От Р.К. Ответить на сообщение
К И.Т.
Дата 07.09.2008 02:58:10 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

[Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь] - попытка ужать текст

Текст интересный, но очень, очень длинный.
Я вырезал дежурные политреверансы, цитаты Ленина, пинание в адрес Шостаковича, указания на засилье евреев в музыке, другое, что показалось не столь существенным.
Текст сократился раза в 2-3. Довольно интересно, есть над чем подумать.


+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

> Однако прервём, на время, анализ связанных с Шостаковичем проблем и кратко остановимся на некоторых вопросах общего состояния музыкального искусства.

> В.И.Ленин говорил: «Вы сделали бы огромную ошибку, если бы попробовали сделать тот вывод, что можно стать коммунистом, не усвоив того, что накоплено человеческим знанием. Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм». (Из речи на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи, 2 октября 1920 г.)
> Вопросы идеологической функции музыки, её особого характера воздействия на человека издавна обращали на себя внимание лучших умов человечества. И все они – от Демокрита, Платона и Аристотеля до Достоевского, Толстого и Циолковского – сходились в одном: различные лады и ритмы, разные мелодии не только и не столько по-разному развлекают, сколько на разный лад настраивают человеческую психику, внушают и воспитывают различные умонастроения.
> Идейная направленность, чувства и настроения музыкального произведения не так наглядны, как в других искусствах (в кино, театре, литературе), но воздействуют на человека значительно сильнее, ибо он, как правило, не в состоянии их анализировать, почти не воспринимает их на уровне сознания, а больше на подсознательном уровне – незаметно для себя, помимо своей воли. Возможности контроля, критической оценки со стороны человека здесь более ограничены. Человек в данном случае, подвергаясь мощному воздействию через музыку, - почти беззащитен. И влияние музыки на него не только очень сильно, но и продолжительно: мелодия давно отзвучала, а человек всё ещё продолжает отбивать такт, напевать – непроизвольно, бессознательно. Говорят даже: «Вот, мотив привязался». А сколько мотивов навязывается?
> И тут всё зависит от характера самой музыки. Она может быть эффективным оружием в воспитании идейных, нравственных устоев, советского патриотизма, может возвышать и облагораживать, но способна нанести и огромный идейный, моральный и политический вред обществу.


...
...

> Особое внимание здесь следует обратить на одно чрезвычайно важное обстоятельство.
> В условиях буржуазного общества хозяева и идеологи буржуазной «массовой культуры», дельцы от музыки, а точнее, - политиканы от музыки, обеспокоенные зреющим среди молодёжи стихийным протестом против существующих капиталистических порядков, напряжённо искали выход, искали клапан, который позволил бы «выпустить пар». Выход был найден. Навязанное молодёжи пристрастие к поп-бит-рок и прочей «гоп-музыке» и явилось этим клапаном. Социальный протест, энергия молодёжи были умело направлены в неопасное для владык буржуазного мира русло, направлены на те рельсы, которые вели в тупик. (Об этом писал орган ЦК ВЛКСМ журнал «Смена», № 14, 1978 г. в статье «Оглушить, ослепить, запутать»).
> В условиях социализма навязывание молодёжи такого рода «музыки», а, точнее, одна из форм вторжения без оружия, имеет совсем иные цели. Сначала породить безразличие к народному музыкальному творчеству, прервать связь времён, нарушить преемственность поколений, посеять неверие в идеалы нашего общества, в идеалы коммунизма, заразить молодых людей безродными космополитическими настроениями (ведь эти «танцы» танцуют везде одинаково – в Москве, Нью-Йорке, Тель-Авиве). На подготовленной таким образом почве и на фоне буржуазной эстрады очень хорошо произрастают доморощенные «песни протеста» таких псевдо-народных бардов, как Галич и Высоцкий, широко распространяемые (главным образом, подпольно) среди молодёжи (да и не только молодёжи). Эти «песни протеста», не имеющие пока политической программы, призваны стимулировать недовольство существующей социальной системой. (Политическая программа будет потом).

...
...


> Традиция по-русски означает «передача»; традиция действительно есть эстафета поколений. Замечательно, если традиции приумножаются, если к каждому новому поколению переходит всё больше знаний, умения, опыта. Но при этом должно передаваться и нечто существенно неизменное. Иначе безудержное космополитическое «новаторство» разрушает непрерывность традиции, целостность культуры. Ведь традиционные национальные выразительные формы (и вытекающая из них классика) явились результатом многовекового отбора именно тех мелодий и ритмов, которые лучше всего выражали одухотворённо-поэтическое и вместе с тем конкретно-трудовое, заботливо-хозяйское отношение к природе, истории, быту – словом, к Родине.
> Богатейшая песенная культура народа, её традиции оказались сегодня практически не у дел, многие из них забыты. На это справедливо указывал орган ЦК КПСС газета «Советская Россия» (14 марта 1979 г.): «Русская песня оказалась у русского народа не на слуху, её не слышат, не знают и не поют… А попросите сегодняшних шестнадцати-, двадцати-, двадцатипятилетних напеть, к примеру, «Метелицу». Они не только не в состоянии её воспроизвести, даже приблизительно, они не знают, о чём идёт речь». В этой же статье говорится о том, что на эстраде 95% певцов и исполнителей совсем не поют русскую песню, а если и поют, то в «модернизированном», обработанном, неузнаваемом виде и в заимствованной манере, не имеющей ничего общего с подлинно народной песней, дискредитируют саму песню. А ведь ещё П.И.Чайковский говорил, что «никто не может безнаказанно прикоснуться святотатственною рукой к такой художественной святыне, как русская народная песня, если он не чувствует себя к тому вполне готовым и достойным».
> Космополитической модернизации подвергается уже не только народное музыкальное творчество (песня, танец), но и шедевры отечественной и мировой симфонической, оперной музыки. Широко известно, например, опубликованное в органе ЦК КПСС газете «Правда» (11.03.78 г.) письмо Народного артиста РСФСР А.М.Жюрайтиса «В защиту «Пиковой дамы» об издевательстве над гениальной оперой П.И.Чайковского . А распространившиеся в буржуазных странах и у нас джазовые обработки музыкальных тем из произведений Баха, Моцарта, Бетховена, Римского-Корсакова и других гениев музыки?
> Делаются и такие «опыты». «Кто рискнёт за 40 минут пересказать роман Достоевского «Идиот»? – спрашивает газета «Московские новости» (28.06.81г.) и отвечает: «Рискнул ленинградский балетный ансамбль под руководством Бориса Эйфмана. Сначала создатели балета обратились к произведениям Дмитрия Шостаковича. Но невольно ощутилась разница во времени, в эпохе. Эквивалентом Достоевского должен быть современник, так чувствовал Борис Эйфман, автор сценария, хореографии и постановки. Счастливый выбор постановщика пал на 6-ю симфонию Чайковского, которая стала музыкальной основой балета «Идиот». (?!)
> В США уже более 50-ти лет издаются так называемые «дайджесты» или «выжимки» - предельно сокращённые и опошленные безграмотные изложения классических литературных произведений, сдобренные назойливой рекламой. В этих чудовищно-оскорбительных для классиков мировой литературы опусах рекламируются залежалые товары монополистических объединений и частных фирм. Так, в «дайджесте» «Война и мир», в котором содержание генильнейшей 4-х томной эпопеи Л.Н.Толстого изложено на 70-ти страницах карманного формата, рекламируются противозачаточные пилюли фирмы Кун, Леб и К, благодаря которым Элен Курагина, якобы, не забеременела от Пьера Безухова. В других «дайджестах» восхваляются подтяжки, свиная тушёнка, бритвенные лезвия различных американских фирм, якобы используемые и потребляемые героями классических художественных произведений. В буржуазных странах существуют и музыкальные «дайджесты». И эта чудовищная мерзость начинает переползать государственную границу Советского Союза.

> А как обстоят дела в детском музыкальном воспитании? Что поют наши дети?
> Выборочное знакомство с положением в этой области музыкального воспитания в ряде детских садов, на приёмных экзаменах в детских музыкальных школах, осуществлённое силами Музыкальной секции Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, членами которой являются и авторы этого письма, дало такие результаты.
> Более 99% детей (!) поют песенки типа «Крокодила Гены». Народные же песни (напр., «Есть на Волге утёс», «Во поле берёза стояла»), героико-патриотические песни русского народа (напр., «Варяг») и даже революционные и советские патриотические песни (напр., «Широка страна моя родная») ребята совершенно не знают и не поют.
> Зато многочисленные песенные сборники для детей этого возраста наперебой навязывают чуждые ритмы и мотивы, уродующие детское музыкальное мироощущение, способствующие нарушению устойчивости детской психики, развитию у детей нервных психозов и связанных с ними комплексов (о пагубном воздействии на человеческий организм формалистической и эстрадной музыки будет сказано ниже). Другие песенки отличаются такой пустотой и мелкотемьем, что диву даёшься. «Раз словечко, два словечко – будет песенка!» - откровенно насмехается автор одной из таких детских песенок, очевидно, имея в виду лёгкость прямо-таки конвейерного производства этих «шедевров», обогащающих автора.
> В послевоенные годы в общеобразовательных школах нашей страны были обязательные уроки пения, хоровой класс, где изучалось народное и классическое музыкальное творчество, пелись народные песни и хоровые номера из произведений классиков; за пение выставлялись оценки. Хоровые классы были также в некоторых школах сталинских спецслужб. Можно сказать, что позднесталинский период был периодом советской античности . И сегодня предпринимаются усилия, чтобы выправить положение в детском музыкальном воспитании, однако эти попытки практически сводятся на нет органами массовой информации и, в первую очередь, телевидением и радио.
> Наблюдаемый прогрессирующий процесс разрыва в преемственности песенных традиций народа ведёт к образованию своеобразного вакуума между поколениями. Красноречиво подытожил сложившееся положение в детском музыкальном воспитании Им.Левин в своём «напутствии» первокласснику, опубликованном в газете «Вечерняя Москва» (31.08.81 г.): «Завтра соседский Андрюшка идёт в первый класс. Надо сказать, что к будущему своему положению он достаточно подготовлен. Родился он под знаком телевизора, магнитофона и пятидневки. Азбука для него начиналась не с АБВ, а с «АББА»…и так вплоть до Бони М». (!)
> С чем же пойдут, если понадобится, защищать Родину будущие её защитники? С ритмами АББА и Бони М? Вспомним Владимира Маяковского: «Всем совдепам не сдвинуть армии, если марш не дадут музыканты» .

> Не лучше положение и с народными сказками.
> Возьмём, к примеру, часто показываемый в последнее время в детских телепередачах мультипликационный фильм по мотивам русской народной сказки «Колобок». Какая вековая народная мудрость заключена в этой сказке! Хитрая, коварная лиса и добродушный медведь, простоватый волк, суетливый заяц воспитывают в детях с самого раннего возраста серьёзное, вдумчивое отношение к окружающему миру, воспитывают бдительность к лицемерию, коварству, злу. Но как надругались над содержанием этой мудрой сказки авторы одноимённого мультфильма! Изобретённый ими «счастливый» конец, в котором Колобок никем не съеден, лишает сказку смыслового значения, расслабляет, усыпляет, разоружает детей, внушает им, что в мире вовсе не существует никакого зла, а есть только одно неконкретное добро, закладывает в детскую душу зёрна космополитических взглядов.
> А в другой русской народной сказке «Волк и семеро козлят», «осовремененной» в таком же духе, авторы постановки (Энтин, Рыбников) откровенно заявляют: «Мы сейчас такое напридумаем!...» И напридумали. (23 августа 1981 г., Центральное телевидение, 1-я программа, «Будильник».)
> Характерна и постановка в московском цирке (?) «Руслана и Людмилы» по одноимённой гениальной поэме-сказке А.С. Пушкина, в которой по воле авторов в сцене соблазнения Людмилы Черномором принимают участие… змеи и крокодилы (настоящая крокодиломания!). Это цирковое шоу, названное авторами «пантомима-феерия», только с 7 августа по 31 декабря с.г. будет показано около 200 раз! Для справки заметим, что в главном оперном театре страны – Большом театре – гениальная опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» идёт лишь 3-4 раза в сезоне (в классическом, нормальном виде, т.е. без крокодилов).
> Даже сами участники таких постановок и передач признаются: «Я хожу на мультики много-много лет. В них сломали главное, главное – сюжет» (куплеты Льва Шимелова из радиопередачи «С добрым утром», 30 авг. 1981 г., режиссёр Лев Штейнрайх).
> Распоясалась и «Радио-няня» (ведущие Лифшиц, Левенбук).
> Подобных примеров – великое множество.
> Мы уже не говорим о музыкальном оформлении таких сказок и детских теле- и радиопередач, в которых детям навязываются примитивные ритмы эстрадной музыки. На это обратил внимание еще в 1948 году профессор Московской консерватории А.Б.Гольденвейзер: «Когда наши композиторы пишут для детей, они начинают портить их вкус с пелёнок фальшивыми нотами. Наше Музиздательство почти не издаёт и не переиздаёт хорошей старой и новой литературы для детей, а выпускает такие произведения, которые вызывают у детей сначала естественный отпор, но затем постепенно приучают их к фальшивой музыке». (Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б), 1948 г.).
> Сейчас положение значительно хуже. В период с 1947 по 1953 год после принципиальной партийной критики было издано немало сборников русских народных сказок, прекрасно оформленных и иллюстрированных. А где сейчас такие издания?
> Народные сказки – мудрость народная. А.С.Пушкин говорил: «Сказки – душа народа. Что за прелесть эти сказки!» И действительно, во всех народных сказках идеи борьбы добра и зла, правды и лжи, света и тьмы всегда были основным смысловым содержанием этого важного идеологического жанра народного творчества, призванного воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к своему народу и своей Родине. Однако сегодня эти традиционные образы (Ивана Царевича и Кащея Бессмертного, Василисы Прекрасной и Бабы Яги, Ильи Муромца и Змея Горыныча) подменены космополитическими чебурашками, добрыми змеями и удавами, мухами-цекотухами, обезьянами, крокодилами генами и другими символами, которые больше смахивают на непременные атрибуты масонской символики, чем на образы, выработанные вековой народной мудростью, достойные детского подражания. А ведь известно, что змея в эпосе и фольклоре всех времён и народов олицетворяла зло. Именно поэтому символ масонства – змея, обвивающая Земной шар и пытающаяся схватить себя за хвост. (О подрывной деятельности международного масонства, космополитическая верхушка которого представляет собой всемирное «теневое» правительство, выполняющее волю международного финансового капитала, советские люди уже достаточно осведомлены из публикаций центральной партийной и советской печати, в частности, в связи с разоблачением в Италии резидентуры ЦРУ США тайной масонской ложи «Пропаганда-2»).
> Окончательно обнаглели изобретатели методов детского воспитания в «занимательной» детской игре «Уголки» (изготовлена в г.Актюбинске на заводе «Актюбрентген», октябрь 1979 г.). Этот «шедевр», красочно исполненный в форме шестиконечной сионистской звезды Давида, поступил в широкую продажу в магазины «Детский мир» Москвы, Киева и других городов Советского Союза. Для экспортного пользования сионистская свастика снабжена инструкцией на английском и немецком языках.
> Что можно ждать от мальчиков и девочек, подвергающихся такой идеологической обработке, в будущем, если сегодняшние двадцати-двадцатипятилетние «недоросли» уже нередко носят американскую военную форму? (Об этом неоднократно сообщалось в нашей печати).
> «То ли ещё будет!» - поёт Алла Пугачёва.


...

> В условиях общего обострения современной международной обстановки, обострения политического, идеологического, экономического противостояния двух противоположных социальных систем, чрезвычайно важную роль играют средства массовой информации и, в первую очередь, телевидение и радио, как наиболее сильные и подвижные средства идеологического воспитания, средства воздействия на человеческую психику. «Печать, радио и телевидение – это прежде всего сфера осуществления власти, точно так же, как и партийный аппарат, как армия и органы государственной безопасности» (М.Марко, «Чёрным по белому»).
> Однако сегодня средний уровень наших теле- и радиопередач уже не отвечает возросшим требованиям нашего времени. «Слушаешь иные радиопередачи, смотришь некоторые программы телевидения, и может невольно сложиться впечатление, что весь мир повально поёт и танцует» - замечание одного из современных советских писателей Юрия Бондарева точно отражает положение дел на этом важнейшем участке идеологической работы.
> И здесь дело не только в количестве и качестве передач на ту или иную тему, но и в методах подачи материала, приёмах его преподнесения, что оказывает существенное влияние на восприятие человека. Ведь приёмом подачи материала можно совершенно исказить первоначальную идею, изменить конечный результат.
> Идёт, например, по телевидению важная идеологическая передача и сразу после её окончания звучит какой-нибудь разухабистый шлягер, основу которого представляют «музыкальные» ритмы игорных домов Монте-Карло и нью-йоркской синагоги. Неудивительно, что после такой «разрядки» коэффициент полезного действия важной идеологической передачи резко снижается.
> Идёт интересный документальный фильм о прекрасных памятниках истории и культуры нашего народа. Но что это? За кадром снова звучит примитивный шлягер. Или передаётся антиалкогольная телепередача и сразу после неё (даже без перерыва!) идёт художественный фильм, где пьют и курят. (Есть и много других приёмов, напр., перестановка важных идеологических передач на 3-4-е программы, когда по первым программам идут передачи развлекательные, и т.д., и т.п.).
> Мы уже не говорим о более открытых фактах идеологической диверсии, таких, как, например, скандальная новогодняя телепередача «Голубой огонёк» 1 января 1980 г., в которой во весь экран неоднократно демонстрировалась голубая шестиконечная сионистская свастика , или телепостановка участника публикаций в антисоветском альманахе «Метрополь» Марка Розовского, прозрачно названная автором «Приключения в городе, которого нет» (15 и 25 февраля 1980 г. Подробнее об этой постановке см. в Приложении).
> Подобные факты вызывают справедливые замечания советских людей, возмущённые письма. Однако авторам таких писем почему-то не сообщается, какие меры приняло к виновным руководство Гостелерадио.
> Всё это беспокоит и настораживает. Складывается впечатление, что не все работники этого важнейшего участка нашего идеологического фронта извлекли уроки из чехословацких событий 1968 года. Таким работникам следует напомнить об аналогичных явлениях в органах массовой информации Чехословакии того периода, когда «общая концепция Управления по надзору за печатью основывалась на фальшивых посылках, согласно которым уничтожался лишь бурьян, а не сами корни. Возникало абсурдное положение, когда коммунист, сотрудник Управления по надзору за печатью, запрещал публикацию антисоциалистических статей, а главный редактор, редактор-коммунист, подготовивший её к печати, не нёс за это никакой ответственности». (М.Марко, «Чёрным по белому», стр. 22) .

> По Центральному телевидению продолжается и пропаганда дискотек, диско-концертов (напр., в передачах «Документальный экран» - ведущий Р.Рождественский, и других).
> Что такое дискотека? Диск в переводе с греческого – метательный снаряд. Какие же диски метают в наш народ? Огромные тиражи долгоиграющих дисков с записями различных эстрадных ансамблей из буржуазных стран и подражающих им доморощенных ВИА говорят сами за себя. «Впервые в своей истории музыка сделалась развлечением № 1» - констатирует журнал «Смена» (№ 14, 1978 г.) «Вот образчик той самой массовой культуры, с которой мы боремся, - песня «Мани» («Деньги»). Она записана на двух пластинках, выпущенных фирмой «Мелодия»:
> Деньги, деньги, деньги…
> В мире богатых людей всегда светит солнце.
> Если бы у меня было много денег,
> Можно было бы не работать
> И вести привольную жизнь.
> И потому – в дорогу.
> В Лас-Вегас или Монако.
> Поймать судьбу в игре,
> И жизнь станет совсем иной.
> Деньги, деньги, деньги…
> (Из материалов У пленума ЦК ВЛКСМ).
> Какое отношение к искусству имеют такие «опусы»? Кому выгодно их массовое тиражирование? К чему может привести повальное увлечение такой «музыкой»?
> Вот как описывает буржуазную дискотеку журнал «Смена» (№ 14, 1978 г., № 11, 1980 г.): «Включается мигающее цветное освещение – и создаётся некий гигантский генератор ритмических импульсов, которое, воздействуя одновременно на все чувства беззащитного «любителя музыки», оказывает ни с чем не сравнимое влияние на его поведение, взвинчивает до предела психику, а порой приводит к нервным и сердечным припадкам. Известны и смертельные исходы. Трудно себе представить, чтобы в оперном театре или в академическом концертном зале слушатели, потрясённые музыкой, падали в обморок или умирали от разрыва сердца». На таких концертах «льётся кровь, летят гранаты со слезоточивым газом, появляются раненые и убитые». После одного из таких «концертов» «было найдено восемь раненых и одиннадцать убитых».
> Именно к такой аудитории обращены стихи некоего А.Есенина-Вольпина, изданные и широко разрекламированные в США:
> Эти мальчики могут понять, Эти мальчики кончат петлёй,
> Что любить или верить – смешно, А меня не осудит никто, -
> Что тираны их – мать и отец, И стихи эти будут читать
> И убить их пора бы давно! Сумасшедшие лет через сто!
> /Пример этот был приведён тов. Ильичёвым Л.Ф. в докладе «Искусство принадлежит народу» (Госполитиздат, 1963 г.). Этот доклад, посвящённый анализу различных тенденций в советском искусстве, интересен и требует серьёзного изучения/.

...
...

> Несмотря на очевидность вредного воздействия формалистической музыки на здоровье человека, телевидение и радио продолжают пропагандировать произведения композиторов-формалистов.
> На фоне отмеченных недостатков в работе телевидения и радио особенно заметна тенденция к замалчиванию важнейших событий и тем, посвящённых истории нашего государства, героическому прошлому великого русского и других братских народов нашей страны, что является важным звеном в воспитании советского патриотизма, социалистического интернационализма (а не безродного космополитизма), способствует духовному и физическому здоровью советских людей.
> Почему, например, знаменательное событие в истории русского и всех советских народов – 600-летняя годовщина Куликовской победы, положившей начало полному освобождению нашего государства от всех форм зависимости, в программах Центрального телевидения осталась практически незамеченной? (Если не считать кратких информационных сообщений в программе «Время» и документального фильма). Ведь советская печать, в отличие от телевидения, широко откликнулась на это историческое событие!
> Почему 250-летие со дня рождения величайшего полководца отечественной и мировой истории А.В.Суворова также не было отмечено Центральным телевидением? (Показ художественного фильма «А.В.Суворов» режиссёра Пудовкина, снятого ещё в 1940 г., и исторически слабой документальной ленты «Полководец», созданной на ленинградском телевидении, не имеют отношения к непосредственной работе Центрального телевидения -ЦТ могло показать и свою работу). На Центральном телевидении А.В.Суворову не нашлось ни места, ни времени. А ведь жизнь этого Человека – прекрасный пример для подражания нашей молодёжи!
> Почему только что отмечавшаяся годовщина Бородинской битвы вообще не существует для телевидения? Газета «Советская культура» (8.09.81 г.) сообщала: «На Бородинском поле прогремел праздничный фейерверк. Он ознаменовал одну из славных дат в истории нашей страны – 169-ю годовщину Бородинского сражения. Состоявшийся в минувшее воскресенье традиционный военно-патриотический праздник «День Бородина» организован Министерством культуры РСФСР, Можайским горкомом партии и горисполкомом, Государственным бородинским военно-историческим музеем-заповедником». (Спасибо Министерству культуры РСФСР и Можайскому горкому партии, что не забыли о славной дате в истории нашего государства!)
> Могут возразить, что это, мол, не «круглая» дата. Но если следовать такой логике, можно в скором времени перестать отмечать и «не круглые» даты победы нашего народа в Великой Отечественной войне!
> Настораживает и сам принцип, которому следует Центральное телевидение в подборе программ. Возьмём, к примеру, составление музыкальных программ. Согласно этому принципу, «главным критерием отбора лучших песен года для показа их в заключительных концертах телефестиваля неизменно были и остаются письма телезрителей, которые служат для нас основным источником информации о песнях, признанных громадным большинством телеаудитории» (околомузыкальным большинством) – вот мнение музыкальной редакции ЦТ («Советская культура», 17.10.80 г.).
> В.И.Ленин говорил: «Право, наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство» (из беседы с Кларой Цеткин). Следуя ленинскому принципу, необходимо «не опускаться до неразвитого сознания, а неуклонно – с очень большой осторожной постепенностью – поднимать его развитие» («Советская Россия», 28.09.79 г.).
> В послевоенные годы громадное большинство советских людей в письмах на радио просило исполнить народные песни, советские патриотические песни. Что же получилось теперь? Навязывая в течение многих лет эстрадную и формалистическую музыку, телевидение и радио оказали существенное влияние на формирование незрелых вкусов у определённой части населения, а теперь руководство Гостелерадио ссылается на это «мнение». Если пойти дальше в таком направлении, то, делая сегодня уступку в песне, завтра можно сделать уступку и в идеологии!
> Таким образом, тезис об апелляции к незрелому мнению части населения, воспитанному на чуждых нашей культуре «образцах», является политически ложным и антиленинским.
> И ещё. Газета «Комсомольская правда» (24.08.80 г.) в статье «Плетут зловещую паутину» отмечала: «На проходившей летом 1980 года в Иерусалиме конференции «по вопросам еврейского просвещения в диаспоре» было объявлено, что «требуется не менее 1000 часов еврейского просвещения, прежде чем это обучение сказывается на еврейском самосознании учеников».
> А сколько часов сомнительных передач идёт по нашему телевидению? Ведь определённое число советских граждан еврейского происхождения, изменяющих социалистическому образу жизни, отнюдь не является продуктом обработки только вражеских радиоголосов!

> Газета «Советская культура» (13.07.79 г.) привела высказывание одного из главарей фашистской Германии: «Достаточно уничтожить памятники народа, и он уже во втором поколении перестанет существовать как нация». «Взорвать, разрушить, стереть с лица земли старые художественные формы» - лозунг модернистов, формалистов и других троцкистских заговорщиков в искусстве. Поразительное сходство «культурных» теорий германских фашистов и троцкистов!
> Те же методы применяют на оккупированных арабских землях израильские и международные сионисты. Ставя перед собой задачу уничтожения национальных культур других народов, сионисты выдвигают лозунг о «национальной» культуре одного, «богоизбранного» народа. Однако существует ли еврейская национальная культура?
> Марксистско-ленинское определение нации гласит: «Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которую характеризуют следующие признаки: общность языка, общность территории, общность экономической жизни и общность психического склада, проявляющегося в общности культуры. Если нет совокупности всех этих четырёх признаков – нет и нации». (БСЭ, 2-е изд., т.29).

...
...

> Какова же история появления космополитических тенденций в отечественной музыкальной культуре?
> «Разлад в немногочисленной среде наших композиторов начался с начала 60-х годов, когда при стараниях А.Г.Рубинштейна основаны были Русское музыкальное общество (1859 г.) и С.Петербургская консерватория (1862 г.). Тогда образовались два лагеря» (В.Баскин, «Русские композиторы», М., 1887 г.). «Основанная Рубинштейном в 1862 г. Петербургская консерватория должна была, по мысли её создателя, служить на пользу всечеловеческой, космополитической музыке. С нескрываемым опасением взирал Рубинштейн на возможность перехода музыкального дела в руки новых русских музыкантов (речь идёт о М.А.Балакиреве, А.П.Бородине, М.П.Мусóргском, Н.А.Римском-Корсакове, П.И.Чайковском), необузданное варварство которых могло заглушить семена музыкальной цивилизации, с такими усилиями посеянные в русском обществе» (Е.М.Браудо, «А.П.Бородин», Петроград, 1922 г., стр. 33).
> Однако творчество самого Рубинштейна подверглось мощному влиянию отечественного народного и классического музыкального творчества и смогло существовать лишь на этой реальной основе. И хотя лучшие его произведения не поднялись до высот рядовых произведений наших великих отечественных композиторов-классиков, всё же они были созданы на основе устоявшихся классических традиций.
> В наше же время наиболее тревожное положение сложилось именно в самой основе нашей музыкальной культуры – народном музыкальном творчестве. «В профессиональную музыку почти начисто нет притока талантов, выросших в деревне, - положение для русского искусства чрезвычайное, небывалое, неслыханное. Особенно это стало заметно за последнее время. Тут необходимы самые безотлагательные меры. Если специальные музыкальные школы не в состоянии решить эту проблему (да они ею и не занимаются), то нужно создать новые специальные музыкальные школы только для таких ребят, выросших в деревне, около земли, и около тех, кто сохранил ещё в себе ростки подлинной классической народной культуры, народного мышления». («Советская Россия», 20.11.79 г.).


...
...



> «В народных массах живёт и сохраняет право на дальнейшую жизнь только то искусство, которое служит интересам народа» (М.А.Шолохов).
> Несмотря на химерическое значение творчества Шостаковича для нашего народа (а не для кучки эстетствующих гурманов), сегодня можно утверждать, что мы имеем дело с явлением, называемым «культом Шостаковича». Стараниями апологетов формализма Шостакович возведён в ранг «непогрешимого», идола, стоящего вне всякой критики.
> Ни один из великих русских композиторов прошлого и советских композиторов не удостаивался таких почестей (даже после смерти!), какими Шостакович был удостоен ещё при жизни. (Гениальный М.П.Мусóргский вообще трагически окончил свою жизнь в военном госпитале .
> Ни об одном из действительных гениев мировой музыкальной культуры не было издано в последние годы столько хвалебных монографий, рецензий, статей, различных печатных изданий, сколько было издано у нас и в некоторых буржуазных странах о Шостаковиче. Ни об одном из отечественных композиторов не было снято столько фильмов и телефильмов, сколько о Шостаковиче; не было выпущено и такого огромного количества грампластинок. Например, газета «Вечерняя Москва» (27.08.81 г.) сообщала: «Всесоюзная фирма «Мелодия», завершившая выпуск собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 54-х (!) пластинках, приступает к изданию нового цикла произведений великого композитора современности» . Характерно, что действительно великий русский композитор С.В.Рахманинов, выдающийся русский советский композитор С.С.Прокофьев и другие не удостоились такой «чести» со стороны фирмы «Мелодия».
> В этом восхвалении Шостаковича со стороны апологетов формализма как у нас, так и в некоторых буржуазных странах, наблюдается даже некое соревнование (явление для нашего искусства небывалое!).
...

...
...


> В.И.Ленин указывал: «Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от неё означает тем самым усиление идеологии буржуазной». (В.И.Ленин, полн. собр.соч., т.6, стр. 39-40).
> Влияние формализма в искусстве на идеологию сегодня наглядно видно на примере Польши, где так называемое «авангардное искусство» было официально разрешено с 1958 г.
> Советский Уголовный кодекс предусматривает уголовное наказание за антисоветскую агитацию и пропаганду. Однако такая пропаганда в области искусства у нас пока не наказывается.
> Роль искусства вообще и музыкального искусства - в частности - в деле военно-патриотического воспитания нашего народа, советской молодёжи, будущих защитников нашей Родины трудно переоценить. А.В.Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию!» .
> Таким образом, ясно, что речь идёт не о симпатиях или антипатиях к тому или иному явлению в искусстве. Речь идёт об объективном воздействии этого явления на наше общество, о моральном и нравственном здоровье народа, о его военно-патриотическом воспитании. Речь идёт, наконец, о чистоте нашей идеологии.


> ЭПИЛОГ

> Коммунистическая партия Советского Союза, Советское правительство, наше государство, борясь за разрядку международной напряжённости, за взаимное сокращение вооружённых сил и вооружений, всегда были и остаются принципиальными и непримиримыми противниками нашего злейшего врага – капитализма.
> Наша партия постоянно подчёркивает, что нет и не может быть никакой разрядки, никакого мирного сосуществования в области идеологии. Идеологический фронт – фронт без мира и перемирий.
> «Кто забудет о постоянно грозящей нам опасности, которая не прекратится, пока существует мировой империализм…, тот забудет о нашей трудовой республике» (В.И.Ленин).

> 17 сентября 1981 г.
> В.В.Попов, Е.В.Попов.





>Р.S. 2008 г.

> «Нет пророков в своём Отечестве» - гласит известная мещанская мудрость. Думается, это не наше кредо, это кредо пассивной части общества, тех самых 95% (по определению Бернарда Шоу), которые «лучше умрут, чем будут думать». Пророки в отечествах всегда были, есть и будут. Вопрос в том, будут ли они услышаны и востребованы обществом, в первую очередь, думающей его частью, той частью, которая в состоянии понять значение мысли Артура Шопенгауэра: «Талант попадает в цель, в которую никто попасть не может; гений попадает в цель, которую никто не видит».
> Для нас же, активной части общества, важнейшей составляющей нашей практической работы, его программой, нашим кредо должен стать тезис, ставший заглавием данной публикации: к у л ь т у р а о п р е д е л я е т п о л и т и к у.








> Приложение 1. Сказка – ложь, да в ней намёк…

>Сказка Марка Розовского
>«Приключения в городе, которого нет»
>Художественный телефильм (фрагменты – расшифровка фонограммы).
>15 февраля 1980 г., 1-я программа Центрального телевидения, 17.15-18.45
>25 февраля – повторение передачи (9.30 – 11.00).
> Режиссёр – Марк Розовский (один из авторов публикаций в антисоветском издании «Метрополь»).

> «Монологи» Главного Советника (в роли Главного Советника - Зиновий Герт):
> «С каждым годом мне становится всё труднее вести своё дело. Теперешнего читателя не возьмёшь холодными руками. Начитанные все стали. За версту меня узнают. Но нет. Я вам покажу. Хе-хе-хе-хе-хе. Этот мальчишка для меня – просто клад. У меня будет свой человек среди «читателей», сначала один, а потом пойдёт, ещё, ещё, как снежный ком! Весь мир, вся планета будет принадлежать мне. Нет, я не упущу этого читателя. Дважды два – четыре, всё идёт, как надо!»

>Затем следует песенка Главного Советника:

> Всё продаётся, всё покупается -
> И лёд, и дождик, и душа.
> И кто-то в золоте купается,
> А у кого-то – ни гроша.
> ПРИПЕВ: Мне всё давным-давно известно,
> Я самый хитрый в этом мире.
> Ведь это я, признаюсь честно,
> Открыл, что дважды два – четыре.
> Шагай смелей, гляди беспечней,
> Люби себя, а не людей.
> Чем холоднее и бессердечнее,
> Тем ты мне ближе и родней.
> ПРИПЕВ.
> Когда я вижу сердца горячие,
> Мне очень грустно от того,
> Что мы их не переиначили.
> Но мы посмотрим – кто кого!
> ПРИПЕВ.

> Далее: «Вам известно о появлении «читателя» в нашем городе. Постоянно в борьбе за читателя мы терпим поражение. Над нами всегда издевались писатели, унижали и осмеивали нас. Хватит! Довольно! Наш час настал! За работу, господа. Я предлагаю назначить награду тому, кто приведёт к нам читателя. Для достижения цели все средства хороши. Вы выдавайте ему чёрное за белое, белое за чёрное, гм…открывайте ему глаза на одно, закрывайте на другое, и со временем у него будет холодное, как сосулька, сердце равнодушного ко всему человека. И, конечно, господа положительные отвернутся от него, а мы протянем ему руку. И он станет НАШ !
> … Я: А – отомщу, Б – скоро отомщу, В – страшно отомщу !»

> Примечание (2008). Всё это было произнесено в открытом телеэфире за пять лет до
> «перестройки».
> Приложение 2.