Сама себя по небоскребам?!.
“Правда” продолжает независимый анализ событий, произошедших в США 11 сентября, и последствий, к которым они привели уже и могут привести в дальнейшем.
Мы начали его, опубликовав интервью с Татьяной Корягиной “Кто подтолкнет Америку в спину?” в №106 от 20 сентября.
Сегодня Владимир ВОСТРУХИН беседует с председателем Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Сергеем ГЛАЗЬЕВЫМ.
— Сергей Юрьевич, два месяца назад мы с вами говорили о долларе, как о рискованной валюте, которая висит на волоске. И которая после удара по США может просто рухнуть. Правда, речь шла о финансовом ударе. Тем не менее, когда “боинги” врезались в небоскребы, я, как в том анекдоте, подумал: ну, началось. Тем более, что оба самолета, как утверждают некоторые аналитики, влетели точно в окна офисов компаний “Меррилл Линч” и “Сэмюэль Бразерс”. А это как раз те финансовые гиганты, которые занимаются крупномасштабными валютными спекуляциями.
— Одни из тех…
— Да-да, конечно. И получается, что нанесен, во-первых, реальный удар по американской и мировой финансовым системам, а во-вторых, “боинги” принесли в клюве “черную метку” доллару. Организаторы подобных акций, как известно, — большие любители разной символики.
— 11 сентября очень многое изменило. Кто не с нами, тот против нас, сказал президент Буш. А Федеральная резервная система США — аналог нашего Центробанка — немедленно предложила всем странам любые объемы наличной долларовой массы, которые только потребуются. То есть все страны сейчас стоят перед выбором. То ли им соглашаться дальше работать с долларом, то ли рисковать быть объявленными пособниками террористов.
— Как связано нежелание работать с долларом и терроризм?
— Реально-то никак. Но у американцев проблема: доллар превратился в фиктивную валюту, он обеспечен всего на четыре процента. Все в мире, кто только может, начали готовиться к тому, чтобы избавиться от доллара, как мерила всех ценностей. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, например, десять стран АСЕАН, Япония, Китай и Южная Корея уже договорились создать свой “Международный валютный фонд”. Причем этот фонд предполагал использовать исключительно местные валюты. Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству тоже настоятельно рекомендовал нашему правительству при взаиморасчетах со странами-партнерами перейти на национальные валюты. То есть возникала тенденция к снижению спроса на доллары. И это осложняло жизнь и американской валюте, и американской экономике. Теперь же все упростилось. Или вы поддерживаете Америку, и тогда вы — хороший. Берите доллары. Или не поддерживаете, тогда вы — плохой, пособник террористов. По вам может быть нанесен удар возмездия.
Так что эскалация военной напряженности вызовет всплеск спроса на доллары по всему миру и по многим причинам облегчит американцам стабилизацию своей валюты и выход из экономического кризиса, в котором США находятся.
— А почему это плохо — брать доллары?
— Потому, что их не просто берут, а покупают. Мы, например,— за рубли. Рубль сегодня обеспечен на 50 процентов, а доллар — на четыре. Да еще курс один к двадцати девяти. То есть это не равноценный обмен. Кроме того, мы поставляем за рубеж нефть, газ. А взамен получаем необеспеченные доллары. Листки бумаги, окрашенные в зеленый цвет.
Все экономисты помнят, что однажды, в 1971 году, США уже отказались обменивать свои зеленые бумажки на золото. Точно так же и теперь. Они всегда могут сказать нам: да отстаньте вы!.. И бумажки останутся у нас, а нефть — у них. А также золото, алмазы, никель, икра, крабы, ядерное топливо, уникальные оборонные технологии и прочее. Это, собственно, и есть механизм ограбления всего остального мира, которым США пользуются много лет. К экономике он никакого отношения не имеет. Это голое военно-политическое администрирование.
— Значит, получается, что 11 сентября в известной мере принесло дивиденды Соединенным Штатам?
— Некоторые американские экономисты в первые же дни после трагедии заявили, что такие печальные события бывают очень полезны для экономики. Кроме того, развязывание третьей мировой войны, о чем сейчас говорит вся мировая пресса, отвечает интересам тех крупных финансовых структур, которые занимаются крупномасштабными спекуляциями и которые очень чувствительны к состоянию спроса на доллар.
— Кто же в таком случае мог быть заказчиком преступления, совершенного 11 сентября?.. Татьяна Корягина в интервью нашей газете обвинила в этом так называемое мировое правительство. Но то, что сказали вы, наводит на другие мысли. В Древнем Риме поиски преступника начинались с вопроса “qui prodest?” — “кому это выгодно?”.
— Невозможно обсуждать такой вопрос с Татьяной Корягиной в заочном режиме. Хотя бы потому, что нет ясности с терминологией. Кого она называет мировым правительством?.. Я в прошлый раз, если помните, говорил о частных лицах, которые занимаются крупномасштабными валютными спекуляциями на мировых биржах. Суммарные финансовые активы у них, по экспертным оценкам, составляют около 450 триллионов долларов. З00 триллионов из них — теневые. Этих людей в некотором смысле можно было бы назвать мировым правительством. Но они не могут хотеть падения доллара. Наоборот, как я уже сказал, они очень чувствительны к спросу на доллар, к колебаниям его курса. Это же очевидно: если доллар упадет, то все их сотни триллионов превратятся в горы бумаги.
— Тогда кто? Вы верите, что это сделал Усама бен Ладен и девятнадцать террористов, вооруженных ножами для резки бумаги? Лично я не то, чтобы не верю, но уж очень много в этой версии неувязок и проколов. Зачем, к примеру, арабским террористам было закалывать пилотов этими дурацкими ножичками, если, по американским инструкциям, они и так не должны сопротивляться захвату? Почему из первой пятерки людей, которых ФБР объявило террористами, как минимум один в принципе не мог иметь отношения к теракту? Почему из девятнадцати железно определенных “арабских террористов”, которые захватили самолеты и, соответственно, погибли, один оказался вполне жив? Так, по крайней мере, сообщает зарубежная пресса.
Из этих сообщений у меня складывается впечатление, что ФБР и ЦРУ либо недобросовестно расследуют события 11 сентября, либо вообще не ведут расследования. А все эти аресты и имена — игра на публику, причем грубая игра, шитая белыми нитками.
Но если даже предположить, что сообщения в прессе — сплошь антиамериканские утки, все равно возникают вопросы. Почему в таком сверхсерьезном случае рассматриваются не все версии теракта? Почему ни ФБР, ни ЦРУ ни разу не предположили, что исполнителями авиаудара могли быть члены экипажей? Меня также настораживает позиция российских властей и специалистов. Когда я брал аккредитацию на одну из пресс-конференций Министерства гражданского флота, я задал чиновнику из ГВФ этот вопрос: почему не изучается такая возможность, как исполнение теракта штатными экипажами? В ответ он встревоженно посоветовал мне не поднимать этот вопрос на пресс-конференции. То есть даже при самом поверхностном анализе американская версия событий 11 сентября начинает рассыпаться. Я вот думаю: неужели весь мир ослеп, оглох и онемел настолько, что не задает американцам никаких вопросов вообще? Или все вокруг о чем-то тихонько договорились, а мне и невдомек?
— Я тоже не вполне доверяю официальной версии. Потому хотя бы, что Усама бен Ладен — достаточно бедный, по мировым меркам, человек. Он и его террористическая организация были созданы, выпестованы ЦРУ США под конкретную задачу: совершать теракты в Афганистане против советских войсковых частей. Все его деньги — из ЦРУ, их немного. Профинансировать такую гигантскую спецоперацию, как скоординированный залповый авиаудар по Нью-Йорку и Вашингтону, ему просто не под силу.
Нельзя, конечно, забыть и первые оценки аналитиков, которые звучали по телевидению: подобный теракт не в состоянии спланировать, подготовить и провести даже спецслужбы многих государств. Не говоря уже об арабских террористах. Затем освещение событий 11 сентября стало выглядеть более отрежиссированным. И все оценки, которые расходились бы с официальной версией, исчезли.
Но вопросы, вы правы, все равно остались. Как могло случиться, что в американском небе, где действительно все под контролем, угнанные самолеты отклонились от курса, пролетели так не одну сотню километров и ни одна авиационная служба, гражданская или военная, не обратила на это внимания? Не менее серьезный вопрос: как арабские террористы приобрели навыки, которые позволили им не только вести самолет, но и точно попасть в рядом стоящие башни Всемирного торгового центра? Такой финт под силу только летчику-снайперу. Обычные гражданские пилоты делают круг над аэродромом, чтобы занять стандартное положение и гарантированно попасть на взлетно-посадочную полосу.
Наконец, как это арабские террористы могли воспользоваться современными системами спутниковой связи? Откуда они узнали секретные коды? Ведь американцы сами заявили, что по секретной связи поступила угроза в отношении президентского самолета. Это значит, что террористам были известны коды секретной связи. Знать их могли только люди, которые имеют доступ к весьма и весьма секретным материалам американских спецслужб. Так что, если даже неведомые “арабские террористы” действительно существовали и сумели выйти из-под контроля, если рыцари плаща и кинжала их просто упустили, то ответственность за теракты 11 сентября ЦРУ и ФБР должны с ними и разделить. Или хотя бы признать, что корни этих кошмарных терактов надо искать в самих Соединенных Штатах — в той системе глобального доминирования, которую Америка пытается навязать всему миру. В тех методах, которые ЦРУ и ФБР привыкли использовать для достижения целей американской политики.
— Но, если довести вашу мысль до конца, придется, видимо, спросить себя: а не могли ли специалисты из ЦРУ раньше всех сообразить, что доллар — не жилец? И ради спасения американской экономики спланировать, подготовить и провести теракт 11 сентября? Каких-то, извините, шесть тысяч человек и — благополучие всей нации. Что важнее? Судя по поведению американских властей, не Достоевский сформировал их менталитет. Они только в одном Афганистане сейчас готовы умертвить тысячи людей. А из тех, кто погиб во Всемирном торговом центре, далеко не все были американцами.
— Я бы не советовал вам делать подобные предположения.
— Почему?
— Потому что такими предположениями легко оскорбить чувства американского народа.
— Интересное дело! Спецслужбы США профанируют расследование самого жуткого теракта за всю историю Америки, тратят впустую деньги американских налогоплательщиков, и они — хорошие парни. А русский журналист, который обратил на это внимание,— плохой парень?
— И тем не менее.
— Но тогда единственное, что остается в нашем распоряжении в качестве объяснения — это идея мусульманского лидера России Гейдара Джемаля. В передаче у Доренко на третьем канале он заявил, что авиаудары по Нью-Йорку и Вашингтону — дело рук международных разведывательных служб. Однако тут тоже вопрос. Какой же мощью и профессионализмом должна обладать неизвестная организация, чтобы невидимо подготовить, провести такую гигантскую спецоперацию и — остаться невидимой? Ведь в ЦРУ и ФБР работают не дилетанты. И кто в состоянии финансировать такую организацию?
— На мой взгляд, перед всем миром и перед Россией сейчас стоят гораздо более конкретные проблемы. Степень срежиссированности терактов в Америке и их освещения в средствах массовой информации. Специфические мишени для авиаудара, которые были выбраны. Колоссальное количество жертв. Удивительное попустительство спецслужб, которые были обязаны обеспечить безопасность Америки и людей. Плюс открытое игнорирование американскими властями общепринятых процедур разрешения военных конфликтов и обеспечения международной безопасности. Все это наводит на мысль о том, что в американском стратегическом мышлении сегодня доминируют больные фантазии господина Бжезинского, который на весь мир смотрит, как на шахматную доску, где американцы в любой момент могут сделать ход конем по голове.
Если посмотреть телерепортажи из Соединенных Штатов, они напоминают безумие перед первой мировой войной.. Вообще, ситуация, которая сейчас конструируется администрацией Буша-младшего, очень и очень походит на ту, что сложилась в мире в самый канун первой мировой войны. Из-за чего развернулась первая мировая война?.. До сих пор никто сказать не может. Потому, что формальные поводы были абсолютно неадекватны мировой бойне, которую учинили в 1914 году.
— Тогда поводом тоже был теракт — убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Фердинанда.
— Да. Террориста-одиночку поймали, казнили. Зачем после этого было начинать войну?.. Первая мировая была развязана в чуждых Европе интересах. На первой мировой войне колоссальную прибыль получили Соединенные Штаты — этот факт общеизвестен и никем не оспаривается. В результате первой мировой войны рухнули три европейские империи. Европа потеряла больше 10 миллионов человек убитыми и около трети своего национального богатства — оно перекочевало в Америку. То есть первая мировая война была крупным бизнесом для мирового финансового капитала.
Но, похоже, эта история ничему не научила Европу. И если военный психоз, нагнетаемый американцами, мировое сообщество не купирует, не остановит, то действительно может начаться третья мировая война. Ее результат заранее известен.
— Каков же он, по вашему мнению?
— Да он уже виден невооруженным глазом. Страны мира будут разделены на две категории. Первая — это цивилизованные страны, которые подчиняются Америке. Вторая — это страны-“изгои”, которые объявляются пособниками терроризма и в отношении которых все дозволено. Никакие международные структуры — ни ООН, ни Совет Безопасности — более не действуют. Все решения принимаются в Вашингтоне и не обсуждаются. По сути то, что сейчас готово начаться в Афганистане, — это война, которую развязывают США для реализации бредовой идеи Бжезинского “Америка — пятый Рим”. Команда, которую привел вместе с собой к власти Буш-младший, состоит из недоучившихся геополитиков, у которых голова забита бреднями Бжезинского.
— Бреднями?
— Бреднями. Потому, что они не реализуемы. У недоучившихся геополитиков все получится так же, как у недоучившегося волшебника: сделать хотел грозу, а получил козу. Но для мира эти игры крайне опасны. Неисчислимые бедствия и жертвы, которые несет с собой война, не сравнимы ни с каким экономическим кризисом.
— Что же нужно делать России?
— То же, что делает Малайзия. Или Китай. Любая другая страна, которая не хочет делать свой народ прислугой для какого-то другого народа. Опираться на собственные силы. Проводить здравую экономическую политику. Мы — самодостаточная страна во всех смыслах.
— Но как этого добиться?
— Довести до сведения президента здравые идеи.
— Все мечтают довести что-нибудь до сведения президента. Это, по-моему, старая русская сказка: царь хороший, а бояре плохие.
— Иногда она соответствует действительности. В прошлом году мне удалось договориться с президентом о встрече с ведущими российскими учеными-экономистами, директорами всемирно известных и признаваемых институтов. Владимир Владимирович даже назначил конкретное время встречи — середина января. Но господин Илларионов, советник президента по экономике, сделал все, чтобы эта встреча не состоялась.
— Почему?
— Во-первых, из-за естественных опасений обнаружить свое полное невежество в области экономики и экономической политики. Во-вторых, на такой встрече могла проявиться и очевидная специалистам вредность тех решений, которые предлагаются Путину вот уже почти два года и осуществляются на практике. Они для страны вредны. А кому-то, конечно, выгодны.
— Тем не менее, ничего не состоялось… Вот и сказке конец.
— Нет, не конец. На последней встрече с президентом лидеров думских фракций этот вопрос вновь был поставлен, и Путин согласился на такую встречу. Теперь будем согласовывать сроки.
— А что делать нам, российским гражданам, накануне третьей мировой войны, пока вы будете согласовывать сроки? Татьяна Корягина советует менять доллары на рубли. Она полагает, что в ноябре-декабре доллар будет девальвирован.
— Финансовый рынок США действительно падает и будет падать. Девальвация доллара, я согласен, неизбежна. Однако, по моему мнению, это не будет разовый обвал. Не будет и планового постепенного снижения курса. Доллар будет девальвироваться рывками, хаотично, непредсказуемо. В зависимости от личных интересов мегаспекулянтов.
— То есть, все-таки лучше бежать сдавать доллары?
— Нет, торопиться не надо. Обвала, я повторяю, не будет. Потому, что это невыгодно мегаспекулянтам. Сначала они должны перекачать свои зеленые бумажки в реальные активы — предприятия, недвижимость и прочее. Этот процесс идет, но очень медленно. Мощного перелива финансового капитала в реальный сектор экономики пока нет. Однако держать доллары в кубышке, надеясь, что это — надежный способ хранения сбережений, тоже уже нельзя. У нас в России, кстати, создан индикатор, на который можно ориентироваться по времени.
— В смысле, пора сдавать — не пора сдавать?
— Да. Это Земельный кодекс. Коррумпированная часть правительства совсем не зря проталкивала его через Госдуму с такой бешеной скоростью. По сути, проталкивали механизм приватизации городской земли. В этом Кодексе все так устроено, что местные власти не вправе отказать в заявке на покупку земельного участка никакому заявителю. Срок, в течение которого должна быть удовлетворена заявка, фантастически короткий. Две недели! То есть для мегаспекулянтов подготовлены реальные активы — территория русских городов. А права землевладельца в этом документе практически ничем не ограничиваются. Купив городскую землю, вы легко станете хозяином всего, что на ней стоит.
— Значит, надо ждать, пока президент Путин подпишет Земельный кодекс и начнется перелив капитала?
— Надо бороться против этого Кодекса, пока он не вступил в действие, и мы это делаем. А от доллара следует постепенно избавляться. Инфляция в Америке составляет уже 10 процентов, это официальные данные. Доллар будет хаотично обесцениваться. Рискованная это валюта. Ненадежная. С Нового года появится наличная европейская валюта. Можно ее покупать. Но можно и рубли. Цены в нашей стране все равно растут вне зависимости от курса мировых валют по отношению к нашей национальной.. Нестабильность заложена в экономической политике правительства.