|
От
|
IGA
|
|
К
|
Monk
|
|
Дата
|
18.12.2007 04:08:30
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Наркомания ставок
http://unokai.livejournal.com/95728.html
<<<
Моя статья в Финансе о кризисе рынка межбанковского кредитования и снижениях ставок ФРС, BoC и BoA
http://www.finansmag.ru/83219/
По ссылке статью можно прочитать только по подписке, поэтому текст выкладываю здесь (имеющийся у меня черновой вариант). При этом в журнале текст несколько иной и сокращенный. Зато там есть забавный график и интересные статьи других авторов, так что журнал все равно покупаем!;)
Наркомания ставок
Капитал. Вслед за ФРС США, снижающей ставки начиная с сентября текущего года, о снижении ставок в начале декабря объявили центральные банки Канады и Великобритании. Похоже, это только начало. Александр Зотин
11 декабря сего года ФРС США снизила ставку по федеральным фондам на очередные 0,25% до 4,25%. Инвесторы, однако, не очень обрадовались этой новости – судя по фьючерсам на ставку около трети участников рынка ожидали более существенного снижения, на целых 0,5%. Сразу после объявления о снижении, росший до этого S&P 500 упал на 2,5%. Поведение американского фондового рынка в последнее время напоминает наркомана, которому нужна все большая и большая доза дешевой ликвидности. Причем не столько для кайфа, сколько для того, чтобы снять ломку. Тяжело больной финансовый сектор экономики США заставляет задуматься о известной максиме – «Когда Америка чихает, весь мир подхватывает простуду».
В начале декабря к ФРС США, снижающей ставки начиная с сентября сего года, присоединились центробанки Канады и Великобритании. Судя по всему, в начале следующего года к политике монетарного ослабления присоединится и европейский центральный банк, все таки пока оставивший в начале декабря свою ставку без изменения. Снижение ставок в Канаде и Великобритании (до 4.25% и 5.50% соответственно) оказалось далеко не простым решением для местных финансовых властей, которые совсем еще недавно эти ставки бодро повышали, пытаясь сдержать растущую инфляцию. Фактически центробанки Канады и Великобритании данным шагом обозначили свои дальнейшие приоритеты в национальной финансовой политике, а именно оказание помощи находящемуся в кризисе финансовому сектору экономики за счет игнорирования возрастающих инфляционных рисков.
Ввиду достаточно скромной роли северного соседа США в мировой финансовой системе, снижение ставки Банка Канады 4-го декабря нельзя назвать столь уж значимым экономическим событием (также как и обоснование снижения – проблемы с рынком жилья в США). Однако именно оно послужило своего рода прецедентом, воспользоваться которым не преминул куда более значимый игрок Стойко державшийся до декабря Банк Англии все таки не выдержал напряжения в финансовой системе. Чего и следовало ожидать. Ипотечный кризис в США с момента своего возникновения в августе с легкостью преодолел национальные границы и больно ударил по британским банкам, оказавшимися держателями CDO и других переупакованных до неузнаваемости американских ипотечных долгов. Кроме импортированных из Америки проблем Великобритания оказалась лицом к лицу с целым ворохом собственных неурядиц, из которых наиболее серьезной представляется падение рынка жилья.
с глобальными проблемами, практически введшими не только американскую, но и, как это уже очевидно, и европейскую финансовую систему в состояние близкое к ступору. Уже сейчас понятно, что мировая финансовая система стоит на пороге серьезнейшего кризиса доверия. В ситуации, когда участники рынка не могут более или менее точно локализовать компании, наиболее пострадавшие от кризиса, финансовые трансакции начинают все больше походить на хождение по минному полю. В отличие, например, от предыдущих кризисов с печально известными хедж-фондом LTCM и энергетическим гигантом Enron, когда удалось определить пострадавших достаточно быстро, нынешний кризис протекает в условиях, когда о потерях того или иного банка или компании можно только гадать (так, например, в разгар кризиса в августе Citigroup назвал свои потери от ипотечного кризиса «несущественными», в ноябре же эти «несущественные» потери вылились в шокирующие $11 млрд). И, более того, в условиях, когда среди жертв кризиса могут оказаться компании, казалось бы никоим боком к кризису не причастные (вроде китайских и японских банков). Похоже, что именно из-за этой своей размытости и хаотичного распределения рисков почти по всему миру американский ипотечный кризис плавно преобразовывается в глобальный системный кризис ликвидности.
Когда финансовая система функционирует стабильно, рынок межбанковского кредитования является одним из наиболее скучных и спокойных секторов экономики. Скучным, но одним из важнейших – именно межбанковское кредитование, работая как отлаженный швейцарский хронометр, сообщает финансовой системе ликвидность, необходимую для осуществления практически всех экономических трансакций. Однако сейчас этот рынок оказался под угрозой - когда почти любой американский, европейский или даже японский банк находится под подозрением, желающих прогуляться по минному полю саперов становится немного. Банки просто напросто перестают доверять друг другу. К недоверию добавляется озабоченность собственными, вскрывшимися в процессе кризиса потерями и долгами, для обеспечения которых банки пытаются аккумулировать максимально возможный уровень ликвидности, урезая при этом лимиты на кредитование других банков.
Все эти процессы, чрезвычайно обострившиеся в конце ноября - начале декабря, в итоге отразились на ставках межбанковского кредитования, которые, разумеется, устремились вертикально вверх. Так, в настоящий момент особую тревогу у экспертов вызывает динамика важнейшей европейской рыночной ставки по межбанковским кредитам LIBOR (London Interbank Offered Rate, Лондонская межбанковская ставка предложения). Обычно, в периоды экономической стабильности, когда с ликвидностью особых проблем нет, долларовая ставка LIBOR лишь немного превышает ставку ФРС. Например, до августовского ипотечного кризиса, в то время когда ставка ФРС была на уровне 5,25%, ставки предложения одномесячных кредитов 1m LIBOR USD на протяжении многих месяцев редко превышали уровень в 5,32%. Спрэд (разница) между ставкой ФРС и 1m LIBOR USD составлял малозначительные 0,07%, лишь иногда увеличиваясь до уровней, немного превышающих 0,1%.
В конце ноября - начале декабря сего года все резко изменилось, рынок межбанковского кредитования испытал настоящий шок, сравнимый только с разгаром августовского кризиса, а по некоторым параметрам даже более острый. «Лавочка прикрылась», банки стали расставаться с деньгами с большой неохотой. Ставка 1m LIBOR USD достигла в первых числах декабря 5,25%, приблизительно того же уровня, что и полгода назад, несмотря на то, что ставка ФРС с тех пор была понижена на 0,75%! Таким образом, спрэд между ставкой ФРС и 1m LIBOR USD достиг пугающих 0,75% (спрэд по трехмесячному 3m LIBOR USD достиг 0,64%), увеличившись по сравнению со спокойными временами до августовского кризиса в 10 раз! Другой популярный индикатор кредитного рынка, рост которого отражает нежелание банков кредитовать друг друга и соответствующую рыночную нестабильность, спрэд TED (Treasury/Eurodollar), рассчитываемый как разница доходности к погашению трехмесячных казначейских облигаций США и ставки LIBOR, вырос до августовских максимумов этого года, то есть до уровней невиданных аж с момента краха фонового рынка в 1987 году!
Еще хуже обстоят дела с межбанковским кредитованием в британских фунтах. Так, спрэд между ставкой Банка Англии и трехмесячным 3m LIBOR GBP взлетел до 0,90%. «Рынок, на построение которого ушло 30 лет, полностью разрушился в течение нескольких месяцев», - так прокомментировал панику известный монетарист, профессор LSE Тим Конгдон, одновременно призвав Банк Англии снизить ставку на 0,50%. При этом многие эксперты, как, например, коллега Конгдона Патрик Минфорд настаивали на еще более резком снижении, сразу на 0,75%. В подобных условиях Банку Англии ничего не оставалось, кроме как снизить злосчастную ставку, проявив при этом, правда, некоторую озабоченность высокой инфляцией и остановившись в итоге на 0,25%.
Кроме спрэдов по долларам и фунтам, вполне предсказуемо выросли спрэды по евро и иене. Негативную динамику показывают и другие индикаторы долгового рынка. Например, до двухлетнего максимума расширился спрэд EMBI+ (Emerging Markets Bond Index), отражающий премию за риск для участников рынка при покупке облигаций развивающихся экономик. Однако, даже учитывая нынешний скачок, в настоящий момент спрэд EMBI+ бесконечно далек от своих исторических максимумов. Это еще раз наглядно демонстрирует, что текущий кризис, в отличие от предыдущих, связан прежде всего с проблемами развитых экономик, а emerging markets пока чувствуют себя относительно комфортно. Хотя, если кризис будет разрастаться дальше, никто не даст гарантии, что экономическую «простуду» не схватят и они.
Если на берегах Туманного Альбиона пилюли начали принимать только сейчас, то в Америке, несмотря на лечение начиная с августа, пациенту, после короткой октябрьской ремиссии, стало еще хуже. По словам знаменитого CIO Pimco Билла Гросса «мы являемся свидетелями краха современной банковской системы», ни много, ни мало. Не снижать ставку ФРС сейчас – значит взорвать рынки, спор может идти только о масштабах этого снижения. Нуриэль Рубини из RGE Monitor, однако, считает, что одностороннего снижения ставки ФРС уже недостаточно. К действиям ФРС, Банка Канады и Банка Англии должны как можно быстрее присоединиться ЕЦБ и Банк Японии. Причем Япония, по его мнению, вполне могла бы вернуться к политике нулевой процентной ставки. Только согласованные действия центробанков смогли бы смягчить протекание кризиса ликвидности и будущей рецессии в экономике США, которая, правда, как считает Рубини, все равно неизбежна. Разумеется, подобная политика глобального монетарного ослабления грозит мощной инфляцией в общемировом масштабе, однако перед лицом текущего кризиса ликвидности, грозящего превратиться в настоящую дефляционную катастрофу a la Великая Депрессия, эта перспектива тревожит все меньшее число значимых экономических игроков. Парадоксально, но если финансовым властям США и Европы все таки удастся мощнейшими вливаниями ликвидности погасить нынешний кризис, то не исключено что мировые фондовые рынки ожидает кратковременное ралли, ведь именно они будут основными получателями свежей ликвидности.
Что ж, хочется верить, что призыв «Снижайте ваши ставки, господа!» в итоге поможет нам не услышать из уст финансистов что-нибудь вроде сакраментального «Спасайся, кто может!».
<<<