на эту тему: «П.50. Периодизация жизни общества*».
***
Как известно, в истмате основанием периодизации является способ производства. Под которым понимается совокупность производительных сил и производственных отношений. Возникает вопрос: является ли такое основание верным? Не подобно ли это тому, как если бы мы взяли за периодизацию жизни человека его занятия? Его способы обеспечения собственного существования в разные периоды его жизни.
Например:
• На основании того, что маленькие человечки питаются от груди и «с ложечки», выделять младенческий период.
• На основании того, что подросшие существа уже начинают сами держать ложку и играть в песке – детский возраст.
• Взрослое состояние – работа на производстве и в других областях. Ради куска хлеба. Ну, и так далее.
Безусловно, род занятий влияет на развитие субъекта. Но главное ли это? И только ли он определяет все? Ведь мы в периодизации жизни человека учитываем, прежде всего, рост его биологической массы и уровень развития его сознания? Причем, первое происходит само по себе, без зависимости от обстоятельств и занятий. Просто, потому, что такая программа заложена в генах человека. И нужно только питание. И лишь от обстоятельств зависит необходимость в еще каких-то средствах. Ибо если бы манна падала прямо с небес, то человекам надо было только открывать рот и глотать. Не думая ни о каких средствах труда.
А второе может совершенно не зависеть от занятий человека. Главное – чтобы он жил среди людей, а не зверей, и подвергался воспитанию со стороны этих людей.
Индивид может за всю жизнь пальцем о палец не ударить для обеспечения своего существования, но, тем не менее, это будет полноценный человек в смысле наличия главного признака – сознания. Ибо моральные качества – это уже частности.
***
Способ производства, как бы он ни понимался, сродни роду занятий отдельного человека. Поэтому производства продуктов питания и средств производства может и не быть, но общество, тем не менее, будет существовать. Просто, за счет собирательства. Это значит, что способ производства есть важная вещь, но не существующая постоянно. Не являющаяся всеобщей. И поэтому она не может быть принята за основание для периодизации жизни человечества.
По крайней мере, такой подход нуждается в тщательной логической и исторической проверке.