Все основные положения теории цивилизаций уже были разработанны к тому моменту, когда Гумилёв создавал свою теория этногнеза.
Он интерпретировал эти концепции по своему, добавил понятие воспроизводства жизни, понятия замкнутого общества(энтропия) и получил свою теорию. А источником развития общества Гумилёв назначил внешние воздействия, внешний ресурс развития, который общества реализуют потом.
Кургинян берет теорию цивилизаций, добавляет к ней идею развития в смысле теории Пригожина, и соответственно берет открытое общество(неравновесная термодинамика, на которую и опирается Прихожин, совсем не отрицает энтропию, она лишь обходит её ограничения).
Но Кургинян из открытости общества хочет получить развитие.
Это один и тот же ход мысли, в чём то менее философский - научная идея развития вместо понятия воспроизводства жизни, в чем то противоположный - открытое общество вместо замкнутого, но это тот же самый ход мысли.
А оппозиция подходов Кургиняна и Гумилёва друг друга будут дополнять.
На самом деле я страшно рад тому, что кто то в публичном пространстве России, из публицистов, экспертов/политологов/ученных собрал вместе тот комплекс идей, который первым собрал Гумилёв, и тут уже совершенно неважна форма, в которую обёрнут этот подход - важно, что автор получит из этого подхода всё то богатство инструментов анализа, которое содержится в таком подходе.
Это великий день для Российского публичного пространства, в нём снова получил права на жизнь комплекс идей невероятной плодотворности и важности.