>Макаренко начал создавать "свои методы" в начале 20х, в частности взялся за колонию для беспризорных в 20 году. Будем считать апофеозом этой истории самое позднее 26-27 год (переезд в Куряж).
>Далее цитата из биографии: "10.10.1936 г.
> Антон Семенович берет на себя заведование колонией
> в Броварах (вблизи Киева), временно оставшейся без
> руководителя. Это была запущенная колония с очень
> запущенной дисциплиной. Но уже 7.11.1936 г. Макаренко
> вывел на демонстрацию прекрасный строй колонистов."
>Итак имеем, за три года до смерти "Методы Макаренко" еще прекрасно действовали, скорей не только не устарели, а были отточены и доведены до блеска. В это же время Макаренко много пишет о педагогике, и т.о. как раз и передает и можно сказать "пропагандирует" свои методы и подходы", т.е. ни о каком "невоспроизводимы" речь не идет. Если никто не подразумевает под методами Макаренко что-нибудь типа знаменитой взбучки, заданной воспитаннику на заре истории вопроса, то с воспроизводимостью полный порядок.
Конечно, впрямую на Макаренко при реализации современных педагогических приемов сейчас не ссылаются. Но его опыт опосредованно использован при их разработке, например, в работах Ухтомского, Выгодского и других психологов и педагогов. Два с половиной года назад я наблюдал работу своей дочери, она вывезла свой 8 класс в туристический лагерь на Алтае, в верховьях Катуни. Условия довольно суровые, палатки, кухня под навесом, часто шли дожди. Всего было около 40 детишек (20 из класса дочери) в возрасте 10 – 14 лет, на всех 3 педагога, один из них повар, и несколько родителей. В первые дни, дни формирования микрогрупп, возникающие конфликты и напряжения специально вытаскивались на всеобщее обсуждение, дети учились разрешать их без вмешательства взрослых. Это виртуозная работа, например, двоих пацанов, начавших сквернословить, заставили при всех мыть рот с мылом, не всерьез, конечно. Малейший пережим, фальшь или вранье могут вызвать озлобление, депрессию или еще что-нибудь похожее. Но все обошлось, и весь месяц серьезных конфликтов не было. Хотя среда кипящая, в непрерывном движении, углы друг об друга оббивали только так. Второй важный момент – дети все время должны быть чем-то заняты, одно или двухдневные походы, верховой поход на лошадях, сплав на рафтах через пороги Катуни. Хоз. работы на кухне, заготовка дров, уборка лагеря, спорт соревнования, концерты и чего только еще не придумывали, и в значительной степени эту часть организовывали сами дети. Вот эти два принципа – начальная фаза и формирование коллектива вокруг общих дел, насколько я понимаю, идут из опыта Макаренко. И у всех эмоции и воспоминания от этого периода, насколько я знаю, только положительные. А опыт детям ничем не заменить.