От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 10.10.2001 11:40:28 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Тексты; Версия для печати

Re: Can`t buy...

Девичий альбом 20 века

"Русский школьный фольклор". сост.Белоусов А.Ф.Ладомир -АСТ, 1998,
744стр(серия "Русская потаенная литература"


отрывки
=====================
....

Альбомная культура вновь испытала достаточно серьезные изменения в
20 - 30-х годах XX столетия. Эти изменения связаны с множеством
факторов:
сменой социальный статуса и снижением образовательного уровня владельца
альбома, поменялись ценностные ориентиры, кардинально изменился
культурный
быт. Но самой главной причиной альбомных новаций, на наш взгляд,
является
то, что новый советский ученик часто был носителем крестьянской или "
посадской
" ( " фабрично- заводской " ) фольклорной традиции. Фольклорный контакт
города и деревни, аристократии и крестьянства постоянен, своеобразен и
имеет иногда достаточно причудливые выражения.

Еще в начале 20-х годов в альбомах явственно чувствуется статус
владельца.
В одних "теплится" лирическая гимназическая поэзия и лексика ( ангел,
голубка, душечка, глаза-совершенство, лента голубая, милые щечки ), в
других обретает право и новая городская лирика. С конца 20-х годов
содержательная разница альбомов практически исчезает.
...
Неизменным остается набор жанров, тем и мотивов альбомных стихотворений,
удачно подмеченный А.С.Пушкиным в описании альбома " уездных барышень "
в IV главе " Евгения Онегина " - " Стихи без меры, по преданью//В знак
дружбы верной внесены,"; " Кто любит более тебя,// Пусть пишет далее
меня
"; " Тут верно клятвы вы прочтете//В любви до гробовой доски; "; "
Какой-нибудь
пиит армейский//Тут подмахнул стишок злодейский."; " И шевелится
эпиграмма
"; " А мадригалы им пиши "; " Его перо любовью дышит,//Не хладно блещет
остротой"; " Текут элегии рекой ".

При этом хотелось бы выразить одно недоумение, если в альбомах XIX
века любовное послание, восхищение красотой пишется мужчиной, то с
момента появления школьного альбома и адресатом и автором того же
любовного послания является девушка. Видимо такая специфика - отсутствие
диалога между полами, связана со спецификой субкультуры закрытых и "
однополовых " учебных заведений,
которые культивировались в России. ( См.: Белоусов А.Ф. Институтка.//
Школьный быт и фольклор. - Ч. 2.- С.119-159. ).

Итак, в альбомах 20 - 30 годов фиксируются следующие основные
мотивно-тематические единицы:

Восхищение красотой и умом владельца альбома:

Пожелания счастья, любви:

Клятвы в верности и преданности:

Наставления владелецу альбома никогда не забывать друзей, клятвы
в вечной дружбе :

Сентенции о лукавстве и лицемерии:

Любит тот, кто при встрече краснеет,
Любит тот, кто при встрече молчит,
А не тот, кто при встрече целует
И не тот, кто люблю говорит.

Зачем, зачем вы слово дали.
Когда не можете любить.
Зачем любви моей искали,
Когда хотели изменить.

Любовь - твоя погибель, " тебе рано влюбляться мой друг ", коварство
мужчин:

Не доверяйся первой встречи,
И сердце всем не открывай,
И на чарующие речи
Спокойным взором отвечай.

Живи люби.
Минуты счастья.
Они порою хороши.
Но не узнавши человека,
Не отдавай своей души.

Живи люби и наслаждайся
Но... никогда.... не увлекайся.

...
Альбом - квинтэссенция любовных чувств, поэтому тема несчастной любви,
ревности, измены, воплощенная в " жестоких романсах ", находит здесь
свое
место наряду с элегическими, мадригальными и пасторальными
стихотворениями.
Сравним текст из послевоенного альбома, явно связанный с традицией
жестокого
романса:

Увлеклась ты рано, девица,
В эти юные годы свои.
Посмотри на себя, девица.
Любовь путает мысли твои.

( ИРЛИ, р.V., 99-3-12 )

Более того, в детский альбом проникают тюремные романсы и песни, причем
поражает обилие "репрессивной" лексики свойственной тому периоду:

...Тут сознался он, что убил сестер,
Чтоб домом ему завладеть.
И лишенный был прав осужденный.
Был с изоляцией 10 лет.

( ИРЛИ, р.V., 57-2-17 )

Девичий, прежде всего школьный, альбом ЗО-х годов стал более открытым,
в отличии от гимназического, для фольклорных проявлений разных культур
и субкультур: крестьянской, воровской ( очень часто встречаются
классический именной ряд воровской песни - Мурка, Лялька и т.п.),
детской. Фольклорные мотивы все глубже проникают в альбом. В стихах
высвечиваются устойчивые фольклорные словосочетания : " И вспомнишь ты
златые горы " ( " Когда б
имел златые горы " ), " Ехала на бал ", " Имеет губки бантиком "
Детская
словесная игра " Барыня " ), " Галя бегала, шалила " ( дразнилка на
плохую
ученицу ). Встречаются частушки и близкие к частушкам тексты:

В Ленинграде учиться собирается,
Вставил зубы золотые - рот не закрывается.

( ИРЛИ, р.V., 139-1-9 )

Некоторые тексты, бытующие в песенниках последнего десятилетия также
связаны с частушечной традицией:

Почему часы все ходят,
Почему не бегают?
Почему мальчишки сразу
Поцелуя требуют?


Но, наверное, самым ярким примером использования фольклорных формул
для создания альбомного стиха является следующий текст:

За стеклянными дверями
Лелю матрос целовал.
И спросил сверкнув очами,
Вы поедите на бал ?

( Альбом Е.И.Рыжковой, конец 20 -х годов )

Первая строчка - зачин детской считалки; вторая - устойчивое для новой
лирики сочетание образов и имен - Матрос, Леля; третья строчка -
лермонтовское " Бородино", четвертая - из детской словесной игры "
Барыня ". Четыре реминисценции в четырех строчках!


Тезис о сильной крестьянско-посадской фольклоризации школьного альбома
подтверждается большим количеством реминисценций из " народных любовных
писем ". Фольклорный текст - одно из базовых составляющих ритуала и
традиционного
этикета. В контексте этикета " ухаживания " в конце XIX - начале XX века
существовала оригинальная письменная традиция - " народные любовные
письма
". Они имели стихотворную форму и были распространены повсеместно: - их
посылали своим милым грамотные и неграмотные крестьянки и мещанки.
Писали такие письма и мужчины, но их письма "короче, более путаны и
нескладны,
и страдают некоторой сочиненностью", как замечает Н.Виноградов - автор
статьи " Народные любовные письма ", опубликованной в "Живой старине" (
1906.- Вып. 2.- С.37-39 ). Здесь же опубликованы два письма с надписями
на обертке: " Письмо неграмотной девушки-крестьянки милому" и " Письмо
грамотной мещанки-милому ". Они весьма сходны между собой, но первое
отличает
большая искренность и безыскусственность. В нем особенно видится
прообраз
позднего послереволюционного школьного девичьего альбома ( в смысле
жанра
и поэтики ). Размер стихов, как пишет Н. Виноградов, похож на размер
подписей
к лубочным картинкам.
....


В альбом постепенно входит и советская пионерская тематика, правда по
нашим наблюдениям, ненадолго. В одних случаях это стихи о Ленине,
Кирове,
Павлике Морозове. Однако нельзя не отметить и возможную иронию ( в связи
с возрастным подтекстом ) на девиз организации юных ленинцев ( " В
борьбе
за дело Ленина! Будь готов " - " Всегда готов!" ) в таких строчках:

Еще пишу 4 слова,
Как пионерка - будь готова.

( ИРЛИ, р.V., 57-1-7 )

Мы привели ряд фактов, которые, возможно дают нам основания полагать,
что школьный альбом в 20-х - 30-х годах серьезно изменился. Он стал
более полижанровым, более открытым для влияний жестокого романса,
частушки, примитивной
поэзии, детского фольклора, фольклора других субкультур, то есть принял
на себя функции некой фольклоризирующей ниши. Это не означает упадка
альбомной
традиции. Альбомная культура - живая культура и дело исследователя не
столько
оценивать ее, сколько изучать.

Современная альбомная культура, сохраняя принципиальные " альбомные
традиции ", имеет свою специфику. Школьницы 11-15 лет заводят особые
тетради,
называя их " альбом" или "песенник" . Альбомы выполняют определенную
психологическую функцию, связанную с возрастом школьниц. В них
отражаются бытующие в соответствующем
возрасте и в современной атмосфере представления о любви и дружбе, об
отношениях
с юношами и подругами; фиксируются этикетные правила, связанные с
ухаживанием
и дружбой. Время берет свое и в современном альбоме уже можно встретить
цитации, которые невозможны для альбомов прошлых лет:

...

Основное содержание альбомов остается прежним - стихи ( в том числе
и альбомные ), песни, афоризмы, записи на память хозяйке альбомов,
различные
" гадательные справочники ". Альбомы пестрят рисунками, цветовыми
украшениями,
и потрясающим количеством картинок, вырезанных из почтовых открыток
самого различного содержания: - от цветов, животных до полуобнаженных
девиц.

Как и в альбомах предшествующих поколений, в современных альбомах идет
активный процесс фольклоризации - из массовой культуры в письменный
фольклор трансформируются песни. Более того в альбоме фиксируется
множество текстов устной традиции ( загадки, садистские куплеты,
школьная хроника и т.д.
) - как некая память для последующих поколений, и как "требование"
современного мировоззрения, отдающее определенный приоритет носителю
письменной традиции.


...

практически в каждом классе с 4-го по 8-й есть
девочки (от одной до трех), которые имеют различные сборники письменного
фольклора. Вокруг них собираются небольшие (около семи человек) группы
одноклассниц, участвующих в чтении песенников, обсуждении входящих в них
текстов, пользующихся "гадательными справочниками" и вообще
интересующихся произведениями письменного фольклора. Иногда они
участвуют и в заполнении песенников, снабжая владелиц нравящимися
текстами. В таких кружках "гадалки"
и "песенники" очень ценятся, обладатели красочно оформленных песенников
пользуются уважением. Завести свой песенник может каждая девочка, но не
у всякой хватит терпения его аккуратно заполнять и красиво оформлять;
кроме
того, далеко не каждой девочке он нужен для выражения своих эстетических
вкусов и формирующихся половых потребностей.

Письменный фольклор школьников отражает массовую культуру общества,
а пользуются ее канонами красоты и морали далеко не все. У многих
девушек
те же самые потребности, которые могут вызвать обращение к альбомной
традиции, реализуются иначе. В большинстве случаев интерес к песенникам
проходит,
когда после многих увлечений, в которых реализуются полученные из
письменного фольклора знания, девушкой овладевает сознательное,
серьезное чувство.

Песенники дают выход зарождающимоя чувствам, предлагают определенную
линию поведения. Насколько ей следуют - вопрос особый, но думается, что
не все и не всему, что предлагают стихи и песни, близкие к жестокому
романсу.
Что касается "гадательных справочников" и этикетных правил, то они чаще
всего разумны и отвечают потребностям школьниц определенного возраста.
В пионерских лагерях (где тоже велись наблюдения) в одном отряде гораздо
больше девочек имеют песенники, чем в одном классе (в одном лагере во
всех
десяти отрядах около 30%). Именно в п/л происходит наиболее активный
обмен
произведениями письменного фольклора, ведь в одном отряде находятся
девочки
из разных школ, иногда разных городов. И потребность в п/л в песенниках
и других письменных жанрах больше, чем в школе, т.к. девочки,
круглосуточно
находясь вместе и общаясь на личные темы, имеют больше возможностей
реализовывать
получаемые из письменного фольклора сведения, использовать "гадалки".

Наблюдения не показали отличий в бытовании письменного фольклора среди
детей коренных ленинградцев и детей мигрантов.

У некоторых девочек, имеющих песенники, несколькими годами раньше
увлекались песенниками их старшие сестры. Когда девушки вырастают, они
часто сохраняют песенники на память о своей юности, и многие тексты
переходят к младшим сестрам от старших.

Песенник - основная форма существования письменного фольклора школьниц
10-16 лет. Аналогичные по содержанию рукописные сборники прошлого века
и 20-50-х годов нашего века имели название "альбом". В наши дни в
качестве
заголовка это слово употребляется редко.

Примерно с 4-го класса некоторые девочки начинают вести тетради, в
которые записывают понравившиеся стихи, песни, афоризмы и т.п.
Большинство
записей переходит из тетради в тетрадь при общении в школе и пионерском
лагере. Записи ведутся обычно до 8-10 класса

...

Герои классической литературы, Печорин и Онегин, продолжают оказывать
влияние
на многих молодых людей, точно так же, как Татьяна или Джульетта - на
девушек.
Еще большее влияние имеют герои массовой культуры.

Многие альбомные произведения настолько отвечают душевным переживаниям
владелиц песенников, что их можно назвать своеобразными лирическими
дневниками,
в которых использованы готовые стихотворные формулы для обозначения
разнообразных,
но типичных мыслей и чувств.

В альбомных произведениях отражаются два самых главных для юного
человека чувства: дружба и любовь. К дружбе выражается однозначно
положительное отношение, к любви же в различных произведениях отношение
может быть самым разным. Чисто детское восприятие: "Любовь - это встреча
двух дурных с повышенной
температурой" сменяется произведениями, в которых отношение к любви
романтическое,
"жестоко-романсовое", реалистическое (таких меньшинство). На вопрос "что
такое любовь" песенник не дает однозначного ответа, он показывает
возможные
варианты любви и других человеческих отношений:

В 13-лет любовь опасна,
В 15 лет любовь прекрасна,
В 17 лет любовь жива,
А в 25 уже стара.

Ожидание первой любви в 11-13 лет, а затем - ожидание "настоящей" любви
после первых влюбленностей и "ошибок" позволяет находиться в песенниках
произведениям, трактующим любовь противоположно. В них будто собраны
мнения о любви самых разных людей: с разным опытом, возрастом,
положением, характером.
Песенник выступает в роли некого учебника чувств, и в нем немало
наставлений,
поучений, запретов, носящих чисто риторический характер:

Девчонки, вы, девчонки, нежнейшие сердца.!
Вы любите мальчишек, а их любить нельзя.

Есть и более определенные предупреждения:
Бегают руки по нежному телу,
Груди сжимают, ласкают лицо.
Девчонка до смерти совсем оробела,
Стыдливо прижала к ногам платьецо.
Оденься, девчонка, ты будь непослушной,
За это я буду тебя уважать,
Хочу тебя видеть свободной и честной,
Чтоб нечего было о прошлом страдать.

Морализм в этом стихотворении замечательно соседствует с натурализмом;
это в традиции жестокого романса и типично для школьного песенника.
(Возможно, кстати, что изначально в тексте было не "платьецо" а
"пальтецо"). Но осуждению интимные отношения подвергаются лишь тогда,
когда за ними нет взаимной искренней любви, которой прощается все.

Милая, не бойся, я не груб,
Я не стал развратником любви.
Дай коснуться запылавших губ
И прижать тебя к моей груди.

....

Научиться пользоваться информацией, заложенной в песеннниках и других
видах письменного фольклора важная задача этнографии детства русских
школьниц.

Нельзя не сказать об отношении к формам современного письменного
фольклора, который принадлежит девушкам, их соучеников. Мальчики гораздо
меньше рефлексируют,
перед многими из них еще не встали проблемы, волнующие их сверстниц. И
девочки, ревниво охраняя свой мир, не дают своих песенников "в чужие
руки".
Мальчики 4-5-х классов иногда отбирают у девочеких тетрадки, но делают
это скорее из озорства, чем для того, чтобы их прочитать. В более
старшем возрасте девочки иногда дают читать свои песенники мальчикам,
как правило,
тем, которые им нравятся и которым они могут доверять.

Сами мальчики обычно альбомов не ведут, но в определенных ситуациях
их заводят юноши - солдаты и курсанты. Кроме описания тягот и радостей
армейской жизни, главное содержание их альбомов - любовь (в разных
проявлениях
от похоти до "чистой любви"). Эти альбомы - "отрада" молодых солдат. Они
сходны с альбомами и песенниками школьниц по своему назначению, а иногда
и содежанию (кроме некоторых стихотворных текстов, в обоих типах
альбомов
встречаются шутки типа "девушки, которые красятся, привлекаются к
уголовной
ответственности по статье 118 Уголовного кодекса, как за подделку
документов".
Можно сделать вывод, что альбом (песенник) заводят тогда, когда нет
возможности
реализовать свои желания (в первую очередь желания любви). Причины тому
могут быть различны: образ жизни (у солдат), изоляция в лагерях ("Почти
каждый вор имеет свой альбом, в который заносит произведения особого
альбомного жанра: романсы и песни" (Д.С.Лихачев. Черты первобытного
примитивизма воровской речи // Язык и мышление. Т. 3-4. 1935. С.70). Но
чаще всего - это возраст,
когда такие желания еще только начинают осознаться у школьниц.

Часто в песенник включаются и некоторые другие жанры девичьей письменной
традиции. Это "Анкета", различные гадательные справочники, шуточные
тесты. Иногда эти тексты занимают в песеннике половину всей "общей
тетради" (48 листов).

...
В песенниках более старших школьниц нередок "Адрес любви":

Куда: Ревнующая область, Страдающий район,
г. Любви, ул.Влюбленного, Дом Тоскующий, кв. Свиданий.
Кому: Самому дорогому человеку.

Стихи в песенниках генетически связаны с городским жестоким романсом
и любовной частушкой, которая приходит в песенник двумя путями. Первый
путь из альбомов и песенников школьниц сельской местности, второй из
живого
общения с теми, кто поет частушки в деревнях, где часто проводят лето
школьницы.
Например, стихотворение "Ученица":

Ах, зачем ты влюбилась, девица,
В эти юные годы свои.
Посмотри, ты еще ученица,
А любовь кружит мысли твои.

...Брось, девица, ты эти забавы,
Ты погубишь лишь только себя.
И на это сама же ты скажешь:
"Ах, зачем увлекалася я!"

И, о другой стороны:

Зачем ты веточку срываешь,
Когда не думаешь хранить,
3ачем ты девочку ласкаешь,
Когда не думаешь любить.

Тематически стихи в песенниках достаточно однотипны. Чаще всего в них
рассказывается о любви, истории взаимоотношений девушки и юноши. Стихи
можно разделить на несколько групп в зависимости от того, от чьего имени
они написаны и к кому обращены.

1. Внутренние монологи девушек:

Никто ничего не узнает,
И я никому не скажу,
О ком мое сердце страдает,
Кого я так нежно люблю.

2. Девушка обращается к парню:

Знай! Девчонку можно полюбить,
С девчонкой можно и дружить,
Но ведь нельзя над ней смеяться,
Девчонка может отомстить.

3. Девушка обращается к девушке:

Люби того, кого ты хочешь,
Но только не страдай...
За каждого мальчишку
Слез не проливай.

Обращение парня к девушке встречается редко.

Некоторая часть стихов имеет сюжет и является своеобразным рассказом
в стихотворной форме. Одно из самых популярных в "альбомной среде" -
стихотворение
"Зависть". Используется классический сюжет жестокого романса. В классе
появляется новая ученица, очень красивая девушка, которую зовут Лялька.
"Атаман" класса - тоже красивый парень, к которому "все девчонки ... так
и липли", но он думал об одной Ляльке. Соперница решила "отомстить" и
распустила
по классу клевету, чтобы опорочить Ляльку. "Атаман" не поверил и при
всех
спросил ее: "Это правда?". Лялька в слезах выбежала из школы и попала
под
машину.

На примере этого стихотворения хорошо видна связь современных альбомных
стихов с жестоким романсом, фольклорной городской поэзией 2О-х годов.

Как и в дореволюционных альбомах, в песенниках встречаются акростихи,
например:

Ты хочешь знать, кого люблю я,
Его не трудно отгадать,
Будь повнимательней, читая,
Я буду буквы выделять.

Расшифровываются и буквы, составляющие различные слова:

Клянусь Сердце _Люблю __Любить
Любить _Любит __Его ____Его
Его ____Острый_Только__ Буду
Навеки _Нож ____Одного_ Если
_______________________Даже
_______________________Изменит

Обращает на себя внимание буквальное совпадение аббревиатур в девичьем
песеннике и надписей-татуировок у представителей преступной субкультуры,
при том, что расшифровка аббревиатуры может быть различна.

Не умея еще самостоятельно выразить только рождающиеея чувства: любовь,
ревность, ненависть, - школьницы обращаются к готовым клише, роль
которых играют и афоризмы, и стихи, и другие альбомные произведения.
Письма (записки) влюбленных часто состоят из обращения к адресату и
стихотворения какого-либо поэта, которое отвечает чувствам автора
письма:

"Андрей! За все, за все тебя благодарю:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей!"

и так далее.


...
Вадим Ф. Лурье
ДЕВИЧИЙ АЛЬБОМ XX ВЕКА