|
От
|
IGA
|
|
К
|
Monk
|
|
Дата
|
17.11.2007 01:06:42
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Расслоение жизни в России
http://www.rian.ru/authors/20071113/87782138-print.html
Светлана Бабаева
Движение двух миров
13/11/2007 10:07
Странное расслоение жизни происходит в России.
Вот, к примеру, аналитик одной из крупнейших мировых консалтинговых компаний. Много лет прожив в Америке, он вернулся в Россию и счастлив работать здесь. Он загружен «по самые уши», перемещается не между Нью-Йорком и Нью-Джерси, а между Уренгоем и Ростовом, в свободное от командировок время живет за городом и строит планы на ближайшую пятилетку. Он прагматично смотрит на жизнь и единственное, что его раздражает, - время, которое он тратит на дорогу от дома до работы. Пробки...
Вот чиновник одного из серьезных федеральных ведомств. Он занят ремонтом квартиры, планированием своего отпуска и суетой предвыборной. Что его раздражает? Ну, не очень высокая результативность политического процесса и тот факт, что приходится работать по субботам. В пробках он читает, поскольку его возит водитель.
Вот работник небольшой подмосковной фирмы. Он радуется хорошему урожаю на огороде, недавно купленной, хотя и подержанной иномарке, будущему новогоднему застолью и тому, что наконец-то начали платить зарплату, можно что-то купить, подновить, спланировать. Что его раздражает? Цены растут быстрее, чем зарплата. За свет-газ-квартиру-телефон платить приходится уже ой как немало.
А вот интеллигент с гуманитарным образованием. Работает в чужой фирме, хотя и на неплохой позиции, по вечерам читает Кафку или пишет стихи. Нянчится с маленьким ребенком и грустно вздыхает о том, что он не знает, что будет делать завтра, сможет ли когда-нибудь заработать на квартиру побольше и поближе к центру («если такие деньги вообще можно заработать»). Горячо спорит о политике и грустнеет, когда видит на улице бездомных собак, они прижимают уши на протянутую человеческую руку, а мимо равнодушно проезжают дорогие автомобили. Он умирает, видя грязь вокруг озера, к которому привел своего сына. Он бледнеет от бессилия, когда в его дворе начинают возводить очередной «офисный комплекс» и растерянно озирается по сторонам, ища свою старенькую машину, увезенную эвакуатором. Потому что только в России дорожные знаки начинают действовать, когда дорога становится пустой, - по вечерам и в выходные. То есть когда во всех остальных странах они действовать, наоборот, перестают.
Так по-разному люди смотрят на мир. Так по-разному развивается сегодня Россия. Одни счастливы, они созидают, оценивают, планируют, привлекают. Другие в грустном бессилии наблюдают, как исчезают под новыми зданиями скверы, как умирают под грудой мерзостей речушки в городских предместьях и как гаишники спокойно смотрят на проносящиеся мимо лимузины с соответствующими номерами.
Это не только разное мировосприятие, у одних - пессимистично-мрачное, у других - оптимистично-прагматичное. Не только «стакан наполовину пуст или наполовину полон». Это подчас действительно разные миры, и именно их сближение - задача десятилетий. С исчезновением того, в котором есть брошенные животные, грязные парки и хамоватые граждане. С исчезновением не в головах. А в реальности. В жизни. С достойным и уважительным отношением к слабым, к природе, к среде обитания.
«Ты хочешь, чтобы завтра у нас была Швейцария, так не бывает, - говорят на это носители прагматично-оптимистичного взгляда на жизнь. - Но двигаемся мы все же в правильном направлении. Медленно, с издержками и поворотами, но в правильном».
Некоторые считают, что заметного изменения качества жизни можно ожидать через 10-15 лет, другие - что через 50. Хотелось бы, чтобы правы оказались первые. Хочется пожить при жизни...
Любопытно, но даже бизнесмены-пессимисты (да-да, есть и такие) признают: со многими издержками и экстравагантностями, но все же в России создается инфраструктура, которая сохранится в будущем, независимо от того, будут ли столь востребованы миром нефть-газ или нет. Склады, таможенные терминалы, дилерские сети. Строящиеся офисы, торговые комплексы, кое-где даже мосты и дорожные развязки! Далее. Мировые гиганты начали встраивать Россию в схемы серьезной кооперации, размещая на российских предприятиях проектные заказы, крупные подряды и т.д. Заработали предприятия, «лежавшие» все 1990-е. Привлечение иностранных партнеров в большей или меньшей степени влечет изменение правил отчетности, вообще подходов к ведению бизнеса. Огромное количество компаний за последние пару лет перешли на «белые» схемы зарплат. И не только потому, что серьезно дорожают операции по «обналичке», - хозяева не хотят создавать себе проблемы там, где их можно избежать.
Действительно, если смотреть отчетность, то она изумляет и радует. Индекс промпроизводства 106,6%, (январь - сентябрь по отношению тому же периоду прошлого года), инвестиции в основной капитал - 121,2%, реальная среднемесячная начисленная зарплата на одного работника - 116,2%.
Собственно, эти цифры и ощущаются прагматиками, потому что они их создают. Но теперь стоит думать уже о следующем шаге - о конвертации роста в качество жизни. Именно в этом цель: чтобы два этих мира не начали еще больше отдаляться, отгораживаясь друг от друга маргинальной апатией или высоченными заборами поместий. Чтобы вслед за ростом «материальным» началось улучшение среды обитания. Для всех. А не только для себя.