|
От
|
Дионис
|
|
К
|
Дионис
|
|
Дата
|
26.10.2007 23:02:57
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
“Все живут надеждами на госпомощь” (Тема МСУ)
Александр ДРОБОТОВ:
“Все живут надеждами на госпомощь”
http://www.russia-today.ru/2007/no_19/19_topic_3.htm
Главным вопросом прошедшего в Калининграде заседания Координационного совета Союза представительных органов РФ, объединяющего председателей дум и советов 66 крупных городов страны, стал принятый этим летом Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”. Города ждали его с нетерпением, но их радость по поводу его принятия оказалась, по их оценке, преждевременной. Почему ни один российский город, скорее всего, не получит ни рубля из выделенных на ЖКХ 250 миллиардов рублей, наш разговор с председателем Координационного совета Союза представительных органов РФ, председателем окружной Думы Тольятти Александром ДРОБОТОВЫМ.
— Александр Николаевич, города вновь сталкиваются с прописной истиной про бесплатный сыр в мышеловке?
— Союз представительных органов, насколько вы помните, на протяжении трех лет обращался в Правительство, Государственную Думу, лично к Президенту В. Путину, доказывая необходимость выделения федеральных ресурсов на капитальный ремонт жилищного фонда. Почти везде этот фонд не ремонтировался по двадцать пять — тридцать лет, практически везде он находится если не в аварийном, то в остро нуждающемся капитальном ремонте состоянии. Собственных ресурсов на это у местного самоуправления нет. Речь в масштабах страны идет о колоссальных суммах. Цифра была названа в Послании Президента Федеральному Собранию — 250 миллиардов рублей. По поручению Президента был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ и принят Федеральный закон, определяющий условия получения денег из этого фонда. Закон готовился Министерством регионального развития и явно нацелен на стимуляцию местного самоуправления к ускоренному переводу жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы.
— Сначала население практически насильно заставили приватизировать жилье, потом выяснилось, что его ремонт и содержание непосильным грузом ложатся на плечи новоявленных собственников. А сейчас государство готово снять напряжение, взяв часть расходов по капитальному ремонту на себя?
— К сожалению, фонд нацелен на государственную помощь только тем домам, жители которых выбрали определенную форму управления — ТСЖ. Даже самоуправление домом, одна из форм, предусмотренная Жилищным кодексом, не попала в число оговоренных. Так что даже если мы, выполнив все условия, получим деньги, то сможем потратить их только на те дома, которые создали ТСЖ, а они, как правило, не нуждаются в капитальном ремонте.
Предполагается, что каждый субъект Федерации может претендовать в зависимости от степени изношенности своего жилищного фонда на сумму от 500 тысяч до 8 миллиардов рублей. Но Закон о фонде выдвигает настолько высокие требования к местной власти, что из 66 городов, которые входят в наш Союз представительных органов местного самоуправления РФ, сегодня практически ни один не готов им соответствовать.
— Так какие же это условия?
— Самое тяжелое из них — обязательное наличие отведенной земли под каждым многоквартирным домом, то есть наделение этого дома землей с межеванием и государственной регистрацией этой земли. Это очень затратная по деньгам и длительная по времени операция, а речь идет не об одном, а о сотнях и сотнях домов. Не менее тяжелое условие — каждый дом должен иметь проектно-сметную документацию, согласно Градостроительному кодексу прошедшую государственную экспертизу. В муниципалитетах есть на каждый дом сметы расходов на капремонт и технические паспорта, те документы, которые раньше были основанием для производства капитальных ремонтов. Теперь их недостаточно, и для оформления новых нужны многомиллионные затраты для каждого дома и многомесячная работа.
— А кто должен эти затраты нести? Вновь сами жильцы?
— Муниципалитет. У него этих денег нет, по статьям расходов эта работа у него нигде не проходит. Если эти новые условия нам теперь задаются, логично было бы обеспечивать предстоящие расходы как раз из этого фонда. Сегодня они не только для местного самоуправления, но и для регионов неподъемно тяжелы.
Далее, крайне болезненное условие, выполнение которого напрямую не зависит от органов местного самоуправления. Это участие собственников многоквартирного дома, ТСЖ или самих квартиросъемщиков в затратах на капитальный ремонт в размере не менее 5 процентов от его общей стоимости. Капитальный ремонт — это ремонт крыши, подвала, лестничных площадок, лифтов, обязательно замена оборудования электро-, водо-, газо-, теплоснабжения. Там все, как правило, прогнило процентов на 90. После того как строительные материалы за последние три года подорожали в семь-восемь раз, например мешок цемента в 50 кг стоил 50 рублей, а сейчас — 350—400 рублей, капитальный ремонт по всем перечисленным пунктам обойдется в 100—120 миллионов. А это значит, что 5 миллионов рублей должны заплатить граждане, как правило, малообеспеченные — именно они живут в старых, неотремонтированных домах. Богатые оттуда давно съехали. Этот пункт нужно отменять. Вернее, трансформировать, чтобы не совсем утратить благие мотивы участия граждан, которое предположительно стимулирует их к сохранению имущества. Нужно предоставить органам местного самоуправления возможность определять долю участия жильцов. По каждому конкретному дому принимать решение, исходя из степени благосостояния жильцов и стоимости капитального ремонта. И это в любом случае будет меньше пяти процентов.
Не реальны и требования интенсификации при создании частных предприятий ЖКХ. Уже к 1 января 2008 года не менее 25 процентов от всех, работающих в этой сфере, должны стать частными. Реально таких частных предприятий в одних городах — 3, в других — 5, в самых продвинутых — 15 процентов. До 1 января 2010 года долю частных организаций нужно будет довести до 50, а до 1 января 2012 года — до 80 процентов.
— То есть ЖКХ жестко ставят на рыночные рельсы?
— Предполагается серьезнейшая перестройка, приватизация основных структур жизнеобеспечения. И проходить она будет в режиме эксперимента не где-нибудь на юге, а в условиях России с ее суровыми зимами.
То же требование интенсификации выдвинуто по созданию компаний, управляющих многоквартирными домами, — начальная доля участия частных предприятий должна быть не менее 25 процентов. Через год — 50 процентов и 80 процентов до января 2010 года.
— Под все эти изменения, несомненно, потребуется создание соответствующей нормативно-правовой базы?
— Субъектам Федерации и органам местного самоуправления предстоит подготовить нормативные акты и распоряжения по нескольким направлениям. Например, нужно полностью исключить перекрестное субсидирование к 1 января 2011 года. Перекрестное субсидирование позволяло делать коммунальные услуги для граждан чуть дешевле, чем для предприятий и организаций. И так как у нас все всегда округляется в большую сторону, его отмена явно выльется в рост коммунальных платежей для населения.
С 1 января 2010 года требуется полностью прекратить предоставление дотаций организациям жилищного комплекса, которые они получали из бюджета на возмещение убытков от содержания объектов коммунальной инфраструктуры. Зато к 1 января 2010 года должны быть утверждены графики предоставления надбавок к ценам и тарифам для управляющих компаний. Делается это для того, чтобы они развивались. Что такое надбавки к ценам и тарифам? Представьте, федеральный тарифный центр ограничивает рост квартплаты и коммунальных платежей на год. Сейчас до 16 процентов, но и это в два-три раза больше, чем рост инфляции. А надбавки управляющих компаний ничем не ограничены. Они свободно могут составить двойную, а то и тройную стоимость коммунальных платежей, в зависимости от аппетитов этих частных компаний.
И самое обидное — даже если муниципалитет предельно напрягся, все коммерциализировал, издал все распоряжения, выполнил остальные условия, то все равно закон говорит: таких городов на территории субъекта Федерации должно быть не менее двух, и в них должно проживать не менее двадцати процентов от числа жителей этого субъекта Федерации.
— А если не удастся добиться внесения поправок в принятый закон?
— Мы три года говорили о необходимости выделения федеральных денег на проведение капитального ремонта жилищного фонда, наши избиратели об этом прекрасно осведомлены. Все живут надеждами на государственную помощь, и, если этот самый болезненный для городов вопрос не будет решен, реакция граждан будет крайне негативной.
— Дома без ремонта продолжают ветшать — вроде бы сейчас дали деньги, а взять их нельзя?
— Не думаю, что Президент, так благородно отозвавшийся на нужды городов и давший своему Правительству задание выделить необходимые деньги на капремонты, представлял себе, что Минрегион и Минфин таким образом обставят выделение этих денег. Жилье останется неотремонтированным, что повлечет за собой бесконечную череду чрезвычайных происшествий, они уже то и дело происходят на территории России — обваливаются подъезды, взрывается газ. И перед населением за это в ответе не чиновники в далеких столичных кабинетах, а та власть, которая ближе всего к людям, — местное самоуправление.