Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Война и мир;
Формула любви.
>>Просто потому, что восхождение к Богу не носит сугубо морального содержания.
>
>Ах вот он каков, ваш интеллигентский Бог!
>А на Руси то до интеллигентов думали что Бог есть любовь...
Во-первых, я как-то считал, что на Руси все-таки действовала формула Бог есть Правда. Правда в смысле не-ложь. Правда - в смысле справедливости. Правда в смысле необходимости поступать как дОлжно, а там будь как будет.
Формула "Бог есть Любовь" в традиционной исторической интерпретации есть суть евангелического христианства апостола Павла. Которое, ежели подходить к делу формально-исторически, - есть павликианская или богомильская ересь.
Ни формально, ни традисторически я подходить не хочу. Поскольку неувязок прорва.
Зато есть достаточно четкий исторический след перехода к формуле Бог=любовь в уставах монашеских орденов. Сразу нескольких. При одновременном роспуске ряда других и начале преследования третьих. Это дата(опять же спорная) около 1256 года, когда монастыри перешли к уставу св.Августина.
До этого базовым уставом был устав св. Бенедикта. Монахи - равны в полном отсутствии собственности, в аскетизме существования, в обязанности физически трудиться и только в определенном неравенстве по отношению к обязательности книжной науки. Некоторым, которые смотрят в книгу, а видят фигу, - разрешалась замена работы над книгой - работой физической.
Монахи избирали своего аббата, но обязаны были следить, как аббатов избирают в других обителях - и делать все, чтобы не допустить получения власти недостойным человеком.
При смене формулы на августинскую "Бог есть Любовь" происходит следующий переворот в нормах жизни монастырей.
Труд исчезает из обязаностей, выборность аббатов из устава тоже исчезает. Исчезает требование аскетизма. Но более того, из христианской любви монахам предписывалось не требовать от брата своего, пришедшего в монастырь из богатого семейства, чтобы он жил на-равных с монахом из бедных. Пусть спит мягче, живет в лучшей келье, имеет в собственности дорогие ему вещи, вкусно ест, да и молиться не обязательно вместе с остальными - свое распятие в келье. - Иначе, дескать, он несопоставимо много теряет при принятии монашеского сана... Не по-христиански это.
Вот таким был августинский переворот в западном монашестве.
А что с монашеством русским?
Есть в Новгородской области город Боровичи, стоящий около знаменитых Опеченских порогов на реке Мсте. Самые древние монастыри этой местности располагаются в деревнях прямо около порогов, одна из которых имеет самоговорящее название Волок.
И Иосифо-Волоцкий монастырь - на Волоке Ламском.
И около Вышнего Волочка суда приставали к Николо-Столбенской пристани на реке Тверце около Николо-Столпенского монастыря, откуда товары везли к пристани в Вышнем Волочке.
Монахи обслуживали водную систему. Это было их трудовое послушание.
Ну а позже, когда русское православие несколько модернизировалось под западные образчики, св. Августин стал таким же отцом православного христианства, как и христианства католического, - Богом стала Любовь. А монахи - тем, чем стали. Паразитическим сословием.
Хотя -не везде. Точнее - не все. Традиция сохранилась.
В медвежьем углу за Уралом стоял себе Верхнетурский Покровский женский монастырь. Монахини жили своим трудом. Белые в гражданскую войну неоднократно грабили эту обитель. Пришли красные. Посмотрели - и вправду живут своим трудом. И монастырь не тронули.
>>Это состояние мне лично знакомо со школьной скамьи, с математического кружка, когда разбирался со сложными(тогда) задачками - и вдруг ты преображаешься, хаос невнятных представлений вдруг встраивается в совершенно ясную логику - причем единственно возможную. - Ты это совершенно четко ощущаешь.
>
>Состояние очень опасное. Фактически, это и есть искушение культа силы.
>(Не силы даже как власти над другими а просто как таковой.) Напоминает языческий. Только в современном мире как известно знание- тоже сила...
>Вот что с людьми образование без развития других качеств делает.
>Я тоже посещал математический кружок, было похожее чувство, и позднее было.
>Я даже как дурак слегка восхищался строчками Стругацких, что то там такое, как решается чисто научная проблема "и ты снова Бог и Вселенная снова у тебя на ладони. Впрочем это даже не нужно понимать, это надо чувствовать". Потом, хвала небесам, это довольно низменное чувство заняло положенное ему невысокое место. Рядом с удовольствием от сотни отжиманий, ибо природа его та же самая по большому счету. Наверно, СГКМ тоже немного этому помог. Хочу за это отдельное сесе сказать, пользуясь случаем.
>>Разумеется, у человека, занимающегося творческим поиском, такое состояние возникает, причем неоднократно.
>
>Угу. Состояние чересчур напоминает сапгори... (ложное сатори)
>>Он шагает по ступенькам. С каждой ступенькой его мозги все лучше и правильнее отражают окружающую действительность.
>
>Угу. Эдакий интеллигент-конан-варвар, у которого вместо извилин мышц извилины на мозге прибавляются...
>>И на определенном уровне роста есть немалый шанс отвержения человеком аморального, составлявшего его жизнь до того.
>
>Ага, то есть человек должен посчитать что ему выгодней, и если в обществе есть мощные механизмы, которые делают затрудненным запретное в реальности, то такой человек прикидывает что ему выгодней запретное вытеснить в виртуальное пространство и реализовывать его там... Иначе для чего работает половина западной масскультуры? А в лучшем(?) случае он просто решит что удовольствие от познания превышает удовольствие от потребления запретного и вообще от потребления. (Это всегда будет меньшинство, остальные будут совмещать.) Это и есть
>система которую предлагает Запад. Но для нас такое уже не годится хотя бы потому что нам излишка средств не хватит на такие механизмы. Там охранник тут охранник... Да и виртуальный грех недешево обходится обществу. Индустрия еще та. Дешевле уж моральные ценности в голове держать. Тогда можно обойтись системой контроля поскромнее. И без индустрии запретных желаний. И с обычным потреблением поскромней. Да и мне как простому русскому человеку просто так больше нравится. Хвала небесам что я не интеллигент.
>>Кстати, это по Аристотелю: молодой человек практически никогда не бывает добродетельным. Добродетельность достигается с опытом, приходит в числе прочего с мудростью. Добродетельность, как способность находить единственно правильную линию поведения.
>
>А в Китае думают, что доброта и сострадание - естественные качества человека. Они нуждаются лишь в сбережении и развитии, но присущи человек у всегда, даже ребенку. В России тоже раньше так думали, до интеллигентов. И Аристотель нам не указ в морально-нравственных вопросах. Философ? Вот и философствуй. Мы тебя послушаем,примем к сведению, но в некоторых вопросах у нас принципиальные расхождения. Они не рациональным мышлением обусловлены. Он же кстати и про рабов говорил, что это хорошо и замечательно для общества. Есть мол орудия говорящие есть молчащие... Ну Вы знаете. Русским, им Иисус Христос ближе Аристотеля. Верующим или нет - все равно. А он говорил: будьте как дети. Стало быть, нам ближе точка зрения, что добродетель с нами от начала и до конца, по крайней мере так должно быть, и это наша НОРМА. Да и что такое Ваша "правильная линия поведения?"
>Единственная базовая ценность описываемого Вами человека - почти языческий культ силы-знания. И ему все равно, кто дает ему возможность "удовлетворять собственное научное любопытство за счет государства или фирмы". Это и есть для его ценностей правильная линия. Мессершмит АГ 1941 г. или КБ Яковлева 1941 г. ему все равно, даже если бы было можно выбирать. Мессершмитт АГ для него даже лучше, потому что условия работы там лучше. "Цивилизованней". "Удобней". Оплачиваемей. А уж работа над Фау - 2... Я тему знаю и знаю что конструктору может доставить удовольствие такая интересная работа. Первая баллистическая ракета в мире... Если бы фашисты додумались отделять головную часть, вообще цены бы ей не было. А так - ракета в безвоздушном пространстве начинала вращаться беспорядочно, и когда входила обратно в атмосферу, точность попадания очень снижалась. Кто знает каким боком она войдет? А надо было например шарообразную БЧ сделать. Она все равно как войдет... Симметричная, зараза. А если бы другие интеллигенты с Богом без сугубо морального содержания докумекали с немецким ядерным проектом, то чувствуете чем могло кончиться дело? Перехватить до сих пор почти невозможно, даже такую балл. ракету как ФАУ 2.
>Вот только не всякое удовольствие, даже от тяжелой интеллектуальной работы, не является греховным. И плевать на атеизм, атеист тоже должен понимать что такое грех, вина и совесть. Или он не человек. Во всяком случае не человек русской культуры.
>>А пути к этому состоянию могут быть разными. Иногда - через недопустимую греховность. За которую окружающие имеют полное право тебя убить.
>
>Золотые слова. А я бы еще добавил - не только убить, но и посадить сначала в шарашку, если стране это будет выгоднее, чем расстрелять сразу.
>(это прошу не комментировать, я знаю что тут легким движением руки вешается ярлык сталиниста и выполняется эффектный жест отворачивания с негодованием.)
>Но заметьте, какие страшные вещи Вы сами говорите - путь к какому то там высоко ценимому Вами состоянию может быть таким что окружающие будут иметь полное право тебя убить.
>Воистину, "переживший сапгори летит прямиком в ад, как пущенная стрела".
>Вспоминается у Рюноскэ Акутагава - сэнсэя рассказ "Муки ада". Читали? Там про одного японского интеллигента, который восходил к Богу... Через живопись...
>"Сколь бы превосходен ни был он в искусстве и в
>умении своем, но если не понимает он законов пяти извечных отношений [по
>конфуцианским представлениям, отношения между правителем и подданными,
>отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим и между друзьями], быть
>ему в аду".
>А Православие, мне кажется, даже не упомянуло бы про его искусство и умение. А сразу, не теряя времени, начало бы молиться за его несчастную душу.