|
От
|
Сепулька
|
|
К
|
self
|
|
Дата
|
20.08.2008 23:05:26
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Психология фактоидов
"Мы определяем фактоид как утверждение факта, не подкрепленного доказательствами, обычно потому что факт ложный или потому что доказательство данного утверждения нельзя получить. Фактоиды преподносятся таким образом, что к ним повсеместно начинают относиться как к истине.
[...]
Использование фактоидов является обычной практикой в кампаниях против других наций. Адольф Гитлер и его министр пропаганды Йозеф Геббельс владели искусством так называемой "большой лжи". Согласно теории нацистской пропаганды, эффективный способ убеждать массы состоит в том, чтобы создавать и повторять ложь... Доказывать лживость грандиозного обмана трудно... Кроме того, чтобы сделать ее более правдоподобной, большую ложь подкрепляют мелкими, но часто не имеющими отношения к делу фактами...
[...]
Но на самом ли деле фактоиды влияют на наши оценки, мнения, суждения и верования? ... Многие исследования подтверждают, что ... фактоиды способны оказывать мощное воздействие на убеждения и поступки людей.
[...]
Наконец, и это, вероятно, самое важное, фактоиды функционируют как форма предубеждения; они создают социальную реальность. Фактоиды служат фрагментами и частями, которые используются для построения картины мира. В качестве таковых они направляют наше внимание и подсказывают, как следует интерпретировать окружающий мир.
Например, представим гражданина Мэттуна, который однажды утром просыпается с расстроенным желудком и утомленными, ноющими ногами (несомненно, с кем-то в городе это обязательно прроизойдет). Что он подумает? - Должно быть, меня отравили газом. Именно поэтому я так плохо себя чувствую. (В Мэттуне был пущен слух о том, что орудует таинственный маньяк-отравитель, который травит газом - прим. мое) Этот человек может и дальше истолковывать другие случайные явления, вароде прошмыгнувшего мимо кота или порыва ветра, как подтверждение идеи о визите отравителя.[...] Слуху, таким образом, придается правдоподобность, а затем он распространяется, продолжая помогать другим создавать свои социальные миры. Даже когда доказано, что фактоид оказался ложным, он по-прежнему способен направлять внимание и мышление."
Э.Аронсон, Э.Пратканис "Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения".