проход по "книжке" с отметками. Вехи жизненного пути
Виктор сообщил в новостях следующее:8889@kmf...
> Посмотреть себе вовнутрь . Чтобы понять , что твое биологическое , что
лапша на ушах в виде воспитания- образования- сиюминутного внешнего
внушения . Потому как головы у нас у всех основательно задурены .
>
>
> Выложенная Поутом книжка тем и ценная , что про счастливых здешних
людей написана и ИХ жизненные ценности перечисляются. Вот и нам надо
сесть и неспеша СВОИ ценности обозначить .
Все-таки надо на чем-то зафиксироваться с предыдущим этапом, чтобы
затем пытаться разбираться с его последствиями.
Есть много всяких ходов с попытками "вычислить" подоснову характера
русского работника. (И потом - советского. О-о! сколько тут нагорожено
без всякой реальной базы). Это ключ к некоторым особенностям русского
национального характера, который имеет"сверхдлинную"природу. Начинать
расследование стоит с такой подосновы, хотя она, разумеется. наиболее
трудно определяется - нужен разгосторонний междисциплинарный подход. Чем
мощней и более комплексный наработки, тем больше шанс заложить хоть
сколько-то нефальсисфицируемые основы.
По Броделю, есть особенности такие, которые лежат глубоко под прочими,
даже вековыми. У него они названы `longe duree`
Недавно тов.Рю выложил книжку Буровского, где выписана карикатура на
великорусский национальный характер. Зато написано забойно и доходчиво,
и сейчас распространяется вовсю - вот-де каков это московит, по натуре.
На самом же деле это вывернутый, со сменой знака, подход Милова. Который
не постулировал черты характера, а увязал их с вековыми условиями жизни
и труда. Первая статья Милова, содеражащая изложение идей его
"Великорусского пахаря",по необходимости краткая, тезисная, лежит на
сайте Тугаринова. Там есть (как результат , итог исследования, 40летней
работы) об этой подсоснове хоть несколько слов для затравки
==============
Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства в конечном
счете наложили свои особенности и на русский национальный характер.
Прежде всего речь идет о способности русского человека к крайнему
напряжению сил, концентрация на сравнительно протяженный период времени
всей физической и духовной потенции. Вместе с тем вечный дефицит
времени, веками отсутствующая взаимосвязь между качеством
земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в нем ярко
выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т. п.
Экстенсивный характер земледелия сыграл немалую роль в выработке в
русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге к "подрайской
землице", к "беловодью" и т. п., чему не в последнюю очередь обязана
своей огромной территорией Россия. Наряду с этим экстенсивный характер
земледелия, его рискованность умножили в нем тягу к традиционализму,
укоренению привычек ("хлебопашец есть раб навычки). С другой стороны,
сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества
опасности пауперизации создали почву для развития у русского человека
необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи,
вплоть до самопожертвования. Итак, перед нами определенный тип общества
с рядом весьма существенных его особенностей. В основе их лежит
специфичность крестьянского индивидуального хозяйства, обусловленная
таким фундаментальным фактором, как Природа. И надо отдать себе отчет, с
чем же мы расстаемся на крутом переломе нашей жизни. Как бы не
получилось, что мы расстаемся не с причиной (природными ссо6енностями),
а лишь со следствиями (принципами организации общества) и рано или
поздно неустраненная или неучтенная причина даст о себе знать.
Природно-географический фактор мы отменить не можем
========кон цит =====
Разумеется, совокупный работник в "книжке" - это уже на совсем
миловский "великорусский пахарь", но и не некто совсем другой. Ключ к
чертам поколения можно поискать с этим фонарем.
Дальше я просто для ориентироки отмечу те места, которые при чтении
показались мне заслуживающими отдельного внимания.
Первая часть "книжки".
- иная разбивка жизненных вех(напр.нет детства)
- ценность и трудность получения образования
- главное испытание жизни
- людей, семьи "несла река времени". Выбор у многих ограничен
- главный этап - Труд
- осознанное чувство сопричастности
- Общее дело
- Общая судьба
============отмечено===========
Вопросы не содержали подсказок о связи личной судьбы с событиями века.
Отвечая, каждый мог ограничиться исключительно датами семейными и
автобиографическими. Но этого не произошло.
<Каждый этап моей жизни совпадал с жизнью моей страны> - ответил один из
опрошенных. И, хотя в других анкетах эта мысль не была выражена столь
законченно и лаконично, она присутствует во многих, ответах.
Какую же информацию принесли высказывания о жизненных этапах поколения?
Прежде всего, они позволили получить самостоятельно выработанную
советскими людьми одного из старших возрастов схему деления жизни на
важнейшие этапы. Оказалось, что в главных своих элементах эта схема
едина для всех социальных групп. Очевидно, в ней отразились достаточно
стабильные черты общественного сознания.
....
(детства как периода в жизни не было)
Из 650 опрощенных только два человека в ответах о самых значительных
этапах записали: <Детство>. Все остальные воспоминания о детстве попали
в ответы о самых плохих событиях в жизни, они полны горечи и боли
...
(образование доставалось огромными усилиями)
В дальнейшем, рассматривая другие ответы ровесников Октября, мы не раз
столкнемся с их отношением к образованию как одной из величайших
жизненных ценностей. Отметим еще одну характерную черту: огромную
настойчивость в получении знаний. Каждый второй мужчина и каждая третья
женщина заканчивали образование параллельно с трудовой деятельностью,
многие уже в зрелом возрасте.
....
(выбор начала трудового пути у большинства часто мало зависел от
человека)
Упоминания о начале трудового пути среди рабочих и служащих единичны.
Для многих из них профессия, освоенная в юности, не была результатом
обдуманного выбора (вспомним, что почти 50% женщин и 20% мужчин
неквалифицированные рабочие). Естественно, что вступление в профессию не
окружено в их глазах ореолом радостных воспоминаний. Те немногие отзывы,
которые все же встречаются в группах рабочих, посвящены, как правило, не
овладению профессией, а всему трудовому настрою тех лет.
....
(самое главное испытание - война. По большому счету, она вовсе не
длилась 4 года)
война явилась краеугольным событием жизни, величайшим испытанием
физических и духовных сил, преданности отчизне, стойкости и мужества.
Она вошла в их судьбу задолго до сорок первого года. Тень войны -
начиная со сражений в республиканской Испании и боев у озера Хасан -
легла на поколение ровесников Октября, когда парням и девчатам шел
двадцатый год. Война медленно застилала небо их юности, прокатилась
первыми раскатами финской кампании в пору армейского призыва и
обрушилась всей тяжестью огня и железа на плечи поколения, которому шел
24-й год. Четыре года она клала в могилы у безымянных высот молодых и
старых солдат и держала на скудном пайке и мужской работе их жен,
матерей и вдов. И после ликующих салютов Победы она еще несколько лет
давила нелегким, хотя и радостным трудом по восстановлению всего, что
было взорвано, сожжено, разбито.
А когда страна в основном оправилась от тяжких последствий войны,
поколению ровесников шел уже тридцать пятый год...
Надо ли удивляться, что эхо войны звучит абсолютно во всех ответах.
...
(очень важный момент - чувство сопричастия общей судьбе, осознанное)
Личные судьбы и судьбы страны выступают здесь неразрывным целым. Это
очень характерная черта. Ведь каждая фраза-чья-то драма. Но ни в одном
ответе, ни в единой строке кет восприятия войны как жестокого рока,
несправедливо хлестнувшего именно эту семью. Не обыватель, попавший под
колесо Истории, а гражданин, деливший с отчизной и радость, и страдания,
стоит за каждым ответом. Он видит и ощущает себя живой частицей народа.
...
(с близкой дистанции сути не увидать)
Таков оказался мир послевоенных десятилетий, который авторам анкет
предстояло включить или не включать в число самых значительных этапов
прожитой жизни. О таком мире они промолчали все.
Это кажется неожиданным, даже невероятным, но лишь на первый взгляд.
Общественное мнение о послевоенных десятилетиях тогда еще не сложилось:
он был слишком сложен, этот мир, единая его оценка - такая, какую мы
видели в ответах о предвоенных пятилетках или годах войны- еще
отсутствовала. Думается, что именно эти особенности формирования
общественного мнения и определили позицию отвечавших. Все они,
независимо от положения, образования и кругозора, отказались от оценок,
хотя никогда еще личная судьба каждого, его семьи и детей не зависела в
такой мере от политической ситуации, как в те годы. Только в ответах о
жизненных ценностях настойчиво звучат тревожные и страстные слова о
мире: лишь бы не было новой войны!..
....
ГЛАВНЫЙ ЭТАП - ТРУД. Многие ответы о жизненных этапах посвящены труду.
Здесь выделяются три мотива: значительно время работы, особо полезной
для общества; время интересной и хорошо оплачиваемой работы; просто
трудился - вот и весь этап...
Время работы, особо полезной для общества, стабильно отмечено во всех
социальных группах мужчинами и женщинами.
....
( о самом главном. Общее дело)
Каждый этап моей жизни совпадала жизнью моей страны. Я жил вместе с ней
и служил Родине как мог (Служащий завода).
Все этапы моей жизни я считаю значительными. Мне радостно сознавать, что
прошедшие годы не были напрасны. Работа, которую мне пришлось делать,
хоть и немного, но помогла в общем деле - строительстве социализма.
(Секретарь-машинистка).
Что главное. Главное - завоевание Советской власти. (Инкассатор).
Я так считаю, что самый значительный этап - это социалистическая
революция, которая дала нам полную свободу жизни. (Маляр).
Будем справедливы к ровесникам Октября. Они были искренни.
...
(крупными мазками. Общая судьба)
общественное сознание рисует пройденный исторический путь несколькими
крупными мазками. При всем многообразии событий внутрисемейных,
значительных для опрашиваемых лично, в пройденном ими историческом пути
они различают всего лишь четыре объективно существовавших периода: годы
первых пятилеток и своей комсомольской юности; годы массовых нарушений
социалистической законности годы Великой Отечественной войны;
послевоенное время. Такая периодизация представляется отнюдь не
произвольной. Она опирается на личный жизненный опыт опрошенных, а
конкретные ответы редко сводятся к стереотипным формулировкам, как
правило, они вполне самостоятельны.
Ответы также показали определенное единство в понимании и описании
ровесниками Октября своего жизненного пути, его деления на важнейшие
этапы. Несомненно, что в этом устойчивом единодушии проявилось единства
исторических судеб всех социальных слоев советского общества и понимание
этого единства.
....
============кон цит=========