От Мигель Ответить на сообщение
К Мигель Ответить по почте
Дата 03.12.2007 15:57:26 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Похоже, Россия скоро потеряет важный рынок сбыта вооружения

Будем надеяться, что после поражения на референдуме Чавес одумается и возьмётся за ум. Два кусочка, для сравнения:
____________________________________________________________________

Венесуэльцы не поддержали конституционную реформу Уго Чавеса

3 декабря Национальный избирательный совет Венесуэлы после подсчета 90% бюллетеней сообщил, что против конституционной реформы, предлагаемой президентом страны Уго Чавесом, проголосовали 50,7% венесуэльцев. За реформы высказались 49,29% участников всенародного референдума.

Председатель Национального избирательного совета Тибисай Лусена сообщила, что в референдуме участвовали около 16 млн человек. По ее оценкам, референдум прошел спокойно, сообщений о серьезных нарушениях не было. Голосование проходило на 33 тыс. избирательных участков, порядок и безопасность на них обеспечивали более 145 тыс. военнослужащих.

На референдуме венесуэльцы голосовали за конституционную реформу, представленную комплексом из 69 поправок. Наиболее значимые из них - отмена ограничений на переизбрание одного и того же гражданина на пост президента страны и увеличение президентского срока с шести до семи лет. Кроме того, поправки предполагают наделение главы Венесуэлы правом назначать своим указом глав территориальных и муниципальных образований, в том числе мэра столицы. Ранее их избирали всенародно. Поправки в конституцию должны были лишить автономии Центральный банк Венесуэлы, подчинив его правительству, а также дать президенту страны право ограничения свободы граждан и свободы СМИ в случае чрезвычайных ситуаций. Также Уго Чавес предлагал снизить возрастной ценз избирателей с 18 до 16 лет.

Как в Венесуэле протестовали против поправок Уго Чавеса

Уго Чавес заявлял, что планирует создать в Венесуэле социалистический тип имущественных отношений на основе кооперативов и общественных советов. Они возьмут на себя функции, для выполнения которых до этого избирались специальные чиновники. Помимо этого президент намерен создать народную милицию, которая станет частью вооруженных сил, и сократить рабочий день до шести часов. Уго Чавес предложил отменить автономию центрального банка страны, расширить право государства на конфискацию имущества и передать контроль над международными запасами главе государства. Уго Чавес заявил, что предлагаемые реформы дадут простым людям большую свободу выбора, а также позволят обеспечить социальные программы дополнительными миллиардами долларов.

Напомним, Уго Чавес стал президентом Венесуэлы в 1998 году и через год увеличил срок своего правления с пяти до шести лет. В 2006 году Уго Чавес был переизбран на второй срок. Его полномочия истекают в 2012 году. Согласно действующей конституции, он не имеет права переизбираться на третий срок.

Коммерсант.ру (ссылку потерял, лень снова искать)

_______________________________________________________________________


Новое правительство президента Фрея, пришедшего к власти в 1965 г., предприняло рационализацию политики ISI. Сначала правительство упростило импорт оборудования и прочих поставок для промышленности, затем стало нащупывать отрасли перерабатывающей промышленности, которые могли бы начать экспорт своей продукции, с тем чтобы Чили могла вписаться в международное разделение труда, а не производить всего понемногу. Был принят закон поощрения экспорта, возвращавший экспортёрам промышленной продукции заплаченные ими налоги, вплоть до 30% от стоимости экспортируемой продукции. В результате в стране начал понемногу формироваться экспортный менталитет. С 1965 по 1979 гг. объём новых статей в экспорте вырос на 16%. Помимо нормализации внешней торговли, правительство стало подтягивать аграрный сектор к ушедшей вперёд промышленности, увеличило социальные программы. Была снижена имущественная дифференциация; доля оплаты труда в доходах, упавшая с 52% в 1960 до 45% в 1964, вновь выросла до 52% в 1970. Минимальная зарплата на селе выросла с 1964 по 1970 гг. на 24% (с.202-203). Можно сказать, что во второй половине 60-х Чили, наконец, нащупала перспективную политику догоняющего развития, подходящую национальным условиям.
Тем не менее, в 60-е годы в стране было сломано хрупкое согласие относительно экономической политики и произошла радикализация политического спектра, которая привела к поражению официального кандидата левоцентристов и триумфу объединения коммунистов и социалистов на выборах 1970 г., неожиданному даже для его сторонников. Программа правительства Сальвадора Альенде предусматривала переход к социализму через экспроприацию как всего крупного и среднего капитала, национального и иностранного, для формирования центрального государственного ядра экономики из 91 крупнейшего предприятия, так и всей горнодобывающей промышленности и банковского сектора, которые должны были бы стать источником накопления капиталов. Вдобавок к этому, Альенде с самого начала планировал заморозить товарные цены и повысить зарплаты рабочих за счёт денежной эмиссии, а затем, под впечатлением первых экономических успехов, – продавить новую Конституцию с однопалатным парламентом, в котором Альенде было бы гарантировано преимущество (16). В частности, он начал процесс национализации ряда ключевых отраслей экономики, установил высокие налоги на деятельность транснациональных корпораций, действовавших в Чили, и ввёл мораторий на выплату государственного долга. Как пишет сотрудничавший с правительством Альенде С.Бир, «Зарплата рабочих возросла на 40% вследствие принудительного перераспределения доходов, а крестьяне (которые фактически не имели никакой «заработной платы») ожидали обещанного им приравнивания их доходов к основным ставкам рабочих. Цены на медь упали, а медь была практически единственным источником получения Чили иностранной валюты (по крайней мере на 80%). По этой причине огромный платежный дефицит страны стал ещё большим. Валовой национальный продукт и промышленное производство росли (прирост составил, вероятно, около 7%), на муниципальных выборах сторонники правительства получили 50% голосов. Всё бы ничего, но воцарилась какая-то всеобщая эйфория. Малооплачиваемые расходовали свои деньги, но высокооплачиваемые прекратили вкладывать в экономику излишки своих доходов, прекратились иностранный кредит и иностранная техническая помощь. Всё это явно создавало условия для инфляции, нехватки потребительских товаров и прочих неприятностей. По всеобщему международному мнению, 35%-ная инфляция привела к провалу предыдущего правительства христианских демократов. Народное единство существенно снизило подобную опасность. Выяснилось, однако, что в течение года при всех обстоятельствах иностранные валютные резервы будут исчерпаны» (9).
Итак, печатание денег позволило увеличить до 7% экономический рост в первый год правления Альенде и победу на муниципальных выборах, но начавшаяся инфляция (далее сдерживать цены было невозможно) свела на нет все успехи, и уже ко второму году правления экономический рост прекратился совсем. Так и не успев продавить новую Конституцию, столкнувшись с трудностями в управлении экономикой и угрозами активного противодействия со стороны оппонентов, в условиях накалённой атмосферы и всеобщей радикализации, правительство Альенде не шло на компромиссы и, под восторженную истерику леваков всего мира, ускоряло свои реформы. Уже в 1973 г. в государственный сектор были включены 500 крупных, средних и мелких предприятий, однако неспособность правительства организовать управление этими предприятиями спровоцировала в них экономические потери, составившие 22% ВВП, по сравнению с 3% в 1970 г. (с.204). Экономические беды усугубились скрытым и открытым саботажем оппозиционных сил (вспомним забастовки водителей, работников медедобывающей промышленности, лавочников и др.) и внешним давлением, прежде всего со стороны США, которые сумели снизить цены на медь – основную статью чилийского экспорта. Инфляция в 1973 г. превысила 800% (с.205), экономический рост прекратился, уровень накопления упал с 20,2% ВВП в 1961-1970 гг. до 15,9% ВВП в 1971-1973 (с.161). Под конец своего правления, окончательно решив пойти ва-банк, Альенде уже постоянно превышал полномочия, нарушая один закон за другим, так что 22 августа 1973 года Палата депутатов приняла решение, в котором призвала Вооружённые силы и полицию пресечь антиконституционные действия президента (16). Что и было сделано три недели спустя.
Военный режим, пришедший к власти в 1973 г., начав с отказа от наиболее радикальных положений курса Альенде, вскоре взял курс на уход государства от управления экономикой и полное открытие внутреннего рынка. Государство практически прекратило содействие технологическому развитию приоритетных отраслей через финансирование специальных институтов. Таможенные пошлины были постепенно снижены со средних 94% в 1973 г., различавшихся по отраслям и видам продукции, до 10% в 1979 г., универсальных для всех отраслей; была введена единая система налогообложения, не ориентированная на поощрение одних отраслей по сравнению с другими, и т.д. Это привело в тяжёлому кризису 1982 года, после которого пошлины были восстановлены до 17,9% в 1983 г. и 24,4% в 1985. В целом, средний рост ВВП в 1974-1980 гг. составил 1,8%, в то время как средний рост в регионе составил 4,3%, а в 80-е годы поднялся до 2,6%, когда остальные страны региона переживали застой. Уровень инвестирования упал до 15,7% в 1974-1981 гг. и до 15,3% в 1982-1989 гг. После открытия мировому рынку и под давлением конкуренции, промышленность переориентировалась и начала специализацию на производстве товаров, использующих природные ресурсы и неквалифицированную рабочую силу (с.169). Иными словами, поскольку хрупкие отрасли современной промышленности Чили не могли выдержать открытия внутренних рынков, то единственными отраслями, получившими преимущество, стали отрасли, опирающиеся на высокую природную ренту. Страна же потеряла способность к созданию собственных технологий и получению интеллектуальной ренты. В 1978 г. 2/3 промышленного экспорта приходилось на рыбную муку, оксид молибдена, полуобработанную медь, целлюлозу, необработанную древесину и бумагу. В 1989 г. медь составляла 50% экспорта, а рыбная мука, древесина, бумага и целлюлоза – 15%. Промышленные товары с более высокой степенью обработки составили только 11% экспорта (с.167). Если за время индустриализации через импортозамещение производительность в промышленности росла на 5% в год, то во время правления военного режима оставалась на месте. Уже после восстановления гражданского правления, в 1990-1995 гг. рост ВВП Чили составил 7% в год. Но даже с учётом периода бурного роста чилийской экономики в 90-е годы, за 25 прошедших лет производительность на одного работника в промышленности упала с 20,9% от лучших мировых показателей до 16,2%. При этом наиболее катастрофический спад производительности труда (с 53,8% до 30,0% от лучших мировых показателей) произошёл в производстве базовых индустриальных продуктов – химической и нефтехимической промышленности, переработке меди. Это именно те отрасли, которые основаны на интенсивном использовании природных ресурсов и неожиданно получили преимущество при открытии рынков. Их привилегиям ничего не угрожало, поскольку они были основаны на местной природной ренте, а не на интеллектуальной. Поэтому стимулы к повышению производительности были у них ослаблены даже больше, чем у прочих отраслей (с.169, с.172). К положительным результатам правления Пиночета часто относят ослабление коррупции госаппарата, которому, в условиях устранения ограничений, уже не было повода давать взятки для разрешения на экспорт и импорт, а также зарождение нового, более динамичного предпринимательского класса, ориентированного на длительную перспективу и ставшего главным инициатором инвестиций.

(М.Кудрявцев, А.Миров, Р.Скорынин. Догоняющее развитие и экономические уроки российской истории)