|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
04.09.2007 19:45:15
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
В августе 68-го в Чехословакии, мы защищали Родину
http://dkr.com.ua/index.php?new=5614
<<<
В августе 68-го в Чехословакии, мы защищали Родину
Почти сорок лет назад произошло событие, имевшее, не будет преувеличением сказать, всемирно-исторические последствия. Речь идет о вводе 21 августа 1968 года в Чехословакию войск ряда стран Варшавского договора: Советского Союза, ГДР, Польши и Венгрии. Накануне его очередной годовщины в корпункт «ДКР» пришло письмо участника той широкомасштабной операции, горловчанина Виталия Муромца.
Вот что он пишет:
«В сентябре 1965 года я был призван в ряды Советской Армии и служил в Польше водителем командира разведбатальона подполковника Молодиченко. Наша часть стояла на границе с Чехословакией. В одну из августовских ночей 1968 года нас подняли по тревоге - боевая готовность № 1, и был отдан приказ пересечь чехословацкую границу.
В тревожный предрассветный час стояла удивительная тишина, среди которой мы и въехали в город Чешски-Будеёвице.
В составе 76-го трижды орденоносного танкового полка наш батальон расположился в окрестностях Чешске-Будеёвице, где мы и простояли три с половиной месяца. Несмотря на отдельные провокационные действия, нам категорически было запрещено применять оружие. Да и местное население в большинстве своем относилось к нам доброжелательно.
Однако в мою память врезался один трагический случай. Советский танковый экипаж, состоявший из четырех человек и находившийся в голове колонны, двигавшейся по горной дороге, заметил у поворота толпу мирных жителей. Тормозить было поздно, и водитель резко повернул боевую машину, которая тут же сорвалась с обрыва. Так, ценой своих молодых жизней экипаж предотвратил гибель десятков (а , возможно, и сотен) гражданских жителей.
К сожалению, мне неизвестно: был ли как-то отмечен командованием этот героический поступок…»
Согласитесь, трудно представить, чтобы танкисты американскиих или натовских оккупационных войск в Ираке и Афганистане повели себя так же самоотверженно, спасая жизни мирных людей, пусть даже и с провокационной целью (как это, скорее всего, имело место с описываемом в письме случае) выведенных на дорогу.
Пожалуй, только советские военные были способны на такое. И тому можно, при желании отыскать немало иных примеров.
Речь здесь, однако, не только о том, чья мораль была выше и гуманнее. Иногда приходится слышать и такое мнение: мол, «зачем ворошить прошлое, рассказывать об операциях в Венгрии, Чехословакии и других странах? Ведь там, по сути, Советский Союз совершал военную интервенцию, душил демократию. А вы в своей газете это воспеваете…»
Давайте же разберемся в смысле и значении тех, удаленных уже во времени, событий, участники которых нередко стыдливо ссылаются на то, что просто выполняли приказ и свой воинский долг. А стесняться, собственно, нечего. Случайно или нет, но события 21 августа 1968 года оказались даже календарными датами связаны с событиями совсем иного рода.
На 21 августа 1998 года пришлись ракетные удары, нанесенные США по Афганистану и Судану. В результате погибли мирные жители. А Соединенные Штаты и не подумали извиняться – «там-де нарушались интересы Америки». Да и не вспоминает уже никто о тех обстрелах…
А вот ввод войск в Чехословакию не устают мусолить до сих пор как одно из преступлений «тоталитарного режима».
Как утверждает авторитетный российский ученый Сергей Кара-Мурза, в 60-е годы в чехословацкой номенклатуре, как позже и в советской, уже созрело свое поколение «демократов и реформаторов», решивших при моральной (а, возможно, и не только) поддержке Запада затеять собственную «перестройку» - пресловутую «пражскую весну». К августу шестьдесят восьмого уже стала ясна тенденция к тому, что Чехословакию намерены вернуть в «свободный мир», разрушив тем самым всю систему безопасности социалистического блока, причем в самый разгар «холодной войны».
Расчет сделали на то, что руководство Советского Союза было поставлено в безвыходное положение. Не предпринимать ничего - социалистический блок начнет разваливаться по принципу домино. Ввести войска – подставиться под критику не только правых, но и «левых» уже начинающего набирать силу «еврокоммунизма», конечной целью которого стала полная интеграция в систему, господствующую в странах Запада.
Кстати, на лето 1969 года пришлись и студенческие беспорядки во Франции. Они привели к отставке президента де Голля, сделавшего немало для демонтажа военной организации НАТО. Так что чаша весов тогда колебалась: кому быть – Североатлантическому либо Варшавскому договору.
Уход де Голля буквально спас НАТО. Решение же о вводе войск в Чехословакию отсрочило на два десятилетия развал социалистической системы. До тех пор, пока «горбачевцы» не сдали ее своим западным партнерам.
К чему это привело – долго объяснять не надо: к военным конфликтам, обнищанию миллионов людей, полной безнаказанности агрессоров от «демократии», чинящих по собственному произволу суд и расправу над неугодными им режимами в любой части мира. А не прими советское руководство тогда решения о вводе войск в Чехословакию, нынешняя ситуация могла бы сложиться намного раньше.
Беда в том, что советская номенклатура не сумела воспользоваться полученной отсрочкой и провести внутри своей собственной страны тщательно взвешенные реформы, наподобие того, как это было сделано в Китае. Ведь именно это и спасло КНР от неизбежных после правления Мао Цзэ-дуна социальных и политических катаклизмов.
Но сложилось так, как сложилось, и остается делать из происшедшего правильные выводы. А здесь мы рассмотрим еще одно письмо – от Григория Гончаренко из Луганска, приславшего в конверте вместе с письмом две старые, уже начавшие желтеть, газеты. Они имеют отношение еще к одному событию, тоже пришедшемуся на 21 августа, только уже 1991 года
Первая газета, на которую просит обратить внимание Григорий, это советско-американский выпуск «Комсомольской правды» под названием «Интерпульс».
«Эта газета, - пишет Григорий, - вышла аккурат после подавления так называемого «путча», оказавшегося всего лишь попыткой отстранить от власти полностью обанкротившегося Горбачева и предотвратить уже реально начавшийся развал великой страны. С ее страниц прямо-таки брызжет эйфория, охватившая тогда всех противников советского проекта».
Действительно, стоит привести некоторые цитаты из газеты. Вот как выражал свою радость Уолтер Мондейл, бывший вице-президент США: «Мы все с волнением следили за волнующими событиями, развернувшимися в Советском Союзе в течение третьей недели августа. Ваша борьба за свободу была нашей борьбой, и мы разделяем радость вашей победы. В результате ее возникла реальная надежда на то, что мир в конце концов станет лучше».
А бывший сенатор от штата Колорадо Бри Харт поучал: «Первоочередной задачей всего мирового сообщества должна стать поддержка прогрессивных реформ, разворачивающихся сейчас в вашей стране. Но и вы должны доказать Западу, что бизнес в Советском Союзе - дело перспективное. Достичь этого можно созданием стабильного правительства с твердой ориентацией на построение рыночной экономики».
Во второй газете «Комсомольская правда» от 20 июня 1992 года, уже рассказывается о конкретных результатах «прогрессивных реформ, «о том, чего достигло правительство с твердой ориентацией на рыночную экономику. Заметка «Хороша была Танюша» невелика по объему, а по содержанию достойна, чтобы привести ее тут целиком:
«Мы учились в одном классе. Таня любила математику. Потом Таня уехала учиться дальше, а я знал, что моя одноклассница обязательно добьется успехов в сфере интегралов и синусов. И вот встретились. На базаре. По разные стороны прилавка – Таня торговала банками с кофе. Моя одноклассница защитила диссертацию «на космосе», и теперь она кандидат технических наук. И как все нормальные (!) ученые нашей страны, кандидат наук Таня вынуждена делать маленький бизнес…
А еще недавно она работала в одном космическом КБ НПО «Энергия», но потом грянуло сокращение штатов. По-видимому, в связи с необходимостью экономии денег для увеличения производства вареной колбасы «Прима».
Что ж, теперь я знаю, куда уходит «энергия»… На пути к так называемому рынку мы, похоже, дойдем до ручки».
Отрезвление, как видим, произошло, да слишком поздно. А сколько раз уже за последние два десятка лет нас ловили на пропагандистский мизер, чтобы потом «развести» по максимуму. Да еще до сих пор рассказывают о «преступлениях тоталитаризма», душившего свободу (теперь понятно от чего – от нищеты, от неуверенности в завтрашнем дне, от экономического и социального бесправия ) внутри и во вне Союза.
Так, может, хотя бы на этот раз остановим маховик избирательного лохотрона и всем миром проголосуем не за толстомордый капитал, а за те партии, что не изменили социалистическому выбору?
<<<