|
От
|
Temnik-2
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
16.02.2008 14:54:59
|
|
Рубрики
|
Модернизация; Хозяйство;
|
|
Белоруссия: новый курс
Хотелось бы услышать мнения. Мне к тому, что сказано в статье, сложно что-либо добавить. Может быть, кто-нибудь лучше ориентируется в белорусской ситуации?
-------------------------------------------
http://2000.net.ua/a/47607
В Беларуси начались определенные изменения курса. Сначала мне показалось, что это просто какая-то очередная пропаганда, но, как оказалось, Лукашенко вновь оказался разумнее многих лидеров постсоветских государств и мыслит будущим.
Изменения планируются не потому, что Лукашенко хочет сделать приятное Западу, и не потому, что его заставляют или он испугался практически не существующей оппозиции. Просто Беларусь вышла на тот уровень развития, при котором перемены необходимы. Возможно, даже, что «особый путь» подходит к концу — он выполнил свою функцию победы над депрессией с недопущением разворовывания народного имущества, как в Украине и России.
Законодательство
Открываем вполне официальную газету «Советская Белоруссия» ( № 27 (22927), 12.02.2008): белорусские аналитики считают, что важным событием, способным повлиять, а в чем-то и заметно изменить отношения между ближайшими соседями, стало вступление Украины в ВТО. Несомненно, это шаг вперед, который сразу же был позитивно оценен белорусским МИДом. По некоторым оценкам, присоединение к ВТО в конечном итоге обеспечит Украине ежегодный прирост ВВП 1,5 — 1,7%.
Однако, предупреждает Минск, надо понимать, что торговля по правилам ВТО не станет для производителей легкой прогулкой по мировому рынку. Скорее наоборот — им придется пробиваться сквозь джунгли жесточайшей конкуренции, где в прямом смысле выживает сильнейший.
И никаких обвинений ВТО в неоколониализме, никаких мрачных напутствий. Просто, по дружески, по-соседски. Для этого есть причины.
Беларусь, судя по всему, созрела для быстрой интеграции в мировой рынок, на котором уже завоевала солидные позиции.
В последнее время, по информации аналитиков, в Белоруссии один за другим появляются нормативные акты, открывающие «шлюзы» для частного бизнеса. По мнению аналитика Александра Стельмака из «Росбалта», Лукашенко строит какой-то «офшор между Москвой и Варшавой».
Впрочем, думается, это преувеличение. Просто, в частности, декрет № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)», по утверждению местных экспертов, содержит весьма либеральную философию, что ранее Минску было несвойственно.
Во-первых, предпринимателям предоставляются значительные налоговые льготы.
Во-вторых, вводится пятилетний мораторий на ухудшение условий хозяйственной деятельности. «В целях обеспечения более привлекательных условий для этих организаций, в том числе с иностранными инвестициями, декрет определяет права, которые позволят им приобретать сырье и комплектующие для собственного производства по своему выбору от любых поставщиков и по любым ценам, продавать продукцию собственного производства на внешних рынках по своим ценам и по своему выбору, минуя обязательные биржевые торги и процедуры государственных закупок и поставок», — комментирует документ пресс-служба Лукашенко.
Еще одним декретом внесены революционные изменения в порядок регистрации фирм, сменившие разрешительную процедуру регистрации на заявительную. При этом в два раза снижены минимальные размеры уставных фондов и в четыре — сроки регистрации (максимальный срок последней — пять дней).
Дополнительно изданы указы, стимулирующие деятельность частного бизнеса. Все они предусматривают распространение белорусских порядков на иностранцев, чего раньше не было. Вероятно, теперь белорусский производитель не нуждается в особой опеке — окреп.
Особо льготный режим для иностранцев создан в свободных экономических зонах. Для резидентов СЭЗ предусматриваются, например, гарантии неизменности специального правового режима налогообложения в течение семи лет. Кроме того, им будут предоставляться льготные условия арендной платы. «Резиденты СЭЗ дополнительно освобождаются от уплаты налога на недвижимость и налога на приобретение автомобильных транспортных средств, от отчислений в инновационный фонд», — сообщает пресс-служба белорусского президента.
Новый курс Лукашенко, рассчитанный на бизнесменов-иностранцев, охватывает даже стратегические добывающие отрасли: для передачи в концессию предложены месторождения полезных ископаемых — гипса, железных руд и бентонитовых глин.
Следующий нормативный акт вводит понятие «добросовестного участника внешнеэкономической деятельности». Обладатель такого статуса сможет максимально быстро решать таможенные вопросы — ведь для него, как следует из документа, белорусская граница становится практически прозрачной.
«Возможно, сейчас мы наблюдаем начало новой экономической политики белорусского государства, — комментирует действия белорусского руководства оппозиционно настроенный минский специалист по хозяйственному праву Сергей Балыкин. — Возможно, государство реально желает предоставить деловым людям экономическую свободу».
Но надо сказать, что Беларусь вовсе не является «советским социалистическим» государством горбачевской эпохи. В ней на первом месте стоят ответственность и дисциплина, это не страна раздачи «розовых слонов».
Голоса Беларуси
Открываем, например, вторую официальную газету страны — «Рэспублика». Журналист Виктор Пономарев пишет о недоимках — похоже на то, что это достаточно привычный материал, но украинскому уху и глазу многое удивительно. «Все знают, что долги надо отдавать. Суть проблемы — в самом слове «должен».
Ты имеешь обязательства. Значит, обязан их исполнить. В первую очередь — перед государством. Заплатить налоги, штрафы, внести платежи за коммунальные услуги... Если ты этого не сделаешь, если этого не сделают многие, в затруднении будет уже государство. Оно не сумеет исполнить свои обязательства: выплатить зарплаты и пенсии, построить жилье и дороги. Допустить такого сбоя государство не может, поэтому и не прощает нам долги. Их взыскание, увы, бывает весьма болезненным, должники почти неизбежно оказываются пострадавшими. Кстати, в 2007 году за неоплату услуг ЖКХ в Минске выселено из квартир 23 семьи. Всего на выселение было подано 137 исков. Срок неоплаты, заканчивающийся выселением, как правило, превышает шесть месяцев, а суммы составляют 2 — 5 млн. рублей». В Украине такой идеологии нет и в помине — в нашей стране все норовят украсть и думают, что это и есть капитализм. Смешно и печально.
Запад и финансируемые им круги обвиняют президентство Лукашенко едва не в «сталинизме». А ведь оказывается, что это, мягко говоря, дезинформация.
Посудите сами — вот о чем размышляет главный редактор той же газеты Анатолий Лемешенок: «Опять ради той же объективности: сегодня заметно упрощаются многие процедуры, связанные с регистрацией субъектов хозяйствования, лицензированием. Но так и крутится на языке вопрос: «А стоило ли так долго ждать этого сегодняшнего дня?» Случись это раньше, ныне можно было бы оказаться еще на шаг-другой впереди в вопросах экономической (а значит, и просто жизненной) целесообразности... Когда на одной из встреч в трудовом коллективе, беседуя с собравшимися по поводу нынешнего упорядочения льгот, я заметил, что многие из них действуют еще со «сталинских» времен, один из «молодых» пенсионеров сказал: «А чего тогда власти столько ждали? Делали бы все это раньше, поэтапно, может, и не так болезненно было бы...»
По-моему, вполне свободная дискуссия. При этом — продуктивная.
Профессиональный подход
Читаешь эти артефакты здорового общества, и за свою страну становится как-то обидно, что ли. Например, аналитик Виталий Волянюк в статье «Куй железо» обосновывает необходимость привлечения инвестиций в промышленность — не от бедности или упадка: «...Финансовая, технологическая и сбытовая кооперация с авторитетными зарубежными партнерами — вот инструмент, которым сегодня должна широко пользоваться белорусская промышленность.
Из «экстенсивных методов» выжато все, что можно, возможно, даже больше. Удержаться на гребне внешнего и внутреннего спроса, варясь в собственном соку, уже не получится».
Потрясающе! Это означает, что вопросы восстановления перед Минском уже не стоят. А нам еще лет пять догонять 1991 год...
В Беларуси спрос на технику и машины превышает не только предложение, но и самые дерзкие ожидания производителей. За январь объем экспорта «Гомсельмаша» вырос в 5,6 раза по сравнению с прошлогодним январем.
До уборочной далеко, а мощности объединения уже загружены почти как летом.
Подписаны контракты на поставку 500 комбайнов в Россию. Минимум 200 единиц техники должно быть отгружено в первом квартале в Украину...
Процветают производители автобусов. В прошлом году на внешние рынки поставлено 867 машин.
В денежном выражении экспорт увеличился почти в 1,5 раза. Руководство Минпрома ставит вопрос о строительстве нового автобусного завода. МАЗовских мощностей сегодня для удовлетворения рынка недостает.
В прошлом году население купило бытовой техники на 60 процентов больше. Оказывается, динамика покупок телевизоров, утюгов, электрочайников, стиральных машин в разы опережает рост заработной платы! Надо расширять производство. Белорусы-то (в отличие от нас) много и своего производят.
Строительство новых мощностей расписано в правительственных документах. Но, задается исследовательским вопросом Волянюк, кто будет финансировать «расширение» промышленности — ведь строительство нового завода по производству автобусов, например (по предварительным подсчетам), обойдется в 100 миллионов долларов.
Сможет ли МАЗ вырвать эти деньги из оборота? Или ставка будет сделана на новую порцию кредитных ресурсов? А за счет чего будут развиваться «Витязь» и «Горизонт»? Сегодня оба телевизионных завода в непростом финансовом положении. И вряд ли могут рассчитывать на новые многомиллионные займы. Неужели развитие будет обеспечено за счет средств бюджета? Но в таком случае порочная практика так и не прекратится...
Упор, считает белорусский эксперт, должен делаться на прямые инвестиции. В том числе и иностранные. Они не требуют выплаты процентов и сберегают бюджетные средства. В прошлом году промышленные предприятия страны привлекли немногим более 600 миллионов долларов таких инвестиций. Не сказать чтобы густо: пять заводов по выпуску автобусов. А ведь речь сегодня идет о строительстве сотен (!) новых производств. Пассивность директората критиковал премьер-министр Сергей Сидорский. В этой связи он упомянул и о стратегии стран Евросоюза перенести часть крупных заводов на постсоветское пространство (!).
Вместо того, чтобы клепать низкокачественные жестянки по лекалам из Южной Кореи и США, получать за это деревянные доллары и употреблять литрами «за мир во всем мире» и не морочить себе голову, забавные белорусы озабочены технологическим состоянием действующих предприятий. Соответствуют ли уровню европейских автомобильных концернов цехи МАЗа, спрашивает Волянюк.
По мнению белорусского Минпрома, заводу необходимо коренное и срочное обновление. В качественной модернизации нуждаются «Витязь» и «Горизонт». Наладить производство востребованных рынком жидкокристаллических панелей можно только совместно с одним из мировых лидеров телевизионной индустрии, поскольку самостоятельная разработка технологии обойдется в миллиарды долларов.
Честно, прямо, профессионально и достойно — так можно охарактеризовать белорусский подход к проблеме модернизации.
В Украине, кроме, извините, прорыва, никакого подхода нет вообще.
Почему НЭП?
По информации белорусского и российского экспертного сообщества, о необходимости НЭПа было заявлено еще на ноябрьском совещании белорусского руководства. Считается, что повышение с 2007 года цен на российские газ и нефть спровоцировало ряд негативных тенденций в экономике страны. В частности, предсказуемое резкое угасание инвестиционной активности белорусских госпредприятий. Компенсация роста стоимости энергоресурсов начала съедать денежные ресурсы, прежде направлявшиеся на постоянную модернизацию производств.
Эти тенденции, вероятно, угрожают белорусскому «чуду» — высоким темпам экономического роста страны. Теперь, чтобы сохранить их, Белоруссии необходимы внешние инвестиции — просто потому, что к ним легче получить доступ, их много, и деньги нужны сейчас.
Председатель Национального банка Белоруссии Петр Прокопович предложил оригинальную схему «оздоровления» белорусского рынка: «Мы должны создать такие условия, чтобы Белоруссия по созданию климата для содействия бизнесу вошла в первые 25 стран мира. Никаких денег для этого не нужно — необходимо лишь пересмотреть нормативную базу. Все устаревшие нормы, мешающие нашей экономике, нужно срочно отменить».
Александр Лукашенко одобрил простую идею главы Нацбанка. В правительстве закипела работа по формированию нового хозяйственного законодательства.
Появившиеся декреты и указы президента — первые ласточки белорусского НЭПа. Весь пакет мер включает, по информации официальных лиц, не менее полутора десятков документов, имеющих целью разрушить монополию государственного сектора в экономике и создать в Белоруссии «уютную гавань для частного капитала».
Эти усилия уже были замечены. «Инвесторы ищут новые рынки, — отметил директор отдела Всемирного банка по Белоруссии, Молдове и Украине Пол Бермингем. — Если инвестиционный климат в Белоруссии будет улучшаться, то следует ожидать развития инвестиционного сотрудничества».
Правда, кроме изменений в законодательстве, необходима еще и реклама белорусских возможностей.
Но, думается, за президентом, построившим чуть ли крупнейшее в мире библиотечное здание, дело не станет. Ведь Беларусь — это не только страна, где все пытаются делать с толком, но и страна, где в университетах не берут взяток. А это многого стоит.
Николай ЛЮБЧЕНКО