От С.С.Воронцов Ответить на сообщение
К Игорь Ответить по почте
Дата 18.11.2007 16:53:08 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: еще неясности

>>> Следовать традиционным нравственным заповедям не рассуждая.
>>
>>К чему приводило следование традиционным внутренним заповедям без рассуждений - история уже показала. А в новых средовых условиях это прямой путь к гибели.
>
> Что Вы имеете в виду? Типа, если спасать человека, не думая о риске для себя, то можно телесно и погибнуть - да несомненно можно. Но человек гибнет не тогда когда он страдает, терпит лишения и бедствия, и даже погибает, а тогда, когда предается злу.

Уважаемый Игорь, это очень важная тема, которая высвечивает многие аспекты понятий «добро» и «зло», мне как-то еще не приходилось более или менее подробно формулировать свое понимание этих отношений. Обычно в разговорах с верующими на эту тему очень быстро возникает напряжение, которое не позволяет рассуждать объективно, и конструктивного разговора не получается. Как у Вас с Олегом Ивановичем. Я воспользуюсь ситуацией, благо есть немного времени, и порассуждаю всласть, так как мыслей и ассоциаций по этой теме накопилось много. Даже если не найду у Вас понимания. Библейские заповеди – это сформулированные в виде предписаний эволюционно сформировавшиеся способы нравственного поведения, предпочтительные для поддержания стабильности и сохранения семьи, рода, популяции и, в конце концов, цивилизации. Аналогичные функции имеют не сформулированные столь же четко, но выполняющие те же задачи предписания в других религиях. Предписания отличаются в различных религиях значительно, так как эволюционно формировались в разных ландшафтно-ресурсных условиях. Так что связь «добро» - польза просматривается и здесь, никуда она не делась. Выражение этого же «добра» и любви проявляется в актах альтруизма, вплоть до самопожертвования. Корни всех этих явлений в биологии. Они зафиксированы с одной стороны в элементах культуры, в частности, в том, чему учат родители своих любимых детей, то есть в информационной компоненте среды. С другой стороны, в генетически наследуемых спектрах поведенческих параметров популяций, на этой основе формируются типы иерархических структур, институциональность. Тойнби обращает внимание на то, что религиозные представления более устойчивы, чем цивилизационные объединения. Это косвенно подтверждает предположение, что религии являются информационным наполнением генетически наследуемых специфических нейронных комплексов. Прямым доказательством является тот факт, что сложные поведенческие функции наследуются примерно на 50%, средовые факторы имеют вес только 30%. Эти данные получены психогенетикой методом исследования близнецов, разлученных в детстве. Механизмы возникновения коллективных эффектов, из которых, собственно, и состоит социально-исторический процесс, имеют такое странное свойство, что их конечные результаты, как правило, являются неожиданными для отдельных участников процесса как единиц ансамбля (Э. Гидденс). Природа этих коллективных эффектов биологическая, они сформировались эволюционно как способы межпопуляционной борьбы за ресурсы. То есть добро, альтруизм на уровне индивидуальном, мало связано с проявлениями зла в форме негативных коллективных социальных эффектов, таких как войны, революции и т.д. Культура в целом и составляющие ее компоненты – религия, социальные нравственность, этика и т.д. – служат для сдерживания негативных биосоциальных проявлений на индивидуальном и коллективном уровнях (Н.Н.Моисеев), которые могут быть определены как зло. Но для того, чтобы реализовались негативные биосоциальные коллективные эффекты, требуется синхронизация индивидуальных действий, для этого служат идеологии. Они являются информационным обеспечением коллективных действий и апеллируют к мифам, являющимся основным элементом моделей мира личностей. Например, множество войн возникали и возникают на основе идеологий, взывавших к «чистоте веры», даже на такой малости, как различия между католичеством и протестантством. Колониальные войны вдохновлялись «превосходством белой расы», фашизм – превосходством «белокурой бестии» над всеми прочими варварами и необходимостью создания вечного третьего рейха. Образ «чужого» формируется во всех культурах как предмет для каналирования агрессивных побуждений их членов. Как-то я обратил внимание на то, что почти половина поэзии 19 – начала 20 веков посвящена воспеванию отваги, смелости, самопожертвования как ценных качеств самих по себе, в лучшем случае их проявление за что-нибудь вроде «веры, царя и отечества». Мое детство и юность прошли в военные и послевоенные годы, я знал наизусть фактически всю поэзию К. Симонова и Н. Тихонова. У Н. Тихонова и части патриотической поэзии К. Симонова тоже есть эта направленность вовне. Но в поэзии К. Симонова и Р. Киплинга патриотизм «личностный», выражающий желание защитить то, что они любят, или «выполнить свой долг» по служению отчизне. Известно, с каким трудом К. Симонов писал стихотворение «Убей его», полное ненависти к противнику. Зло это или добро? Как тут заповеди говорят? Следуй им и спасешь душу. А спасешь ли в результате людей, которых любишь, или обречешь их на земные страдания? Библейские притчи оправдают любой твой способ действий, так что в них нет опоры. Вот и получается, что единственный способ действовать нравственно – это разобраться в механизмах этих процессов и участвовать в созидании действительности так, чтобы была польза для всех, извините за патетику. Этот прагматизм и будет нравственным.

>>> Добро и культура находяся во внутреннем мире человека.
>>
>>Это верно. Но Вы ведь настаиваете на абсолютности добра, а внутренний мир человека - это такая малость по сравнению с миром Природы.
>
> И в частичке голограммы видна вся голограмма.

Это очень хорошая аналогия. Но дело в том, что человеческая психика, психика отдельного человека – неважный материал для регистрации формы волнового фронта от картины мира. Слишком много наложенных эволюцией неустранимых «зерен», создающих артефакты, искажающие изображение исходного объекта. То есть отдельная личность – слишком маленький кусочек голограммы, о вот социум – другое дело. По крайней мере, здесь в основном удается выделить и отфильтровать многие артефакты, такие, например, как, извините, веру в Бога, от научной картины мира. Для этого выработаны критерии научности. А отдельному человеку это сделать трудно, поэтому им и переносятся локальные понятия, такие как «добро», на всю картину мира. Я излагаю свое понимание вопроса, поэтому прошу не воспринимать этот постинг как отражение негативных личных эмоций. Это ни хорошо, ни плохо, это есть.