От Temnik-2 Ответить на сообщение
К miron Ответить по почте
Дата 16.12.2008 22:11:20 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

А вы его сами-то читали?


>Военный режим, пришедший к власти в 1973 г., начав с отказа от наиболее радикальных положений курса Альенде, вскоре взял курс на уход государства от управления экономикой и полное открытие внутреннего рынка. Государство практически прекратило содействие технологическому развитию приоритетных отраслей через финансирование специальных институтов. Таможенные пошлины были постепенно снижены со средних 94% в 1973 г., различавшихся по отраслям и видам продукции, до 10% в 1979 г., универсальных для всех отраслей; была введена единая система налогообложения, не ориентированная на поощрение одних отраслей по сравнению с другими, и т.д. Это привело в тяжёлому кризису 1982 года, после которого пошлины были восстановлены до 17,9% в 1983 г. и 24,4% в 1985.


Вообще-то, в 1981 г. началось обвальное падение цен на медь, достигшее нижней точки в 1986 г. Цена обрушилась в 2,04 раза 1981/1986 гг.

Это довольно распространённая и характерная ошибка - смотреть на экономическое развитие учитывая сугубо внутренние факторы.


>В целом, средний рост ВВП в 1974-1980 гг. составил 1,8%, в то время как средний рост в регионе составил 4,3%, а в 80-е годы поднялся до 2,6%, когда остальные страны региона переживали застой.

Аргентина, Чили, Перу - динамика ВВП (ППС) в $ 1990 г., %

1971 3,1 9,0 4,5
1972 1,4 -1,2 3,2
1973 4,3 -5,6 5,3
1974 4,7 1,0 5,3
1975 -2,5 -12,9 7,9
1976 -1,9 3,5 1,4
1977 4,3 9,9 -0,1
1978 -6,0 8,2 0,0
1979 5,4 8,3 6,0
1980 -0,3 7,9 4,7


[23K]



> Уровень инвестирования упал до 15,7% в 1974-1981 гг. и до 15,3% в 1982-1989 гг. После открытия мировому рынку и под давлением конкуренции, промышленность переориентировалась и начала специализацию на производстве товаров, использующих натуральные ресурсы и неквалифицированную рабочую силу (с.169). Иными словами, поскольку хрупкие отрасли современной промышленности Чили не могли выдержать открытия внутренних рынков, то единственными отраслями, получившими преимущество, стали отрасли, опирающиеся на высокую природную ренту. Страна же потеряла способность к созданию собственных технологий и получению интеллектуальной ренты.


Вообще-то потерять можно то, чем обладаешь. То, чем не обладаешь - терять невозможно.

Может быть, автор хотел сказать, что Чили не располагает научно-образовательной инфраструктурой? Или, что задачам её развития не уделяется должное внимание?


> В 1978 г. 2/3 промышленного экспорта приходилось на рыбную муку, оксид молибдена, полуобработанную медь, целлюлозу, необработанную древесину и бумагу. В 1989 г. медь составляла 50% экспорта, а рыбная мука, древесина, бумага и целлюлоза - 15%. Промышленные товары с более высокой степенью обработки составили только 11% экспорта (с.167).

Ныне
Fresh food and raw agro-based products 22%
Processed agro-based products 13%
Wood, wood products and paper 16%
Yarn, fabrics and textiles 1%
Chemicals 5%
Metal and other basic manufacturing 36%


Бумага или вина классифицируются товар с "более высокой степенью обработки"?

Во в/п 70-х гг. была изменена экономическая стратегия с экспортозамещающей на содействие развитию производств, себестоимость продукции которых будет ниже среднемировой.

Для страны с населением 10 млн. (конец 1970-х) и узким внутренним рынком выбор безальтернативный. Иная политика могла строиться только на проедании экспортных поступлений от меди и сопровождаться кризисными колебаниями при каждом их изменении. Как это и было в конце 60-х - нач. 70-х.

А цены на медь падали до начала 2000-х.


Во времена Пиночета Чили впервые в своей истории вышла на мировой рынок как крупный поставщик томатной пасты, свежих и мороженых фруктов, концентратов соков, рыбной муки. За несколько лет страна уверенно вошла в десятку крупнейших мировых поставщиков древесины. При этом не происходило хищнического уничтожения чилийских лесов. Частные компании, заготавливающие древесину, обязаны посадить 12 га нового леса вместо каждых вырубленных 10 гектаров. Государство жестко контролирует соблюдение этого правила, но вместе с тем возвращает предпринимателям три четверти затрат на посадку деревьев. Чилийское виноделие, которое веками работало исключительно на местный рынок, в последние десятилетия стало известно от Штатов до Австралии и от Германии до Японии. Чилийские вина, кстати, ныне завоевывают и украинский рынок.

Не все отрасли, избранные как экспортно перспективные, на самом деле оказались такими. В первые годы военного правления была утверждена государственная программа содействия выращиванию риса. Но через несколько лет выяснилось, что чилийский рис неконкурентоспособен на мировом рынке.


>Если за время индустриализации через импортозамещение производительность в промышленности росла на 5% в год, то во время правления военного режима оставалась на месте. Уже после восстановления гражданского правления, в 1990-1995 гг. рост ВВП Чили составил 7% в год. Но даже с учётом периода бурного роста чилийской экономики в 90-е годы, за 25 прошедших лет производительность на одного работника в промышленности упала с 20,9% от лучших мировых показателей до 16,2%. При этом наиболее катастрофический спад производительности труда (с 53,8% до 30,0% от лучших мировых показателей) произошёл в производстве базовых индустриальных продуктов - химической и нефтехимической промышленности, переработке меди. Это именно те отрасли, которые основаны на интенсивном использовании природных ресурсов и неожиданно получили преимущество при открытии рынков. Их привилегиям ничего не угрожало, поскольку они были основаны на местной природной ренте, а не на интеллектуальной. Поэтому стимулы к повышению производительности были у них ослаблены даже больше, чем у прочих отраслей (с.169, с.172).

Непонятный текст. Судя по всему здесь у автора(ов) нет чёткого понимания понятия производительность.


>К положительным результатам правления Пиночета часто относят ослабление коррупции госаппарата,

По индексу Transparency International 22-е место, соседи Бельгия, Испания, Словения.


>которому, в условиях устранения ограничений, уже не было повода давать взятки для разрешения на экспорт и импорт,

Коррумпированный госаппарат никогда не откажется от возможности получать "ренту" от своей деятельности. Здесь наблюдается результат политики, которая заслуживает изучения.


>а также зарождение нового, более динамичного предпринимательского класса, более ориентированного на длительную перспективу и ставшего главным инициатором инвестиций.

>1. Industrialización y Estado en la América Latina: la leyenda negra de la posguerra, 2003. Enrique Cárdenas, José Antonio Ocampo y Rosemary Thorp (compiladores), Lecturas: Serie dirigida por Fausto Hernández Trillo (94), Fondo de cultura económica, México.


>Этп глава из нашей книги, написанная на основе испанской книги.