|
От
|
Р.К.
|
|
К
|
Р.К.
|
|
Дата
|
16.11.2007 01:59:26
|
|
Рубрики
|
Идеология; Программа;
|
|
(2) О газете "Точка.Ру", полугодовые итоги
План:
(1) - текущее положение дел с "Точкой.Ру"
(2) - выводы из (1)
(3) - размышления над (1).
(4) - главная проблема
(5) - следующая по важности проблема проблема
По итогам этого сообщения надо будет ответить на ключевой русский вопрос "Кто виноват". Вопрос "Что делать" будет рассмотрен в следующем сообщении.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
(1)
Ситуация с "Точкой.Ру" очень неоднозначная.
С одной стороны - можно уверенно сказать, что "процесс пошёл". Не отдельная листовка, не пара выпусков, а именно процесс создания/распространения регулярной газеты. С другой стороны утверждать о том, что всё вошло в стабильное русло было бы крайне преждевременно.
Да, уже прошло 6 выпусков газеты. Но за 2е полугодие 2007го должно выйти 12, а сейчас идёт уже предпоследний месяц - явная задержка.
Да, для любительского проекта, не обладающего сколько-нибудь серьёзным финансированием, тираж в 2-4 тысяч экземпляров - это очень неплохо. Для начала. Но реальный тираж меньше, поскольку значительнейшая доля тиража используется для однократной раздачи/рассылки в попытке расширить читательскую базу. Коммерчески распространяется лишь часть тиража, допустим половина (возможно даже меньше).
Да, газета уже обрела свой круг энтузиастов, вовлечённых в дело. Но 2 выпуска в месяц - это, похоже, слишком много, чтобы полагаться на энтузиазм. Однако связность в этой сети очент плохая. Серьёзного дублирования или какого бы ты ни было организации взаимодействия нет, участники действуют практически автономно, на основании личных парных знакомств.
Да, газета распространяется в различных регионах нашей Родины. Однако это ничтожно мало по сравнению с регионами, в которых её и близко не было.
Оговорюсь сразу. Цифра в 2-4 тыс. может показаться незначительной, даже смешной. В предыдущем сообщении я рассказывал о газетах с тиражами совсем других порядков.
Я призываю читателя на секунду взвесить величину этой цифры: мы все привыкли работать с цифрами, ноль туда, ноль сюда - за цифрами пропадает понимание величины.
Лишь одна оценка:
Носить более 10 килограммов в руках в течение долгого времени (например поездка из одного места города в другой на общественном транспорте) скажем так, некомфортно.
Более 20 килограммов не позволяют о себе забыть даже при наличии туристического рюкзака.
400 экземпляров газеты "Точка.Ру" весят около 9 килограммов, 4 тысячи - 90 килограммов.
(2)
Я могу продолжать вышеприведённый список и дальше. Однако перейду к выводу.
Сделано было немало, но останавливаться на достигнутом нельзя. Нельзя не потому, что это не амбициозно, а потому, что просто не получится. "Чтобы стоять на месте, - надо быстро бежать...". Ситуация сейчас нестабильная, есть ряд проблем, в том числе значительных.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
(3)
Вспоминая выводы предыдущего сообщения, можно заключить, что ситуация в целом вполне нормальная (не учитывая некоторое запаздывание с номерами). Газета вышла в нишу `мелкотиражных периодических изданий'. Газета держится на энтузиазме - при таких масштабах накладные расходы составляют слишком большую долю в себестоимости экземпляра. Газета убыточная - ну дык в этой нише политическая пресса и не может приносить доход. Да и цель и не в том, чтобы заработать (однако не следует забывать, что расходы с доходами сами по себе не сходятся - разница покрывается из чьего-то кармана, за что этим товарищам отдельное спасибо).
В целом работают все тенденции озвученные в предыдущем сообщении.
Как и для других газет этой ниши очень многое упирается в распространение - коммерческим структурам просто невыгодно иметь с нами дело на условиях, устраивающих нас. "Nothing personal, just business" - вот пример их ответа ~~'да нам пофиг, про что ваша газета, хоть про зелёных человечков. Платите 400 руб с киоска в месяц плюс наша торговая накрутка'. Газета новая, никто про неё не знает, круг потенциальных читателей очень узок, цена высока[*]. Продать даже несколько десятков экземпляров было очень здорово, вот только 400 рублей такое никак не может компенсировать.
Так что на вопрос "кто виноват" (в переносном смысле, понятно, - газета дело добровольное) можно сразу ответить - никто. Внешние обстоятельства носят в основном объективный характер. Они оказывают основное влияние на то, куда мы пришли. Почти те же тенденции применимы и к остальным газетам в этой нише.
[*] По поводу целевой аудитории и цены.
В этом абзаце "Точка.Ру" можно смело заменить на любую другую политическую газету из группы мелкотиражных - все те же закономерности. Сравним, например, с массовыми жёлтыми газетами типа Комсомольской Правды и/или Московского Комсомольца.
Последние заточены под максимально широкую аудиторию - там найдут интересное для себя шахтёр и менеджер, учитель и продавец, я и балерина Большого Театра, да практически кто угодно. Вместе с тем политикой интересуется лишь мЕньшая доля наших граждан, а тех, кто будет солидарен с курсом "Точки.Ру" - ещё меньше.
КП/МК реально толстые, в разы толще "Точки.Ру"(заменить любой другой газетой из мелкотиражных политических). В них есть реклама (как пояснялось выше политическим газетам на это особо не приходится рассчитывать).
КП и МК _дешевле_ "Точки.Ру"! В Москве их можно купить на выходе из метро рублей за 6-7. Да, себестоимость экземпляра "Точки" значительно меньше, чем 6-7 рублей. Вот только чтобы она была безубыточной при распространении стандартными методами, цена должна быть выше. В той же Москве "Завтру" (которая вышла в стандартное коммерческое распространение) купить можно уже за 12 рублей, и за 15 рублей, и даже дороже. А повышение цены на "Точку" порождает падение спроса.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Внешние обстоятельства, действующие на политическую прессу в нише "мелкотиражных", может и практически совпадают, вот только эффект у всех разный.
Уже сейчас, например, можно отметить, что внешний вид "Точки.Ру" очень хорош, и присутствие графики, и чёрно-синяя печать - это выгодно отличает газету от большинства газет этой ниши. Даже среди политической прессы тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров запросто встречаются серые варианты - сплошной одноцветный текст. За что Евгению отдельное спасибо.
А вот организация процесса - это уже дело всех его участников. Сложившаяся схема взаимодействие "один-с-многими". При распространении это ещё объяснимо - что-то типа двух-трёхуровневой снежинки при распространении (условно 'редактор' -- 'распространители среднего уровня' -- 'конечные распространители' ). А вот при подборке материала "снежинка" (когда вопросы/предложения по материалы приходят Евгению по почте) - едва ли не худший из возможных вариантов.
(4)
Самая главная из этих проблем заключается в том, что слишком большая ответственность и ключевые обязанности лежит на плечах Евгения и непосредственно помогающих ему кировцах. Присутствует "эффект бутылочного горлышка" в чистом виде. Есть ряд задач, таких как взаимодействие с типографией, которые так и останутся висеть на нём. Однако сейчас Евгений
- решает все юридические вопросы
- организует рассылку газеты по распространителям среднего звена и по конечным подписчикам, учёт подписчиков
- проводит подбор статей, изображений для них
- редактура, корректура, компоновка текста, контакты с авторами статей для получения их разрешения - всё это также также тянет в основном он
Пункт 3 идеально подходит для распараллеливания, это не Евгений должен сидеть вечерами, и подбирать статью нужной тематики и размера, а мы* должны по зелёному свистку вверх предоставлять такие статьи (а точнее говоря непрерывно собирать базу статей, из которых можно выбрать). [*]Под "мы" здесь понимается сообщество людей, участвующих в процессе.
У меня сложилось впечатление, что ситуация, сложившаяся de facto нестабильна и не может продлиться даже в среднесрочной перспективе. На энтузиазме можно выехать раз, можно выехать два. Если речь идёт о процессе, который должен происходить 2 раза в месяц - должен быть организован регулярный и стабильный процесс. Должен существовать определённый запас прочности во всех смыслах - возможность заменить заболевшего участника, резервы загруженности и т.п.
Подчеркну ещё раз - отставание от графика всё усиливается, нужна помощь (см сообщение (3)).
(5)
Следующая по важности проблема - перспективы расщирения читательской базы. В каком-то смысле взрывной рост тиража газеты был вызван тем, что структуры сети участников газеты образовались на основе уже существующих связей между людьми. Энтузиасты уже изначально были, эти энтузиасты сейчас и разбирают по 50, 100, 150 экземпляров газеты каждый, распространяя своими способами в своей среде. "Сам собой тираж" расти дальше если и будет, то постепенно и очень медленно. "Такой футбол нам не нужен" - такими темпами газета не сможет в сколько-нибудь разумное время занять сколько-нибудь заметную нишу.
"Чтобы стоять на месте, - надо быстро бежать, а чтобы двигаться вперед, - надо бежать ещё быстрее" - ставить неамбициозные задачи по "удержанию" завоёванных позиций просто опасно, но и ставить неамбициозные задачи по слабому, 'диффузному' расширению читательской базы также не стоит. Необходимо именно "бежать ещё быстрее", а этого не получится достичь, если не будет постоянных попыток провести взрывное расширение аудитории (e.g. - договор с сетью киосков на распространение нескольких сот или даже большего числа экземпляров газеты).
В следующем сообщении я перечислю конкретные способы принять участие в выпуске газеты, а также постараюсь наметить наиболее реальные перспективы.