|
От
|
Мак
|
|
К
|
Мак
|
|
Дата
|
15.05.2008 15:23:31
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Мэров встроили в путинскую вертикаль (НГ)
НГ 15.05.2008 | политика
Андрей Серенко
Мэров завели в путинскую вертикаль
Новый премьер-министр начал ревизию местного самоуправления в России
Об авторе: Андрей Серенко - собственный корреспондент "Независимой газеты" в Волгоградской области.
Накануне «смены караула» в Кремле администрацией президента РФ была решена проблема незавершенности строительства путинской вертикали власти и связанной с ней формальной самостоятельности глав крупных российских городов. В конце апреля Владимир Путин подписал указ об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В указе, ставшем первым шагом в ревизии системы местного самоуправления РФ, озвучен перечень показателей, по которым будет определяться качество работы местных властей. Всего таких показателей тридцать: уровень зарплаты, смертности, количество малых предпринимателей, доля отремонтированных автодорог, сдавших ЕГЭ школьников, обеспеченность жильем, объем жилищного строительства, собираемость платежей за услуги ЖКХ и т.д. Этот президентский указ одновременно стал и финальным этапом создания личной путинской вертикали в стране.
Очевидно, что, таким образом, новая административно-командная система, замкнутая лично на Путина, приобрела важную муниципальную составляющую. Разумеется, и до апрельского указа федеральный Центр имел неограниченные возможности влияния на мэров. Однако хотя бы риторика о местном самоуправлении оставалась актуальной. После перехода Владимира Путина на премьерскую должность, очевидно, даже в маскировке жестокой реальности исполнительной вертикали потребности уже нет. Эта вертикаль сегодня отрабатывает юридические, а не только политические механизмы возвращения муниципальной власти под свой прямой административный контроль.
Таким образом, антикоррупционная кампания последних лет в отношении мэров крупных российских городов нашла свое логическое завершение в путинском указе о введении практики «административного рецензирования» деятельности муниципалитетов со стороны назначенных Кремлем губернаторов. Нельзя не восхититься простотой и эффективностью решения проблемы «независимости» мэров. Вместо того что бы ломать голову над тем, каким образом, не нарушая международных норм о принципах местного самоуправления, перейти от выборности к назначаемости мэров, Кремль просто сосредоточился на разработке механизма «сноса» ненужных градоначальников. Не важно, как мэр приходит во власть – важно, как он из нее уходит, – этот вопрос был блестяще решен бывшим президентом. Теперь не нужно возбуждать против неугодных градоначальников уголовные дела. Достаточно снизить показатель успешной сдачи ЕГЭ учениками городских школ, чтобы получить первое необходимое основание для «зачистки» мэра.
Напомним, что механизм так называемой единой исполнительной власти в России начал создаваться практически сразу после первого избрания Владимира Путина президентом страны в 2000 году. Первым этапом стали создание федеральных округов, института полномочных представителей президента РФ и унификация российского правового пространства (обеспечение соответствия регионального законодательства федеральным правовым нормам).
На втором этапе создания новой исполнительной административной архитектуры был начат переход к системе назначаемости губернаторов президентом РФ. Отмена после бесланской трагедии прямых всеобщих выборов глав регионов привела к усилению контроля федерального Центра над губернаторским корпусом. Сегодня процесс назначения губернаторов президентом РФ в основном завершен.
Третий этап формирования путинской вертикали ознаменовался огосударствлением политической партии «Единая Россия». В результате последних парламентских выборов и решения Владимира Путина возглавить ЕР партия власти завершила свое многолетнее превращение в государственно-охранительный элемент административно-государственной системы, замкнутой на Путина.
Наконец, четвертым этапом строительства путинской вертикали стало фактическое включение в нее мэров городов. Подписав указ об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления и обязав глав муниципалитетов ежегодно отчитываться перед губернаторами (уже включенными в единую исполнительную вертикаль), Владимир Путин преодолел «казус мэров», долгое время раздражавший своей формальной независимостью как глав регионов, так и федеральную исполнительную власть. Таким образом, путинская реконструкция административной системы страны завершилась ревизией федерального закона № 131 и практики местного самоуправления.
К тому моменту, как Владимир Путин возглавил исполнительную власть в России, подконтрольная лично ему путинская вертикаль стала включать в себя мэров городов, губернаторов регионов, кабинет министров РФ, партийную инфраструктуру «Единой России», депутатские фракции единороссов в Государственной Думе РФ, региональных законодательных собраниях и муниципальных городских Думах. Фактически речь сегодня идет о новом административном механизме, сочетающем традиционные институты власти и партийные структуры «Единой России», но с принципиально иной архитектурой их взаимодействия, который можно назвать «прямым путинским правлением».
Совпадение начала ревизии системы местного самоуправления в РФ с уходом Путина с президентского поста лишний раз свидетельствует о том, что муниципальная горизонталь никогда в Кремле не рассматривалась всерьез в качестве «самоуправляющейся». По мере укрепления власти нового премьер-министра, очевидно, будет усиливаться и давление на мэров российских городов. При формальном декларировании принципов местного самоуправления правительство РФ продолжит реализацию стратегического курса на закрепление «места» глав городов в нижнем эшелоне путинской вертикали исполнительной власти.
материалы: Независимая Газета© 1999-2007
Опубликовано в Независимой Газете от 15.05.2008
Оригинал: http://www.ng.ru/politics/2008-05-15/3_kartblansh.html