|
От
|
IGA
|
|
К
|
Monk
|
|
Дата
|
06.12.2007 21:48:58
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Премьерный антисемитизм
http://rus-proekt.ru/russian_truth/2633.html
Премьерный антисемитизм
6 декабря 2007
Весьма необычный подарок преподнес российским евреям премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт. Пока в Москве высокие лица Российского государства зажигали с лидерами иудейской общины ханукальные свечи и с обоих сторон говорилось немало слов о конструктивном сотрудничестве, о необходимости борьбы с проявлениями антисемитизма и ксенофобии, израильский лидер подложил российским евреям если и не свинью, то уж точно какое-то животное у которого копыта не раздвоены.
5 декабря в Иерусалиме состоялась праздничная церемония, посвященная 40-летию начала борьбы за репатриацию евреев из СССР в Израиль, сообщает The Jerusalem Post. В мероприятии принял участие Эхуд Ольмерт, чьи родители в свое время тоже эмигрировали из советского государства. Выступая перед ветеранами движения и бывшими "отказниками", Ольмерт заявил, что репатрианты, добившиеся права на выезд, внесли значимый вклад в развал СССР. Ольмерт сослался на советского диссидента и израильского экс-министра Натана Щаранского, сказавшего, что победа, одержанная советскими евреями в борьбе за право на выезд, «существенно подтолкнула Советский Союз к распаду и, тем самым, изменила мировой порядок».
Вот так вот, не больше и не меньше. Крупные деятели современного Израиля считают достижением эмигрировавших евреев не падение коммунистического режима, в оценке которого в России еще есть определенные разночтения, а именно распад СССР, официально, на высшем уровне, признанный у нас «крупнейшей геополитической катастрофой XX века». То, что принесло неисчислимые страдания 300 миллионам человек на одной шестой части суши — вооруженные конфликты, геноцид, депортации, нищета, голод, разделенные семьи, разорванные культурные связи, нарастание межнациональной ненависти — всё это, оказывается, для кого-то радостное событие.
Причем смыслом всех этих страданий была возможность нескольким тысячам «отщепенцев» (как любила выражаться советская пропаганда) покинуть пределы нашей страны. Трудно было бы сделать этой пропаганде более вкусный подарок, будь она жива. Ведь Ольмерт своими словами подтвердил все то, что десятилетиями писали советские авторы обличители — смысл еврейской эмиграции из СССР не в осуществлении евреями права на историческую родину, а в нанесении прямого ущерба СССР, а эмигранты и отказники — изменники Родине, заслуживающие лишь суровых репрессий. В 1990-е годы нас почти удалось убедить в том, что ничего подобного, что антисемитское сталинское и послесталинское руководство мешало евреям уехать исключительно по амалекитянской злобе своей. И вдруг — такое признание, причем не от кого-нибудь, а от самого лидера Израиля.
На самом деле, скандальное заявление Ольмерта ставит очень важный и болезненный вопрос о причинах возникновения антисемитизма. Эти причины не сводятся к дикости, непросвещенности и разным низким умонастроениям. Напротив, антисемитизм очень часто бывает связан с конфликтом двух высоких настроений — любви евреев к своей Родине и нации и любви к Родине и нации живущих рядом с евреями народов. Любовь к своей Родине, стремление поставить её интересы выше любых других, естественное свойство развитого, цивилизованного человека. Именно патриотизм является формой того организующего начала, которое превращает нас из животных в людей. И когда в определенном сообществе обнаруживаются люди или группа людей для которых наша Родина не на первом месте, а в лучшем случае на втором и для которых на первом месте стоит некая другая Родина, то возникновение к этой группе негативных чувств вполне логично, хотя и деградирует очень быстро в чудовищные, низкие и позорные формы.
Именно такое объяснение природы антисемитизма дает выдающийся отечественный ученый-историк Соломон Яковлевич Лурье в работе «Антисемитизм в древнем мире»:
«Постоянной причиной, вызывавшей антисемитизм, по нашему мнению, была та особенность еврейского народа, вследствие которой он, не имея ни своей территории, ни своего языка, и будучи разбросанным по всему миру, тем не менее (принимая живейшее участие в жизни новой родины и отнюдь ни от кого не обособляясь) оставался национально-государственным организмом.
В этом отношении показательно следующее. Во время европейской войны, когда, с одной стороны, расцветали махровым цветом возникшие уже в средние века легенды о еврейском шпионаже, сжигании евреями хлеба на корню, собирании золота в гробы для отправки неприятелю и т. д., а с другой стороны, еврейская пресса (""Восход"") из кожи вон лезла, чтобы доказать несуществующий патриотизм евреев и печатала портреты евреев - георгиевских кавалеров - в еврейской массе был особенно популярен трогательный рассказ. Во время панического бегства австрийцев в Карпатах какой-то еврей - унтер-офицер, грубый и малограмотный человек, но неоднократно отличившийся и имевший георгиевские кресты, - бросился в атаку одним из первых и, настигнув ближайшего австрийского солдата пронзил его штыком. Несчастный успел только воскликнуть: ""Шма, Исраэль!"" (еврейская повседневная молитва) и упал мертвым. С злополучным же героем произошла резкая перемена. Он забился в угол, целых три дня ничего не ел и на четвертый день зарезался бритвой. Если мы вдумаемся в этот рассказ, то увидим, что психологические переживания унтер-офицера до и после убийства соплеменника вполне однородны, разница лишь в том, что до убийства объектом его национально-государственного чувства была Россия, а после убийства обнаружилось, что это чувство было поверхностным, наносным, и что в душе унтер-офицера гораздо глубже сидело другое национально-государственное чувство, объектом которого был еврейский народ».
И Эхуд Ольмерт блестяще подтвердил справедливость этого вывода. Неясность, двусмысленность лояльности евреев вне пределов своего государства всегда будет порождать опасение, что «получится как с СССР», а это в свою очередь будет провоцировать антисемитизм, который очень быстро принимает дикие и грязные формы гитлеровского расизма и тому подобного. Причем лидеры Израиля и вожди сионистского движения отчасти провоцировали это явление вполне сознательно, подчас даже преувеличивая нелояльность евреев странам, в которых они живут.
И выступление Ольмерта, прозвучавшее в столь резком диссонансе с ханукальными объятиями официальных лиц и лидеров еврейской общины России, возможно и имело эту провокационную цель. Российские евреи в общем и целом склонны к достаточно высокому уровню абсорбции и втягиванию в интересы нашей страны как государства и как империи и объективно способны выступать в качестве ценных агентов российского влияния по всему миру. И политика разумной интеграции и диалога направлена в данном случае именно на такое развитие событий в интересах российской внешней политики.
Но подобная двойная лояльность российских евреев в Израиле не нравится очень и очень многим. Руководство этой страны предпочло бы, чтобы они составляли однозначно ориентированное израильское лобби в России, и преследовали по всему миру именно израильские интересы. А для этого, подчас, бывают хороши и такие сомнительные средства, как провокационное выступление Ольмерта, которое вызовет в России понятный резонанс и упадет еще одной капелькой на весы антисемитской пропаганды.
Впрочем, Ольмерту в этом смысле далеко и до многих российских «антифашистов», и до американской студентки-еврейки Сары Маршак, совершившей едва ли не самое необычное hate-crime в истории США. Она сама наносила краской свастики и расистские надписи на стены своей двери в общежитии Университета Джорджа Вашингтона и сама же их разоблачала, пока не была поймана за руку после того, как полиция установила в общежитии камеры видеонаблюдения.
Высказывания Ольмерта ставят перед евреями в России и тем более перед русскими в России непростую проблему. Жить в условиях, когда живущие с тобой в одном доме неровен час сыграют решающую роль в его обрушении весьма тяжело. Неприятно думать, что лет через двадцать какой-нибудь новый Ольмерт будет благодарить нынешних российских евреев за их роль в распаде России. И перед рсосийской политикой рано или поздно встанет вопрос либо о нахождении средств, которые исключили бы или существенно ограничили фактор двойной лояльности в жизни российских евреев (впрочем, ту же проблему пытаются спровоцировать некоторые экстремисты и в отношении российских мусульман), либо о форме фиксации лояльности к Израилю, как основной для еврейских жителей России, в форме предоставления им гражданства государства Израиль, что устранило бы массу неясностей.
Парадоксально, но именно эту развилку обнаружил в своих политических размышлениях еще два столетия назад один из самых оригинальных политических умов России П.И. Пестель в своей «Русской Правде». Наметил тогда, когда сосуществованию в России русских и евреев было еще не двести, а от силы двадцать-тридцать лет:
«Для приведения сего порядка Вещей в надлежащее Состояше открываются два Способа.
Первый состоит в совершенном изменении сего порядка. Изменение сие должно относиться до Всех тех предметов, которые в теперешнем их положении и Устройстве вредны и Злоупотребительны. Паче же всего надлежит иметь целью устранение вреднаго для Християн влияния тесной связи Евреями между собою содержимой ими противу Християн направляемой и от всех прочих граждан их совершенно отделяющей. Для сего может Временное Верховное Правление ученейших рабинов и умнейших евреев созвать, выслушать их представления и потом меропринятия распорядить дабы вышеизьясненное зло прекращено было и таким порядком заменено который бы соответствовал в полной мере общим Коренным правилам имеющим служить основанием политическому зданию Российскаго Государства. Ежели Россия не выгоняет Евреев, то тем более не должны они ставить себя в неприязненное отношение к Християнам. Российское Правительство хотя и оказывает всякому человеку защиту и Милость но однакоже прежде всего помышлять обязано о том чтобы никто не мог противиться Государственному Порядку, частному и общественному Благоденствию.
Второй Способ зависит от особенных обстоятельств и особеннаго хода Внешних Дел и состоит в содействии Евреям к Учреждению особеннаго отдельнаго Государства, в какой либо части Малой Азии. Для сего нужно назначить Сборный пункт для Еврейскаго Народа и дать несколько войска им в подкрепление. Ежели все русские и Польские Евреи соберутся на одно место то их будет свыше двух миллионов. Таковому числу Людей ищущих отечество не трудно будет преодолеть все Препоны какия Турки могут им Противупоставить и пройдя всю Европейскую Турцию перейти в Азиятскую и там заняв достаточныя места и Земли устроить особенное Еврейское Государство. Но так как сие исполинское предприятие требует особенных обстоятельств и истинно-генияльной предприимчивости то и не может быть оно поставлено в непременную обязанность Временному Верьховному Правлению и здесь упоминается только для того об нем чтобы намеку представить на все то что можно бы было сделать».
Впрочем, у России всегда остается еще один способ, к которому вполне можно прибегнуть если постараться, - сменить в Израиле премьера.