|
От
|
IGA
|
|
К
|
Scavenger
|
|
Дата
|
21.08.2007 03:14:12
|
|
Рубрики
|
Культура;
|
|
Митрополит Кирилл
http://holmogor.livejournal.com/2063537.html
<<<
Кондиции митрополита Кирилла
Читаю разные отклики в СМИ и в ЖЖ на сегодняшние слушания Всемирного Русского Народного Собора и поражаюсь удивительной политической близорукости людей, которые не хотят или не могут прочесть элементарного политического мессаджа, под который все было подогнано.
Русская Доктрина, несомненно, вещь важная, но было совершенно очевидно, что митрополит Кирилл нашел в виде презентации Доктрины удобный повод сделать ясное политическое заявление, касающееся власти и предстоящих выборов, преемников и всего такого прочего.
Заявление вл. Кирилла было сформулировано настолько недвусмысленно, что нужно быть очень тупыми журналистами и очень самозацикленными людьми, чтобы не понять его.
Митрополит озвучил позицию Церкви касательно пресловутого "трансферта власти", подчеркенув, что никакие политические выборы (а значит, по умолчанию, и никакие перестановки в преемниках) не должны затрагивать базовых традиционных ценностей русского общества. В первую очередь,Ю никакая новая власть не должна посягать на установившийся общественный консенсус вокруг Православия как образа традиционных ценностей нации и сокровищницы ее духа. С 1988 года (а перед этим - с 1943 года) этот консенсус был практически ненарушаем, идентификация русское=православное была актуальна, как ни странно, даже для большинства атеистов. В последнее время, однако, в нашем политическом поле совершенно явно ощущается присутствие некоей политической силы, которая хотела бы этот устоявшийся консенсус пересмотреть - то академики выплывут, то провокация со "смертью Патриарха", то еще какая пакость. Очевидно, что эта сила - это не просто тупая отрыжка либерализма 1990-х. Это могут быть, например, национал-оккультисты, которые хотели бы сменить национал-православных.
И вот митрополит Кирилл предостерег власть от экспериментов с пересмотром консенсуса вокруг традиционных основ нашего общества. Напротив, рекомендовал пойти по пути упрочения этих основ, которые обозначила Доктрина.
Здесь владыка Кирилл указал несколько "условий" нормального общественного развития. Укрепление традиционного фундамента нашего общества. Модернизация и сверхмодернизация в технологии. Укрепление роли русского народа как народа-цивилизации. Преодоление демографической катастрофы на традиционной основе, а не за счет миграции и размывания не только этнического, но и конфессионального баланса (что РПЦ не может не тревожить).
Это те четыре условия, которые Церковь может и должна выдвинуть к любой группе, к любой силе претендующей на власть в России. Причем это не "оппозиция" РПЦ, а напротив - позиция Церкви.
Мы глубоко убеждены в том, что вычленение базисных ценностей и широкий общественный консенсус вокруг этих ценностей снижает уровень конфронтации в обществе даже в периоды предвыборной борьбы. Общество не может претендовать на стабильность, на единство, на целостность, на внутренний мир и гармонию, если не существует согласие всех с фундаментальными ценностями того общества, в котором они живут.
Хотелось бы также надеяться, что обсуждение этих ценностей действительно оградит наше общество от опасности потрясения его основ в результате очередных выборов, что уже бывало в прошлом, когда каждые последующие выборы были весьма драматическим явлением в жизни страны. Этот драматизм объяснялся, в первую очередь, страхом перед тем, что очередные выборы могут повлиять на изменение базисной парадигмы общества и государства. Я глубоко убежден в том, что политические выборы ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не могут посягать на базисные ценности страны, если страна желает сохранить свое единство и достигнуть высокого уровня общественного согласия. В конце концов, политика – это сфера надстроечных ценностей, а базисные ценности не могут быть предметом политического компромисса.
Сохранение и развитие духовно-нравственных ценностей, а также исторических [IGA: например, советских?] традиций является непременным условием выживания любой нации и любого государства. Попытки «перекроить» традиции, историю и культуру нации по надуманным шаблонам обречены, в конечном счёте, на провал. Ценность традиции состоит в том, что она представляет собой отобранный на протяжении веков положительный опыт, приобретенный в результате столкновения народа с различными проблемами и трудностями. Он формируется в ходе исторического процесса. Поэтому, как нам кажется, сохранение духовно-нравственных ценностей, поддержка Православия и других традиционных религий России является стратегической задачей общества и всего нашего народа. Об этом говорят авторы доктрины и это, я полагаю, очевидно для каждого любящего свою страну и, в конце концов, просто здравомыслящего человека.
Уважение национальных традиций различных народов при равенстве их гражданских прав и ответственности – краеугольный камень традиционной русской государственности. Россия по праву считается одной из крупнейших и уникальных мировых цивилизаций. Её государственный суверенитет всегда был един и неделим для всех проживающих на её территории народов и никогда не размазывался на «национальные суверенитеты» отдельных субъектов. Государственное строительство в России не делило её коренные народы на «титульные» и «нетитульные», но одновременно исходило из признания неоспоримого факта стержневой роли русских в сохранении устоев Российского государства и права проживающих на её территории различных наций и этносов на развитие своих национально-культурных традиций.
Такая способность русских людей к интеграции других этносов и наций формировалась благодаря связи его национального самосознания с Православием. Попытки заменить тысячелетнюю историю Православной Церкви на древнерусское язычество или какие-либо сектантские верования, дискредитировать Русскую Православную Церковь, как и иные традиционные религии, не могут не рассматриваться как реальные угрозы межрелигиозному миру и межнациональным отношениям.
Однако задача сохранения национально-духовных традиций русского народа не может быть решена без модернизации страны. С заявлением об этом, как известно, выступил и XI Всемирный Русский Народный Собор. Очевидно, что требуются серьезные созидательные усилия в социальной и экономической сферах. Усиливающаяся нестабильность мировой финансовой системы требует от России выработать собственную логику валютно-денежных отношений, чтобы серьезные изменения на мировом финансовом рынке не обернулись глубоким кризисом отечественной экономики. Есть большая доля правды в позиции разработчиков доктрины, когда они говорят, что для достижения этой цели государство, разумно сочетая преимущества рынка и государственного регулирования рыночных процессов, должно иметь контроль за использованием природных ресурсов страны и энергетических мощностей в интересах всего общества, контролировать финансы, внешнюю торговлю и оборонную промышленность. Возвращение государству его законных источников дохода, а народу – социальной справедливости должны стать главной задачей подлинно национальной российской элиты.
Очевидно, что политика 1990-х годов во многом себя дискредитировала. Сегодня российская общественность лучше осознаёт, что моральные, а не только материальные факторы играют определяющую роль в обеспечении жизнестойкости государства. Без благоприятного социального климата и нравственного здоровья общества у государства нет перспектив для устойчивого развития. Для преодоления отчуждения между властью и обществом необходимо пересмотреть не оправдавшие себя принципы сложившегося в 1990-е годы подхода к перераспределению материальных благ, расширить доступ к возможностям получения образования и медицинских услуг для самых широких слоёв населения. Все мы должны признать, что в последние годы достаточно много делается в данном направлении. Это предполагает, что на смену циничной власти денег должна придти забота, в том числе, и государства о народе в целом и о каждом гражданине в отдельности. Происходящие в последнее время перемены являются знаками надежды на возможное радикальное изменение к лучшему.
Депопуляция и старение населения ставят под вопрос перспективы экономического роста нашей страны. Попытки решить демографические проблемы России за счёт миграции из-за рубежа будут иметь своим неизбежным следствием потерю самоидентификации коренных российских народов, и таят в себе угрозу необратимых изменений её национального и культурного лица. Неконтролируемая инфильтрация инокультурных этнических анклавов в живую ткань российской государственности несет в себе опасность дестабилизации внутриполитической обстановки. России необходима комплексная долгосрочная иммиграционная политика.
Соответственно, все прочие наши выступления на этом фоне политического заявления митр. Кирилла были по большому счету оправданием повода к собранию. И поэтому обиды некоторых присутствующих, что не дали слова - странны. Вот мне вот слово дали, неожиданно для меня, но что я мог сказать лучше, чем сказал митр. Кирилл и действенней чем он. Наша задача была проста, - подчеркнуть, что владыка выступает не от себя и не как представитель "митрополитбюро", а как выразитель церковного сознания в широком смысле, выразитель идей общественного слоя, который включет и большое число мощных национально и православно ориентированных интеллектуалов. А уж ругают они или хвалят "царское правительство" - вопрос третьестепенный.
Но кажется, что даже отнюдь не все журналисты этот мессадж владыки считали, и не все присуствовавшие. Но большинство всё поняло правильно. Sapienti sat.
Я лично был очень польщен врученным мне, как и другим разработчика Русской Доктрины, почетным дипломом ВРНС, а еще больше словами владыки Кирилла, лично поблагодарившего за мою работу. Эти неформальные слова очень тронули и вызвали желание работать дальше. Это главное.
Ну и всем, кого видел и с кем поговорил - огромное спасибо.
<<<