От И.Т. Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 10.07.2008 23:18:24 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Статья В.Юдина "Свобода и либерализм"

Свобода и либерализм

Свобода понимается, как возможность поступать при решении проблемы так, как хочется. Ожесточенные споры, ведущиеся вокруг свободы воли со времен Сократа, вызваны особой жизненной значимостью этой проблемы, так как от её решения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Свобода всегда проявлялась человеком возможностью осуществлять добрую или злую волю. Понятия добра и зла расплывчаты, не имеют чёткого определения. Например, я удовлетворяю просьбу наркомана в потреблении наркотика, или сам его потребляю. Это для меня и для наркомана добро или зло?
Исходя из философии Ж.Делёза и Ф.Гваттари эти понятия можно объяснить бессознательным психики человека. Хайдеггера свободные поступки так же связывает с бессознательным. Тогда к добрым (свободными) можно отнести поступки жизнеутверждающие, жизнесохраняющие, а к злым наоборот убивающие жизнь или устремлённые к этому.
«Основным состоянием бытия является страх — страх смерти, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на возлагании ответственности на себя самого». Свободный поступок считается нравственным (добрым), не свободный безнравственным (злым). Добрые (нравственные) поступки диктуются бессознательным «ОНО» (животным инстинктом). Сознательным «Я» и воспитанным «Сверх Я» – как свободные, так и несвободные. Выбор поступка сознанием и воспитанностью определяется их степенью гуманности, то есть отношением к жизни человека и могут быть,поэтому, как свободными, добрыми, так и не свободными, злыми.
Такой подход к оценке свободы поступка позволяет отрицать смертную казнь, лишение жизни человека и его здоровья вообще по любой причине. Содержание в тюрьме («репрессии») при условии полного обеспечения безопасности жизни и здоровья в СССР является со стороны правоохранительных органов поступком свободным, справедливым. Справедливым также нужно считать запрет смертной казни для любого преступника.
В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура), Карл Маркс определяет свободу как осознанную необходимость. Это определение свободы нуждается а определении слова «необходимость», которое следует понимать (по Делёзу), как необходимые условия жизнеутверждения. В капиталистической рыночной экономике изменились жизненные ценности, а в след за ними, изменились приоритеты форм свободы. В понятии свободы доминирующее значение приобретает свобода предпринимательства (цель капиталиста - присвоение прибавочной стоимости), свобода конкуренции (подавление слабого), свобода бизнеса (обмана и подавления), свобода эксплуатации , свобода - это признание права собственности. Свобода становится собственностью обладателей капитала. Свободы, обеспеченные капиталом, замещают жизненные свободы такие как свобода совести, равенства, слова и др. Большинство капиталистических ценностей порождают зло, что является по Делёзу несвободой. Эти ценности основаны на обмане, на лишениях личной собственности человека, без которой он лишается средств существования и может погибнуть.
Стремление к свободе породило либерализм, как философскую и экономическую теорию, политическую идеологию, которые исходят из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

Либерализм является одной из ведущих идеологий в мире. Концепции личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, рыночной конкуренции, равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики — получили самое широкое распространение.

Такое определение либерализма включает 4 сферы его распространения.

1.Политический либерализм – убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами. 2 Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения. 3 Культурный либерализм. Проявлять власть над членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью предотвращения вреда другим». Культурный либерализм в той или иной степени возражает против государственного регулирования таких областей как литература и искусство, а также таких вопросов как деятельность научных кругов, азартные игры, проституция, возраст добровольного согласия для вступления в половые отношения, аборты, использование противозачаточных средств, эвтаназия , употребление алкоголя и других наркотиков. 4 Социальный либерализм. Некоторые либералы восприняли, частично или полностью, марксизм и социалистическую теорию эксплуатации, и пришли к заключению, что государство должно использовать свою власть для восстановления социальной справедливости.
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством закона, частной собственностью и свободой частного предпринимательства.

Современный взгляд на свободу принципиально разделил на сторонников индивидуализма и сторонников коллективизма. Сторонники коллективизма не абсолютизируют значение свободы личности или права на частную собственность, вместо этого делая упор на свободе личности в коллективе. Левые сторонники жёсткого государственного регулирования в качестве политической системы предпочитают социализм полагая, что только государственный надзор над распределением доходов может обеспечить всеобщее материальное благополучие. В частности, с точки зрения марксизма, главным недостатком либерализма является неравномерное распределение материальных благ. Марксисты утверждают, что в либеральном обществе реальная власть сконцентрирована в руках очень небольшой группы людей, которые контролируют финансовые потоки. В условиях экономического неравенства, равенство перед законом и равенство возможностей, по мнению марксистов, остаются утопией, а истинной целью является узаконивание экономической эксплуатации. С точки зрения либералов, жёсткое государственное регулирование требует ограничений в размере зарплаты, в выборе профессии и места проживания, а в конечном итоге ведёт к уничтожению личной свободы и тоталитаризму.

В современных условиях всеобщего кризиса капитализма, угрожающего жизни на Земле, и необходимости выхода из него тоталитаризм, как организационная мобилизационная форма управления, необходим. Особую роль тоталитаризм должен проявить в вопросах воспитания разумного взгляда человека на потребительство и отношения к природе.


Юдин В.И. 03.07.2008г. г.Запорожье