|
От
|
Artur
|
|
К
|
Monk
|
|
Дата
|
08.12.2007 01:56:57
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Re: ВЕСТИ -...
>По правилам каждый участник может поместить в корень не более одного сообщения.
>В ветку "ВЕСТИ" можно поместить еще одно-два дополнительных сообщения.
>Некоторым разрешено размещать больше.
Много попадается интересных статей.
http://mn.ru/issue/2007-48-39
Елена Кокурина
Законы бауманского братства
Как старейшему техническому вузу удаётся сохранять свои позиции
Фото:
Фото: "МН" (Петр Кассин). Игорь Федоров: "Учиться в Бауманском стало еще труднее, чем в советские годы"
Московский государственный технический университет имени Баумана входит в число ведущих российских вузов, которым удалось добиться особых условий в рамках проводимой реформы образования. О том, как сегодня готовят будущих инженеров, обозревателю "МН" рассказал ректор МГТУ, член-корреспондент РАН Игорь Фёдоров.
МН: Игорь Борисович, еще с советских (и даже - "досоветских") времен в ваш вуз было трудно поступить, но еще труднее - его закончить. Удается ли сохранить этот уровень требований сегодня?
Фёдоров: Сейчас учиться у нас стало, пожалуй, еще тяжелее, поскольку появились сложные наукоемкие дисциплины, которыми студент, если хочет быть классным специалистом, должен овладеть. Поступают 3200 человек, заканчивают - примерно 2700.
Мы всегда делали упор на фундаментальную подготовку и стараемся это поддерживать. Прежде всего речь идет о математике, где сейчас появилось много новых разделов, которые еще 20 лет назад в технических вузах не преподавали. Добавились и новые предметы - все, что связано с информационными технологиями. И поскольку мы готовим не потребителей, а разработчиков продукта, то это очень сложный уровень подготовки. Объем преподавания математики - больше тысячи часов за шесть лет обучения, а раньше было - 500-550.
МН: Как вы решаете проблему преподавательского состава среднего и молодого возраста. Кто учит всему этому?
Фёдоров: Конечно, проблема старения кадров актуальна для подавляющего большинства вузов, и для нас в том числе. Если раньше остаться в вузе на преподавательской должности считалось престижным, то сегодня все по-другому. Приходится уговаривать, привлекать возможностью заниматься интересными научными исследованиями на хорошем оборудовании - а оборудование в наших лабораториях действительно самое современное.
За последнее время положение несколько улучшилось, и средний возраст наших преподавателей сейчас составляет 54 года, примерно как в советское время. Но возраст распределяется очень неравномерно по кафедрам. На новых, тех, что связаны с информационными технологиями, молодежи больше, чем на старых, традиционных.
МН: Эти молодые - ваши выпускники?
Фёдоров: Конечно. У нас 11 кафедр, связанных с информационными технологиями, куда приходят работать очень сильные ребята. Ведь все начинается, как говорят, с посева. Мы очень большое внимание уделяем отбору абитуриентов. Вы, наверное, слышали о нашей программе "Шаг в будущее", это что-то вроде серии олимпиад, которая работает по всей России и дает возможность выявить и привлечь талантливых ребят. По этой программе мы принимаем 350-400 человек в год. Ну и приходят сильные школьники - вуз престижный, и это позволяет формировать неплохой набор. Около 500 человек (каждый пятый) заканчивает вуз с отличием, это очень серьезный показатель.
МН: Но еще совсем недавно, в пик "юридическо-экономического" бума начала 90-х, у вас был недобор. Как вы удерживали уровень требований при приеме?
Фёдоров: Сознательно шли на невыполнение плана приема. Просто не заполняли все места, но при этом не понижали проходной балл и не брали троечников.
Хотя даже в те годы цифры конкурса все-таки были стабильны, 2-3 человека на место. Мы проводим предварительную приемную кампанию по всей стране, в которой участвуют десятки тысяч человек. И многие, имея возможность оценить свои силы еще до вступительных экзаменов, отсеиваются на этом первом этапе. А те, кто участвует в конкурсе, - уже не случайные, а отобранные ребята, из которых в принципе можно было бы взять любого.
МН: По каким критериям вы отбираете будущих студентов, какие способности считаете главными?
Фёдоров: Главное - знание математики. И, конечно, интерес к инженерному делу. Но должна быть не просто изобретательская жилка, когда человек соорудил что-то, а потом сам удивился, - нужно уметь прогнозировать, делать предварительные расчеты, поскольку инженер - это прежде всего аналитик.
Это наш традиционный подход, хотя возможны и другие. Вот пример: в мировой истории были два великих изобретателя, Томас Эдисон и Владимир Шухов. Они оба прославились, и Эдисон писал нашему ректору еще в позапрошлом веке о том, что восхищен преподаванием в Императорском техническом училище. Но методы работы у них были совершенно разные. Эдисон - человек, обладающий каким-то шестым чувством, он все создавал опытным путем, а Шухов заранее рассчитывал. Все, что он сделал, основано на строгом математическом расчете, недаром он был учеником Жуковского. Я просто хочу подчеркнуть, что существует разный подход к инженерному делу. Возможно, учитывая достижения Эдисона, "интуитивный" тоже правомерен, но все-таки, особенно сейчас, предпочтительнее подход Шухова, когда все проверяется математическим анализом.
МН: Удержите ли вы уровень отбора в следующем году, когда станет обязательным единый экзамен? Известно, что вы были противником повсеместного ЕГЭ.
Фёдоров: И в конце концов наша позиция была понята и получила поддержку. Принят закон об олимпиадах, по которому результаты участия в таких соревнованиях, как "Шаг в будущее", могут учитываться при приеме. Есть еще всероссийские олимпиады по математике и физике, победителей которых мы имеем право принимать без экзаменов.
МН: Но по итогам олимпиады "Шаг в будущее" в университет поступают, как вы сказали, 350-400 человек. Какой процент студентов будет принят в МГТУ по итогам ЕГЭ?
Фёдоров: Думаю, что в сумме по итогам различных олимпиад мы будем принимать 20-25%, остальных - по результатам ЕГЭ. Конечно, есть минус - мы не знаем, какого качества эти пятерки, но все-таки я настроен оптимистично. Мы уже третий год принимаем примерно по 300 студентов по результатам ЕГЭ и не жалеем, большинство из них хорошо учатся. В целом школьный математический тест вполне удовлетворительный, хотя его можно усовершенствовать - наверное, это еще впереди.
МН: Пока речь идет не об усовершенствовании, а о возможной отмене единого экзамена по математике. Министр образования и науки Андрей Фурсенко честно признался в интервью "МН", что не знает, сохранится ли этот экзамен в школах. Слишком низкие показатели... Как вы к этому относитесь?
Фёдоров: Отрицательно, конечно. Математику надо сдавать обязательно. А что касается низких показателей, то проблема, как мне кажется, заключается прежде всего в учебниках. В мое время учились по замечательному учебнику Киселева, но затем его заменили, и в школе был внедрен, на мой взгляд, в корне неверный подход. Должно быть индуктивное обучение, а не дедуктивное: от частного к общему, а не от общего к частному. Когда вы готовите кандидатов наук, наверное, нужно использовать дедуктивный метод, школьник же его просто не освоит. Кстати, так же устроены учебники по физике, биологии, - это просто какая-то головоломка.
И вузов это тоже касается. Наш учебник по физике очень сложен для понимания, а возьмите "Фейнмановские лекции по физике" Ричарда Фейнмана, которые он читал в Массачусетском технологическом институте, лучшем техническом вузе США, - там вы с трудом найдете хоть один интеграл, абсолютно все понятно и читается, как беллетристика. Почему-то у нас считается, что если учебник не наукообразен, то это плохой учебник. Я горячий сторонник радикального пересмотра учебников, и прежде всего не их содержания, а манеры, стиля изложения.
МН: Другой больной для вузов вопрос - введение двухуровневого образования. Как оно соотносится с подготовкой инженеров?
Фёдоров: Я не против Болонского процесса. Эта система, наверное, очень хороша для гуманитариев, экономистов, возможно, для них она лучше, чем нынешняя. Но инженеру требуется непрерывная подготовка. Если человек учится конструировать и проектировать ракетный двигатель, он не может остановиться посередине пути. Что такое "бакалавр по ракетному двигателю"? Я понять не могу. Поэтому когда речь идет о высоких технологиях, о разработке новейшей техники, нужны только специалисты. Именно специалистов наш университет в основном и готовит. Но для научных исследований требуются магистры, которые тоже учатся шесть лет. Специалист - это конструктор, создатель высоких технологий, а магистр - ученый, разрабатывающий научные основы знания. Бакалавр же, прошедший только первую ступень обучения, - это будущий эксплуатационник. Недавно мы побывали на одном региональном предприятии, которое производит ракетные двигатели, и они сказали нам, что им нужны бакалавры, люди, способные работать над выпуском готовой продукции.
В инженерном деле нужно готовить всех, и пусть выбирает работодатель. Поэтому мы выпускаем очень небольшое число бакалавров, выпускаем магистров, но основной процент выпускников имеют квалификацию "специалист".
МН: Вы сказали: "Работодатель решит". Как обстоят дела с трудоустройством студентов?
Фёдоров: У нас этой проблемы нет, все кафедры заклеены предложениями о работе. Промышленность возрождается, и нужны инженеры. Наш вуз занимает первое место среди всех вузов России по востребованности выпускников.
Сейчас многие идут на фирмы, где улучшилась ситуация, и условия, зарплата уже приемлемые. Постепенно теряет остроту и проблема "утечки умов". Мы проводим социологические опросы среди студентов. Если в 90-е годы очень многие говорили о том, что хотели бы уехать за рубеж, то сейчас ситуация изменилась. Ездят по контракту, на стажировки, но практически все возвращаются обратно, несмотря на предложения продлить контракт.
МН: Чем вы это объясняете? Почему у биологов такой повальный отъезд, а у инженеров - нет?
Фёдоров: Биологи до сих пор у нас не очень востребованы, во многих институтах биологического профиля нет достойного оборудования, им часто не на чем работать. У инженеров другая ситуация. Крупные авиационные, космические фирмы переживают подъем, кроме того, существует еще большое количество мелких предприятий, а также представительств зарубежных компаний в России. Только на "Боинге" работают около 500 наших выпускников. Надолго за рубеж никто не стремится. К нам недавно приезжали представители одной канадской фирмы, которые хотели отобрать для работы 20 человек и заключить контракт на четыре года. Условия были приличные: оплата жилья, подъемные 20 тыс. долларов, готовая зарплата - 40 тысяч, и, представляете, не смогли набрать желающих! Уехали только 6 человек. Не хотят надолго отрываться - видят, что здесь можно найти работу не хуже, может быть, за меньшие деньги, но зато - перспективную.
МН: А закрытая тематика, "закрытые" факультеты по-прежнему существуют?
Фёдоров: Как готовили для оборонки, так и готовим. "Закрытых" специальностей сегодня примерно пятая часть. Причем конкурс туда возрастает. Даже в 80-е годы мы всегда эти факультеты "подпитывали", предлагали пойти туда тем, кто не прошел конкурс на другие специальности, а теперь давно уже этого не делаем.
МН: В чем видите перспективы развития? Не собираетесь ли расширяться?
Фёдоров: Будущее, конечно, в развитии высоких технологий - нанотехнологии, медицинская техника, современное машиностроение. Речь идет одновременно и о новых специальностях для студентов, и о новых научных и технических разработках.
Но и традиционные специальности нужно постоянно модифицировать. У нас в 1995 году был беспрецедентный случай, когда один банк забрал всех выпускников-литейщиков к себе в информационный отдел. Это, конечно, плохо, что они устроились не по прямой специальности, но говорит о высоком уровне компьютерной и информационной подготовки на всех специальностях вуза.
Будем развивать сотрудничество с сильнейшими университетами и инженерными вузами мира. Недавно заключили договор с Мюнхенским техническим университетом - одним из лучших вузов Германии - о создании совместного российско-германского института науки и технологий. Идея в том, чтобы сформировать базу для подготовки элитных высококвалифицированных специалистов, которые в этом же институте, в новых лабораториях будут работать над актуальными направлениями в области энергетики, автомобилестроения, электроники. Эти лаборатории будут создаваться при помощи бизнес-структур. Со стороны Германии согласие участвовать выразили БМВ, "Фольксваген", "Сименс", от нас - АвтоВАЗ, КамАЗ. На первых порах это будет небольшой прием студентов - около 50 человек, но вскоре планируется строительство специального здания в Москве. Надо сказать, что партнеры из Германии проявляют большой энтузиазм. Они не просто хладнокровно рассматривают варианты, а погружаются в проблему с головой.
Расширение университета не планируем. Сейчас и так прием больше, чем в советское время. Развиваться будем не вширь, а вглубь.
МН: На что университет живет? И какие проблемы стоят особенно остро?
Фёдоров: Во-первых, зарабатываем на собственных разработках. Только в этом году заключили хозяйственные договоры с различными фирмами почти на миллиард рублей. Помогает, конечно, государство. К примеру, МГТУ в числе первых 17 вузов получил финансирование в рамках национального проекта "Образование".
Кроме того, фирмы настолько заинтересованы в том, чтобы наши студенты обучались на передовой технике (поскольку планируют взять их к себе на работу), что дарят университету оборудование. Недавно одна из компаний подарила дорогостоящую радиолокационную антенну, разработанную с нашим участием. Кстати, ее директор окончил наше училище - "бауманское братство" в действии.
Ну а беспокоят больше всего, конечно, зарплаты преподавателей. Надеемся, что в ближайшее время будет введена отраслевая система оплаты, и тогда в вуз придут молодые кадры.
Острая проблема - общежитие: наше может вместить 4,5 тысячи студентов, а нужно бы - восемь. Из-за этого вынуждены отказывать некоторым иногородним студентам, которых с удовольствием бы взяли.
Ну и наконец - и это уже касается не только нашего вуза - должны быть приняты "дружественные законы", позволяющие развивать инновационные схемы в образовании. И первое, что надо бы сделать, - разрешить государственным вузам учреждать малые предприятия и передать нам право на использование патентов. Сейчас вуз практически не может использовать свой патент - это интеллектуальная собственность, которой он не имеет право распоряжаться по своему усмотрению. Если будут приняты эти два положения, то частный изобретатель, пытающийся сам все оформить, придет к нам. И это уже будет совместная работа, содружество вузов и частных изобретателей, как в США, где, с моей точки зрения, самая благоприятная в этом смысле законодательная система.
МН: А как насчет образовательной реформы?
Фёдоров: Мы почти всего добились: "отстояли" право готовить специалистов, принимать по результатам олимпиад, теперь надеемся, что нам в числе некоторых других вузов разрешат разрабатывать собственные образовательные стандарты.
=========================================================================================
Не хочу ни о чем спорить, однако не могу не заметить, что статья однозначно дышить опитимизмом