От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 13.10.2007 18:00:58 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Рост цен на продовольствие набирает ход

http://fintimes.ru/root/10188/

Рост цен на продовольствие набирает ход

М.Хазин
09 октября 2007

Растут цены на продовольствие. Растут не просто сильно, а очень сильно. И что с этим делать совершенно непонятно. Разве что рассчитывать на то, что рост, в конце концов, остановится. А действительно, что это они?

А причин как минимум две. Первая – всеобщая. При суммарном долге субъектов экономики США составляющем 50 триллионов долларов (что лишь чуть-чуть меньше, чем весь мировой ВВП, составляющий около 60 триллионов) и при 10%-ой скорости роста этого долга, новые долговые обязательства получаются ничем не обеспеченными. Напомним, что, пусть грубо, но ВВП – это вновь создаваемая в стране стоимость. А 10% от 50 триллионов – это 5 триллионов. То есть объем долга в этом году увеличился на 5 триллионов, что составляет примерно половину ВВП США (сами они считают, что их ВВП равен 13 триллионов, но примерно 3 из них – это изыски американской статистики, не имеющие отношения к реальности). И чем эти 5 триллионов обеспечены? Новой созданной стоимостью? Но ВВП США на 70% состоит из услуг – которые в обеспечение долга как-то не возьмешь. А товаров они создают где-то триллиона на два – то есть больше половины новых долгов не имеют вообще никакого обеспечения.

И в такой ситуации становится понятна картина августовского кризиса на финансовых рынках Европы и США: когда и без того недостаточно обеспеченные долги (в нашем случае, ипотечные) становятся еще менее обеспеченными из-за массовых отказов их возвращать, то держатели этих долгов становятся на финансовых рынках персонами «нот грата». Им больше никто не хочет давать в долг, поскольку абсолютно очевидно, что их способности вернуть эти деньги, мягко говоря, ограничены. Но у этой ситуации есть и оборотная сторона. У кого-то есть явно лишняя ликвидность, или, попросту, наличные деньги на счету. Эти деньги нужно куда-то девать, поскольку инфляцию, все время ускоряющуюся, никто не отменял, а деньги эти, в большинстве случае, не свои, а чужие. То есть взятые в кредит, который еще нужно возвращать, например, выплачивая проценты вкладчику банка. Или выплачивая страховые возмещения пострадавшим.

Как вкладывать эти деньги? В финансовые инструменты? Это в сложившейся ситуации выглядит как минимум спорно – либо эти инструменты столь же ненадежны, как и ипотечные бумаги, либо на них такой спрос, что доходность по ним минимальна. И вот тут возникает естественный вывод: если нельзя покупать ценные бумаги, то, может, быть, имеет смысл покупать материальные ценности? Главное, чтобы они были ликвидными. Дома, например, к таковым теперь не относятся – средний срок «выдержки» выставленного на продажу дома в США уже достигает многих месяцев. Но ведь есть и другие материальные активы – зерно, например. Или другие виды продовольствия. И цены на него потянулись вверх.

Разумеется, есть и объективные причины роста цен. Например, неурожай и замена посевов пшеницы на технические культуры. Отметим, что последнее следствие той же самой проблемы – слишком выросли цены на нефть и ее решили частично заменить на биотопливо. Но как результат – нехватка пшеницы. Нос вытащили – хвост увяз. А что касается неурожая – может быть он и имеет место. Но это далеко не главный фактор. В любом случае, цена на продовольствие будет расти, также как растет цена на нефть – и всему миру мало не покажется. Нам в частности – поскольку у нас довольно значительная часть населения балансирует на грани выживания.

Но кроме общемировой причины, есть еще и чисто внутренняя. Мягко говоря, странная кредитно-денежная политика нашего правительства (о которой столько писалось в разделе «Экономический анализ» сайта km.ru, что уже даже не хочется повторять) приводит в последние годы к быстрому росту инфляции. Которая скорее всего, превышает уже 30% в год. Да, пенсии тоже растут, но их соотносят с инфляцией официальной, которая раза в три меньше. А реальные цены растут быстрее – и продовольствие не может не соответствовать этому процессу, поскольку не могут предприятия работать в убыток. Если зерно выросло на 35%, то и булки должны вырасти – а иначе хлебопеки просто разорятся.

И сочетание этих двух факторов гонит цены на продовольствие вверх – несмотря на победные реляции правительства о постоянном ограничении инфляции. Можно ли здесь что-нибудь сделать – отдельный большой вопрос. Одно очевидно – если продолжать политику, направленную на «макроэкономическую стабилизацию», то ничего хорошего у нас не получится. Так и до голодных бунтов можно доиграться.