Re: Я согласен. Простое, это сочетаемость науки и религии.
А сложное это усилия, что бы понять, почему мы в это не верим !
>Во-первых, Китаем еще по-настоящему не занимались, он экзистенциальным соперником Западу еще не был. При этом сто лет назад он был на грани ликвидации - хуже, чем сейчас Россия.
Сергей Георгиевич, две или три опиумные войны это отчаянная попытка Запада уничтожить Китай наркотиками, так как иначе не получилось.
>А Россия продержалась 400 лет, да и сейчас не факт, что уже сошла.
Я верю в силу России, мы можем не понимать источники её силы, но ведь это уже наша с вами проблема, если мы не можем понять страну!
>Во-вторых, Россия культурно и духовно очень открыта Западу, а китайцам пока еще подберешь ключи.
Так об этом и речь, что Россия недопустимо открыта Западу в духовном смысле именно из-за того, что, опора общества на воспроизводимый опыт утраченна.
О том, что опора такая была, можно судить хотя бы из слов Лидова, который утверждает, что способ функционирования религиозных храмов резко поменялся со времен Петра.
Сейчас общество опирается по сути на некие сборники текстов, которые в меру понимания властей определяют духовную картину страны. А так быть не должно. Не может и не должна никакая власть определять существо и содержание духовной конструкции страны
Ведь есть же работы Элиаде, который говорил о том, что йога лежит в основе индийской культуры. Т.е вопрос именно в том, что бы интерпретировать эту ситуацию, когда в основе общества лежит психотехника, над которой надстраивается религия.
Своя йога(определенный коплекс психотехнических упраженений) была у даосов еще за тысячу лет до нашей эры, и есть она и сейчас. У мусульман были суфии,взгляды которых многие аворы по йоге считают весьма близкими своим взглядам, у христиан был исихазм. Все великие культуры имели такие практики в своем арсенале.
Общества с опорой на такие практики имеют невероятную историческую устойчивость
Я был просто шокирован главой про алхимию в книжке Торчинова о даосизме. Даосизм и Китай выдержали пару тысяч лет интенсивных поисков достижения бессмертия при помощи алхимии. Алхимия была средством, которое китайское общество очень долго считало способом достижения своих религигиозных целей.
И несмотря на очевидную невозможность сделать алхимические методы достоянием широких народных масс и даже единиц, даосизм не потерял свое значение в Китае.
Таков сила духовного опыта, лежащего в основе даосизма, который очень долго пытались выразить при помощи алхимии.
Алхимия была китайской попыткой создать науку на основе этого духовного опыта, попытка эта явно не удалась, но идея возможности сочетания науки и религии совсем не безнадежна.
Индийская культура традиционно считала разум хоть важным, но не единственным способом познания мира. Индусы не учли, что разум отдельного человека слаб, но коллективный разум общества, чем и является наука, может суммироваться, в отличии от плохо суммируемого опыта духовных практик. И в результате, наука в сумме может давать соизмеримый с духовными практиками материал для познания общества.
Потому у индусов эта тема(наука + религия) была плохо, или по сути вообще никак не была разработанна. Про отрицательный опыт китайцев я говорил. Они пробовали, но не получилось.
Но Россиия, гранича с Западом напрямую, должна научиться сочетать эти явления, только в этом залог её спасения, если ставить вопрос по крупному.
Религиозность не помешала Гейзенбергу и Шредингеру стать авторами квантовой механики, значит не помешает и другим религиозным людям заниматься наукой, если они захотят заниматься наукой.
Но религиозность поможет обществу обрести силу против попыток поменять свои сущность
Не сочетаемость науки и религии миф западной культуры, при помощи которого она контроллирует развитие остальных культур.
Я понимаю, что вас беспокоит прежде всего сочетаемость религий в России - христианства, мусульманства и буддизма.
Но так как религии основанны не на схоластических текстах, а на основе некого духовного опыта, т.е имеет некую объективную основу, то существует возможность влиять на взаимодействие религий.
В конце концов опять посмотрим на Китай. Там видим сочетание двух религий - буддизма и даоисизма, и одного общественно-политического учения - конфуцианства, и страна вполне существует себе существует несколько тысяч лет.
Недавно на форуме приводили интересный документ о сертификации методов фиксации факта перерождения Далай-ламы в Тибете. Казалось бы курьез, но ведь надо изучать такие механизмы. А если вспомнить о том, что китайская власть по прежнему материалистична, то документ вообще превращается в уникальный :-)