|
От
|
Георгий
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
10.11.2007 09:57:45
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Петербургские ученые берутся защищать научное образование от вмешательства Церкви (*+)
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10245818@SV_Articles
Светский союз
Петербургские ученые берутся защищать научное образование от вмешательства
Церкви. И собираются это делать с помощью... ее служителей
Анастасия ДОЛГОШЕВА
Шум, поднятый относительно давним иском петербургской школьницы к
Министерству образования (<в учебниках должна присутствовать концепция
Разумного Творения в качестве равноправной альтернативы эволюционной
концепции>) и относительно недавним письмом десяти академиков (<С
нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией
российского общества...>), стих. Вероятно, это не есть хорошо, потому что в
сухом остатке получился ноль. По крайней мере ученые остались при своем
<нарастающем беспокойстве>.
Поэтому, в частности, при петербургском Союзе ученых создана инициативная
группа, такой неформальный <светский союз>, который будет следить за
развитием событий, - и он уже провел первый <круглый стол>.
Есть ли о чем беспокоиться?
Представителей Церкви на заседании не было - да и совещание было
<корпоративным>, чтобы сформулировать общую позицию. Однако и без главного
оппонента ученые спорили больше четырех часов, притом что еще в самом начале
прозвучало: <Какие могут быть дискуссии? Должен соблюдаться закон - и все>.
В смысле - Конституция. Не говоря уже о законе об общественных организациях,
законе об образовании, законе о свободе совести...
Кажется, в Петербурге устраивать подобные дискуссии - все равно что
утверждать: <Вот хоть режьте, но обычно снег белого цвета>. В петербургских
государственных школах нет ни истории мировых религий, ни тем более ОПК (как
сокращенно именуют предмет <основы православной культуры>) - ну и о чем
тогда беспокоиться?
Но Петербург не показатель: наш город едва ли не самый стойкий в недопущении
Церкви (какой угодно) в государственную школу - или, если угодно, самый
стойкий в соблюдении закона. Зато другие...
На одной из педагогических конференций несколько месяцев назад прозвучали
сведения <из достоверных источников>; сведения официально не были
опубликованы и, вероятно, уже устарели, но дают представление об общей
картине. Речь о религиозном и религиоведческом образовании в государственных
школах (подчеркнем: воскресных или частных мы не касаемся). Так вот: почти в
45% регионов таким образованием охвачено небольшое количество школьников (до
1000 человек); более чем в 20% регионов религиоведческие и религиозные
предметы преподаются в десятках и сотнях школ нескольким тысячам учащихся; и
почти в 10% регионов религиоведческим и религиозным образованием охвачены
практически все школьники. Это регионы Кавказа и Центральной и Южной России.
То есть, с одной стороны, неспокойные регионы, где остро стоит вопрос
толерантности (там преподается не столько религия, сколько религиоведение)
и, с другой, области, где традиционно сильны позиции Русской Православной
церкви (там преподается в основном ОПК).
Кстати, об ОПК.
- В прошлом году я присутствовала на конференции в Калуге, где заседали
представители школ и представители Русской Православной церкви, -
рассказывает Татьяна ЧУМАКОВА, доктор философских наук, профессор кафедры
философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ. - Если
методисты и представители РПЦ говорили, что они преподают культурологический
предмет, то, когда выступали преподаватели (видимо, не столь искушенные в
игре словами), становилось ясно: они занимались именно катехизацией детей.
Цель их предмета не рассказывать детям о культуре родного края, а
способствовать тому, чтобы дети пришли в церковь.
Зато не пьют и почти не бьют
Религиоведение вводится в государственную школу как региональный компонент
(вдобавок к федеральному - урокам биологии, химии, физики и т. д.). Именно
на региональном уровне, как отмечает Татьяна Чумакова, нарушается
федеральное законодательство. Нарушается при попустительстве, а скорее, даже
с помощью региональных властей.
Например, в Белгородской области между губернатором и главой епархии
установилось такое взаимопонимание, что Белгородская область сейчас - лидер
в преподавании ОПК в государственной школе. Минувшей весной от изучения
основ православной культуры там были освобождены... пять человек.
Если кто в Белгородской области заикнется о нарушении закона - в ответ
услышит: <Зато в нашем регионе уменьшается преступность среди малолетних!>.
Оппонент может возразить лишь одно: в Белгородской области вкладываются
огромные средства во внешкольную работу; может быть, преступность
уменьшается просто потому, что полно бесплатных кружков и секций?
Впрочем, есть и примеры обратного: в начале учебного года в Воронежской
области школьники избили одноклассника, сына протестантского пастора; как
сообщали СМИ, избили за то, что мальчик не крестился во время православного
молебна в школе.
Родители подают в суд на школу редко - тем более в религиозных делах, в
которых у нас как-то туго с правоприменительной практикой.
- В России постулируется равноправие всех конфессий, но на деле страна
провозглашена канонической территорией четырех так называемых традиционных
конфессий, - говорит Андрей ПУГОВКИН, доктор биологических наук, профессор
Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. -
При этом забывается, что православие неоднородно; что протестантов и
католиков в России в несколько раз больше, чем иудеев и буддистов вместе
взятых; что большинство этнических евреев не иудеи, и православных среди них
больше; что большинство российских буддистов вовсе не калмыки и буряты, а
неофиты славянского происхождения.
Андрей Петрович привел восхитительную статистику ВЦИОМа трехлетней, кажется,
давности: 70% респондентов-россиян назвали себя православными; на вопрос
<Верите ли вы в бога?> - каждый пятый из этих православных ответил: <Нет>.
Зададим урок морали
Физик Мирон АМУСЬЯ, доктор наук, профессор, преподающий и в Петербурге, и в
Еврейском университете в Иерусалиме, рассказал о тамошнем опыте, благо
<Израиль - страна-полигон для испытания очень многого>.
- В Израиле жизнь сама отбросила попытку посадить детей рядом и обучить их
веротерпимости, - говорит Мирон Янкелевич. - Потому что это окончилось
полным подавлением одних детей и полным главенством других.
Сейчас, по словам ученого, в Израиле школа полностью секулярная, а
руководство образованием в стране передано в руки людей не только
нерелигиозных, но даже агрессивно антирелигиозных.
- Однако у такого образования есть неприятный аспект - лишенное какой-либо
<святости> отношение к своему прошлому, - рассуждает Амусья. - Люди,
воспитанные совершенно секулярно, отлынивают от армии, у них маленькие
семьи, они уезжают из своей проблемной страны, как только получают
соблазнительное рабочее предложение. В то же время так называемые вязаные
кипы (не фанатики, а умеренно религиозные люди, соблюдающие традиции) имеют
большие семьи, считают долгом жить на родине и работать для ее блага... Не
воспринимайте это как пропаганду религии - воспринимайте это как призыв не
выбросить в раже то хорошее, что трудно вернуть, а именно ту воспитательную
задачу, которую перед школой надо ставить.
Андрей Пуговкин тоже считает, что, поскольку наше общество не полностью
секулярно, то общественное согласие возможно только на основе взаимных
договоренностей, и базой для этих договоренностей могут быть вопросы этики.
- Некоторые основы не религиозного воспитания, но этической сущности мировых
религий преподаваться, безусловно, должны, - полагает Андрей Пуговкин.
- Это худшее, что может быть, - возразила Марианна ШАХНОВИЧ, завкафедрой
философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ. В
государственную школу религиозное образование и так входит под видом
культурологического предмета - но то ли еще будет, если начнутся некие уроки
этики и преподавание ОПК будет проходить в рамках, так сказать,
духовно-нравственной концепции. Потому что в основе этой концепции, как
говорит Марианна Михайловна, лежит идея: нравственность без религии
невозможна.
- Знаете, очень легко соединяются понятия <патриотизм и религия>, <мораль и
религия>, <нравственность и религия>, - категорична Марианна Шахнович. - Но
само противопоставление науки и морали ужасно. Послушайте, сейчас уже
обсуждается, может ли без религии существовать мораль?! Мы в каком веке
живем?!
Уже не раз говорилось, что многие православные родители категорически против
введения основ православной культуры в школе. Во-первых, уже потому, что не
все православные относят себя к РПЦ. Во-вторых, даже если относят - не
каждый согласится, чтобы религиозное образование их чаду давала переученная
учительница географии, биологии и т. д. Потому что - а кто учительницу,
простите, переучивал? Священники? Но в России у 75% священнослужителей нет
богословского образования, то есть того, что от них больше всего требуется
для уроков религиоведения.
А как вообще будет выглядеть <урок морали и нравственности> - представить
боязно...
Между прочим, для сравнения. По словам физика Иосифа АБРАМСОНА, доктора
технических наук, на осенней московской <образовательной> конференции на
предложение ввести в отдельных регионах изучение ислама в школах
присутствовавший муфтий (причем один из руководителей Совета муфтиев)
высказался категорически против.
Что до воспитания толерантности, то в России, как говорит Марианна Шахнович,
практически табуирована дисциплина <антропология религии>, которую изучают в
вузах США и Европы и которая, по идее, и взращивает эту толерантность -
потому что говорит о том, что каждая религия имеет свою собственную систему
ценностей.
Все гораздо сложнее
- Тут все время говорят о борьбе - давайте решим, с кем мы боремся, -
предложил Андрей Пуговкин.
Андрей Петрович далек от того, чтобы рассматривать ситуацию так:
<обнаглевшие попы с кадилами рвутся в школу>. Он считает, что все гораздо
сложнее.
Например, издательский отдел Санкт-Петербургской епархии взял да и попросил
Пуговкина написать в епархиальный журнал статью об эволюции. И ученый
написал. И журнал ту статью опубликовал - хотя в ней не было ничего, что
подбодрило бы сторонников креационизма.
А что касается нашумевшего <учебника православной биологии> (<Общая
биология> С. Ю. Вертьянова), которым пользуются в регионах, где ОПК входит в
региональный компонент, - так по телевидению ученый Пуговкин вместе с не
последним деятелем РПЦ дьяконом Кураевым ругали эту книгу в унисон.
Но можно сколько угодно вспоминать случаи, когда деятели Церкви вели себя,
по мнению ученых, конструктивно. Так можно припомнить, и что основоположник
генетики Мендель был крупным церковным чиновником, и что ученый Мальтус был
священником, и что Дарвин учился на богослова. Далеко с этими примерами не
уйдешь. Потому что, как отметили собравшиеся, речь-то не об отдельных
представителях Церкви, речь - о политике Церкви вообще. В частности, на той
<православной биологии>, из-за которой недоумевают не только работники
науки, но и служители церкви, нет министерского грифа <одобрено>, зато есть
благословение патриарха.
Возможно, это пример некоторой непоследовательности со стороны Церкви. Но
есть и пример непоследовательности со стороны науки. В свое время более 60
академий наук разных стран приняли совместное заявление о защите принципа
историзма в преподавании естествознания. Среди подписавших - научные
сообщества таких, мягко говоря, не во всем друг с другом согласных стран,
как США и Иран, Палестина и Израиль. Малайзия, Турция, Эмираты,
Великобритания... Кого там только нет. Да как раз Российской академии наук
там и нет.
- Так с чем мы боремся? - продолжил Андрей Пуговкин. - Давайте сформулируем
так: существует тенденция в церковной политике - привнести в Россию элементы
клерикального государства; эту политику проводят некоторые чиновники
Московской патриархии при поддержке или попустительстве некоторых властных
структур. Вот с этим бороться надо. Но глупо это делать в духе
пролиткультовского псевдонаучного атеизма. Напротив, если объяснять, что в
школу под видом религиозного образования тащат средневековое невежество,
тогда мы найдем много союзников и в церковной среде.
- Я не скажу, что сейчас идет религиозный накат, - сейчас идет накат
невежества, - согласился Андрей ЕРМОЛАЕВ, генетик, старший научный сотрудник
Института истории естествознания и техники РАН. Андрей Ермолаев считает, что
нападки на эволюционную теорию - только начало, и она первой попала под
раздачу <как наиболее отвлеченная из всех биологических теорий, а также
потому, что некоторым доставляет внутреннее неудобство факт близкого родства
с обезьяной. Если бы от тигра - еще туда-сюда>. А дальше, дескать, и до
термодинамики дело может дойти.
И еще из области <все гораздо сложнее>. Как говорит биолог Алексей
ОСКОЛЬСКИЙ, старший научный сотрудник Ботанического института РАН, сейчас
нам аукается тот самый <антидарвиновский> судебный процесс между школьницей
Машей Шрайбер и Министерством образования и науки.
- Процесс изначально был нацелен не на выигрыш, а на то, чтобы с помощью СМИ
в массовом сознании выстроить следующую альтернативу: с одной стороны -
<наука, эволюция, атеизм>, с другой - <креационизм, православие, Церковь>.
По мнению Оскольского, такое противопоставление науки и христианства
заведомо проигрышно для науки. У нее меньший <потенциал пиара>: религия
призвана отвечать на личностно значимые вопросы, которые интересуют человека
больше, чем устройство звезд.
Оскольский считает, что нужно ломать связки <наука - атеизм> и <религия -
невежество>. А десять академиков в своем письме к Путину, напротив, эти
связки только укрепили.
- Когда уважаемые академики пишут, что все достижения науки базируются на
материалистическом мировоззрении, они встают на позицию тех же клерикалов,
то есть вместо одной идеологемы, христианской, предлагают атеистическую, -
заявляет Оскольский. - Материализм - это личное мировоззрение человека, и
наука к материализму - нейтральна. Я, например, не вижу, что изменится в
молекулярной биологии, если допустить, что бог есть.
У науки невелик <потенциал пиара> еще и потому, что, как отметил зоолог Лев
БОРКИН, председатель правления петербургского Союза ученых, у научных
работников слишком мало выходов на средства массовой информации, и особенно
на телевидение.
Отстанемте друг от друга, господа
- Я сразу скажу, что диалога с деятелями Церкви у вас не получится, - так
Татьяна Чумакова сказала еще в самом начале <круглого стола>. Татьяна
Витаутасовна - член рабочей группы Минобразования по вопросам религиозного
образования, в которую входят и представители РПЦ. - Мои большие иллюзии
совершенно исчезли после двух лет работы этой комиссии. Эти люди готовы идти
на диалог, пока вы с ними пьете чай; но в том, что касается официальной
позиции, - они <солдаты> и выражают политику своего руководства.
Тем не менее петербургский Союз ученых планирует провести <круглые столы> с
представителями Церкви - по крайней мере с теми, у которых, как было
сказано, <все происходящее вызывает не меньшее, чем у ученых, омерзение>.
Чем закончится этот диалог? Говорят, в идеале должен бы родиться некий
документ. И должен он быть примерно такого содержания: отстанемте друг от
друга, господа; дайте одним молиться, другим заниматься наукой.
Очевидно, документа <Конституция РФ>, который примерно о том и говорит, уже
недостаточно. Уже нужны детали. Хотя все знают, кто обычно в них кроется.