От And Ответить на сообщение
К Almar Ответить по почте
Дата 04.10.2001 11:44:59 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: ну зачем все запутывать...

Almar wrote:

> Вопросы, которые вы ставите, интересны и сложны. Но я все время стараюсь свести сложные вещи к более простым, чтобы хоть на простые вопросы можно было дать ответы.

Послушайте, Альмар. Я не хочу Вас подлавливать на путанице, и потому в предыдущем письме коротко дал несколько положений, некоторые из которых при внимательном прочтении должны были бы показаться парадоксальными. Это должно было подвигнуть хотя бы посмотреть словарь. Давайте всё же кратко я укажу на несоответствиях в основе Ваших суждений.

Даже если взять евроцентристское определение терминов, отбросив индуисткое, китайское, японское, то:

РЕЛИГИЯ -- мировоззрение и мироощущение.

ТЕИЗМ -- термин, впервые употребленный Р.Кедвортом. Одно из религиозных мировоззрений, исходящее из понимания Бога как личности, пребывающей вне мира, создавший его и действующий в нем. Признание потусторонности Бога отличает ТЕИЗМ от ПАНТЕИЗМА, признание непрерывной активности Бога от ДЕИЗМА.

АТЕИЗМ -- отрицание религиозных культов и отрицание бога как личности; с другой стороны, утверждение самоценности бытия и постановка в центр мира человека.

Итак, религия -- мировоззрение, теизм -- одно из таких мировоззрений, атезим -- отрицание теизма, но утверждение _своего_мировоззрения_.

Я же предпочитаю индуисткое определение религии: РЕЛИГИЯ -- сущность жизни. Немного отличается от европейского, но на мой взгляд, полнее и точнее.

Это -- основы, элементы, на которых можно строить дальнейшие логичные и непротиворечащие основам утверждения. СГКМ говорит о бессвязности мышления, о расщеплении сознания и некогерентности мышления (неудачный термин, но пусть) это как раз об этом -- утверждения _в_основе_ не должны быть ни логически, ни по смыслу, противоречивыми.


> И вот поэтому меня более всего заинтересовал следующий ваш тезис.
>
> >В частности, каша у Вас в том, что Вы противопоставляете атеизм и хритсианство. Между тем, атеизм более религия, чем христианство, но менее, чем религия упанишад, брахманизма, буддизма.

Подставим сюда данные выше определения. "Атеизм более точно выражает сущность жизни и мироощущение, чем христианство, но менее, чем индуистская религия."

> Я знаю, что как раз Витгенштейн с соратниками в своей философии

Я не знаком с философией Витгенштейна. Хотите, я дам, ради интереса, свое определение философии? Философия -- это размышления о своей религии.

> много внимание уделял той проблеме, что значения многих терминов стали слишком запутанными (подробно я с его исследованиями не знаком).

> Вы понимаете, что тоже вносите посильную лепту в процесс запутывания.

Прекрасно знаю, что это так выглядит. Это суждение о моих высказываниях. По другому и быть не может, если стараешься указать на противоречивость взглядов собеседника, собеседник начинает путаться в своих взглядах. Может, эта моя манера ставить по мере обсуждения взглядов вопросы, честные ответы на которые приводят к противоречивости предыдущих высказываний, неприятна, но это -- суть того, что я делаю на этом форуме. Я никому _не_навязываю_ своей религии, то есть ощущения того, как устроен мир, потому что религия становится таковой через понимание, а _навязать_ можно только культовые обряды и церковные обычаи, к собственно религии имеющие косвенное отношение. И _не_рассуждаю_ о своей религии, то есть не философствую, для этого у меня есть другие собеседники.

> Вот существует термин <атеизм>. Абсолютное большинство даст определение этого тезиса как нечто противоположное религии.

Я убедил Вас, что даже в евро-терминах Вы глубоко заблуждаетесь?

> И это совпадает с историческим значением этого тезиса.

???

> И вот вы (а вы к несчастью не одиноки) утверждаете нечто обратное, что атеизм еще более религия, чем сама религия. Зачем это надо?

> Каким же словом теперь мы должны называть ту концепцию, которая противоположна и отрицает религию

Не знаю. В европейском понимании, отрицание сущности жизни (религии) очень близко к дарвинисткой теории эволюции, но это отрицание становится сразу же религией, мироощущением. Отрицать мироощущение (религию) -- отрицать осознание своего Я; может быть, это животное поведение, потому что человеческого здесь ничего не осталось? С точки зрения индуистской религии здесь чуть иначе. Отрицание своего Я есть соединение с более высокой реальностью, с Абсолютной Реальностью -- где Я исчезает не больше, чем волна в океане, то есть Я теряется, освобождается от своих границ, от своего ego, но не исчезает. Поэтому с индуисткой точки зрения (она постарше христианства на 2000 лет) отрицание религии становится отрицанием всего мира, всех реальностей. Скорее всего, здесь годится термин из психиатрии -- маниакальная депрессия.

> , то что мы раньше называли <атеизм>? Почему бы не принять за основу простой тезис: для религии характерна вера в сверхъестественное (а не просто любая вера).

Ну и будет это только Вашим пониманием религии, теизма и атеизма. Для других собеседников это в лучшем случае будет непонятным, в худшем -- они сойдутся во мнении, что Ваши взгляды противоречивы.

> Ну понятно, что атеизм тогда никак нельзя называть религией. Но зато тогда появится хоть какая то отправная точка для дальнейших исследований.

Термин АТЕИЗМ не может стать отправной точкой. Сначала был ТЕИЗМ. А сам теизм лишь одна из РЕЛИГИЙ.

--
Андрей Куликов

PS: Я снова сделал _Ваши_взгляды_ в Вашем же представлении противоречивыми, или _мои_пояснения_ являются неубедительными и противоречивыми?