От Анатолий Игнатьев Ответить на сообщение
К IGA Ответить по почте
Дата 28.12.2007 21:33:06 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Денежный подкуп как оружие Сталина в борьбе с оппозицией.

На следующий день после избрания нового партбюро в университет пришел Маленков. Студенты старших курсов его хорошо знали и звали «ворон». Вызвав в кабинет Вышинского Шаншина, он долго о чем-то с глазу на глаз говорил с ним. Час спустя, там же в кабинете Вышинского состоялось заседание университетского партбюро, на котором Шаншин «добровольно» сложил с себя обязанности секретаря. Ознакомившись лично с членами партбюро, Маленков предложил избрать секретарем белоруса Снопкова, члена партии с 1918 года, бывшего военкома полка. До сих пор секретари партбюро выполняли свою работу бесплатно, в порядке общественной нагрузки. Снопков с момента избрания стал платным секретарем, оклад его равнялся партмаксимуму, то есть двести двадцать пять рублей в месяц. Кроме того, Снопков и заведующие отделами университетского партбюро были зачислены на бесплатное питание в столовой московского комитета партии.

Партмаксимум обязывал. Чтобы оправдать доверие начальства, Снопков организовал жесткую борьбу с оппозицией. В средствах он не стеснялся. Созвав совещание бюро отделенческих ячеек, он заявил:

— Пора пересмотреть наше отношение к оппозиции. До сих пор мы смотрели на оппозиционеров как на наших заблуждающихся товарищей. Это неверный взгляд. Благодаря этому неверному взгляду и нашему благодушию оппозиция обнаглела, она создала свою партию и безнаказанно дезорганизует и подрывает изнутри нашу партию. Каждое наше партийное собрание она использует для пропаганды своих антипартийных взглядов. Партия, не дискуссионный клуб. Пора положить этому конец.

В качестве конкретных мер Снопков рекомендовал «глушить» выступления оппозиционеров, то есть организовать специальные группы активистов, которые при выступлении оппозиционеров на собрании с шумом, свистом и криками не давали бы им говорить. Президиумы собраний, при записи желающих выступать в прениях, должны записывать ораторов оппозиции в самый конец списка, а когда приблизится очередь их выступлений, вносить и ставить на голосование предложение о прекращении прений. За проповедь взглядов оппозиции на семинарских занятиях привлекать к партийной ответственности. За распространение и чтение оппозиционной нелегальщины и посещение нелегальных собраний, карать вплоть до исключения из партии и т.д. и т.п. «Мы должны организовать непримиримость, ярость и воинственность всех честных большевиков против антипартийных элементов и дезорганизаторов в наших рядах. Мы будем оценивать работу каждого бюро отделенческой ячейки по тому, как вы боролись с оппозицией. Больше инициативы, боевитости и смелости в борьбе с антипартийными элементами...»

На вопрос, высказывает в данном случае он свое личное мнение и свои предложения или это директива свыше, Снопков ответил: «И то и другое».

См. И.М. Павлов. Записки оппозиционера - Воспоминания впечатления и встречи.
Часть 5: Осень 1926 г. подпольная борьба и первые аресты - Расширение нашей пропаганды - В китайском университете http://www.wsws.org/ru/2001/apr2001/mp05-a14.shtml