От Сепулька Ответить на сообщение
К self Ответить по почте
Дата 20.08.2008 23:05:26 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Психология фактоидов

"Мы определяем фактоид как утверждение факта, не подкрепленного доказательствами, обычно потому что факт ложный или потому что доказательство данного утверждения нельзя получить. Фактоиды преподносятся таким образом, что к ним повсеместно начинают относиться как к истине.
[...]
Использование фактоидов является обычной практикой в кампаниях против других наций. Адольф Гитлер и его министр пропаганды Йозеф Геббельс владели искусством так называемой "большой лжи". Согласно теории нацистской пропаганды, эффективный способ убеждать массы состоит в том, чтобы создавать и повторять ложь... Доказывать лживость грандиозного обмана трудно... Кроме того, чтобы сделать ее более правдоподобной, большую ложь подкрепляют мелкими, но часто не имеющими отношения к делу фактами...
[...]
Но на самом ли деле фактоиды влияют на наши оценки, мнения, суждения и верования? ... Многие исследования подтверждают, что ... фактоиды способны оказывать мощное воздействие на убеждения и поступки людей.
[...]
Наконец, и это, вероятно, самое важное, фактоиды функционируют как форма предубеждения; они создают социальную реальность. Фактоиды служат фрагментами и частями, которые используются для построения картины мира. В качестве таковых они направляют наше внимание и подсказывают, как следует интерпретировать окружающий мир.
Например, представим гражданина Мэттуна, который однажды утром просыпается с расстроенным желудком и утомленными, ноющими ногами (несомненно, с кем-то в городе это обязательно прроизойдет). Что он подумает? - Должно быть, меня отравили газом. Именно поэтому я так плохо себя чувствую. (В Мэттуне был пущен слух о том, что орудует таинственный маньяк-отравитель, который травит газом - прим. мое) Этот человек может и дальше истолковывать другие случайные явления, вароде прошмыгнувшего мимо кота или порыва ветра, как подтверждение идеи о визите отравителя.[...] Слуху, таким образом, придается правдоподобность, а затем он распространяется, продолжая помогать другим создавать свои социальные миры. Даже когда доказано, что фактоид оказался ложным, он по-прежнему способен направлять внимание и мышление."

Э.Аронсон, Э.Пратканис "Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения".