> Но что князь Владимир Красное солнышко выбрал внешнеполитическую ориентацию на Византию - это несомненно.
Тоже не так. Владимир, даже по летописной истории, - воспринял христианство не из Константинополя, а из Корсуня(Херсонеса). Оттуда же привез и священнослужителей. И построил первую каменную церковь - Десятинную. Жившую от налога - десятины. И имевшую в качестве важного святого Климента, которого не знает Константинополь.
А владыку из Константинополя привозит через полстолетия в 1037 г. его сын Ярослав Мудрый. Одновременно ставит Святую Софию. Десятинную же церковь после приезда греческого митрополита ПЕРЕОСВЯЩАЮТ. Вот какое дело!
Владимир привез на Русь не византийское христианство. А какое-то иное. Находившееся в оппозиции Константинополю.
Очень интересно, что по днепровскому пути "из варяг в греки" отсутствуют археологические следы византийских товаров. В частности, не обнаруживается амфор константинопольского производства. Но зато бойкие экономические связи Херсонеса с Русью - несомненны.
Но все это - по летописному варианту истории. По которому город Борисов в Белоруссии, например, был основан в 12 веке. А при Ярославе Мудром в одном стиле и в одной технике(странным образом совпадающем со стилем и техникой константинопольской Софии 6 века) были построены еще и новгородская и полоцкая Софии.
А вот литовско-белорусская хроника начала 16 века гласит следующее:
У беларуска-лiтоўскiм летапiсе 20-х гадоў ХVI ст. «Хронiка Вялiкага княства Лiтоўскага i Жамойцкага» змешчана яшчэ адно паведамленне пра тое, што князь Барыс пабудаваў горад Барысаў на Бярэзiне. Хранiст апавядае пра лiтоўскага князя Мiнгайлу, якi разграмiў палачан у бiтве пад Гарадцом, пасля чаго пасадзiў у Полацку свайго сына Гiнвiла. Гiнвiл ажанiўся з дачкой цвярскога князя i «окрестился в руску веру», прыняўшы iмя Барыс. У хронiцы паведамляецца: «Тот Кгинвил, реченый Борис вчынил город на имя свое на рецэ Березини и назвал его Борисов». Ен нiбыта пабудаваў i царкву ў Полацку. Далей у хронiцы гаворыцца: «И пануючы ему в Полоцку был ласкав на подданых своих и дал им, подданым своим, вольности и вечо мети и в звон звонити, и по тону ся справовати, яко у Великом Новгороде и в Пъскове»
Правда, тут у историков вообще неразбериха:
В литовско-белорусских летописях строительство храма приписывается Борису Кгинвилу и датируется 20-ми XIII в., однако новейшее изучение его стилистических и технических особенностей опровергает эту датировку. Здание построено в середине XI века, единодушны археологи и историки. Верхняя граница - 1066-й год. Помогла в этом и наука палеография. Находка в 1977 древнерусской надписи на камне в основании Софии Полоцкой подтвердила датировку, так как начертания букв соответствуют почеркам 1050-х годов.
_________________________________
Теперь возвращаемся в славный город Константинополь.
Кто его в 1453 году брал и кто защищал?
Вот так выглядят защитники:
[14K]
[9K]
А вот штурмующие:
[26K]
[37K]
Замечательное кино с переодеваниями?
Но еще лучше сама история Константинополя в житиях армянских отцов церкви:
Был у него и сотоварищ, священник из того же города, некий Григор из святого монастыря Айриванк18, построенного св. Григорием в начале ущелья, у городка Гарни. Оба они были избранными и чудесными, преуспевали в постижении книг и музыкальном искусстве. Сговорившись, они отправились к философам в Афины, изучили всю философскую науку внешних мудрецов и постигли тексты Св. писания и толкователей. Оттуда они прибыли в царский престольный город Константинополь, который основал Александр Македонский, а через 70 лет расширил император Констянтин.
Но ведь и последующая история Константинополя ничуть не менее неожиданна. Армянин, путешествовавший из Львова в святые места, застрял на зиму в Константинополе. И вот что написал:
И по сей день св. София творит великие чудеса. Я расскажу об одном из многих, что свершилось в мое время. В 1058 (1609) году на Софию поднялись по повелению императора 15 мастера, чтобы восстановить и обновить [ее]. Один из них, имея нужду, поленился спуститься вниз и помочился [40] в посуду с известью; смешав [мочу] с известью, он хотел пустить ее в дело. Однако св. София не потерпела такого нечестивого дела; тотчас же, на глазах у всех поднявши, сбросила его с сосудом на землю; тело его, распавшись на части, пало на землю, как труп Симона Волхва 16. И кто увидел, исполнился великого страха. Когда весть об этом достигла царя, он, изумленный, воздал богу славу и повелел, чтобы никто больше не осмеливался на [такое] бесстыдство и наглость, а если будет иметь нужду, пусть спустится в клети вниз, и следует служить ей (то есть св. Софии) свято и со страхом.
Султан - он же император. И он же велит служить святой Софии свято и со страхом.
Так что и с Византией, и с христианством константинопольского пошиба - разбираться и разбираться... Кто, чего, когда и зачем нагромоздил в истории. Во всяком случае византийские писания приписывают Юстиниану возведение могучей укрепленной линии в Крыму. А современная археология это напрочь опровергает. Никакого Юстиниана! Ничего похожего.
Так кто тогда и зачем писал про эту укрепленную линию?