От Павел Чайлик Ответить на сообщение
К Iva Ответить по почте
Дата 14.01.2008 14:43:42 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Re: А каков

>Привет

>>словосочетания "религиозный опыт"?
>
>обыкновенный :-)

>религиощный опыт миллионов людей на протяжении столетий.

Не спорю с определением, хотя, оно ничего не определяет, но Вы писали:


>2. почему игнорируется реоигиозный опыт, показывающий, что есть другой мир.

в ответ на:

..Сам язык науки не может быть подтвержден или опровергнуть фактами, поскольку факты описываются «предложениями» этого языка, однако язык может быть релевантен или нерелевантен практике и в этом смысле определяется его истинность.

Вот и получается, что Вы задаете вопрос "Как быть с иррациональными переживаниями миллионов людей на протяжении тысячелетий, как будто они каким-то образом отрицают притязание науки на соответствие ее теорий практике?"

Потому и получаете иронию.
А как иначе?
Тут килограмы с километрами сравниваются.
Причем конкретное количество килограмов сравнивается с нечетко данным понятием километра.

А теперь пару слов по "религиозному опыту", что бы вы не думали что тут люди не понимают о чем говорят.
Любые иррациональные переживания конечно же носят глубоко личный характер. Но они являются сложной формой саморефлексии социального существа, человека. Т.е. отражают они как раз никак не иной мир, а самого человека. Это определение не делает их не проще ни сложнее, ни бессмысленнее ни глубже. Просто оно выражает отношение к подобной практике как к форме человеческий деятельности. И отражает эта деятельность человека, культуру в которой он воспитан, символы, которыми она проникнута.

Религиозный же опыт, вешь многогранная:
1. Опыт подчиняться авторитету религиозной организации.
2. Опыт интерпетировать собственные иррациональные переживания.
3. Опыт передавать другим в каком-то виде описание собственных иррациональных переживаний в виде общения с мифическими потусторонними инстанциями (т.е. участвовать в строительстве мифа).

Так вот миллиарды приобщены к п.1.
Гораздо меньше к п. 2.
И совсем еденицы к п.3.

Так что в этом свете ваша аппеляция к многомиллионному религиозному опыту, якобы опровергающему положения науки выглядит совсем странным, потому как получается что опыт подчинения религиозному авторитету что-то может опровергнуть.