Re: Не знаю,...
Извините за вмешательство, захотелось высказаться.
>Я не знаю, чего хочет церковь(как общественный институт). По моим наблюдениям, она хочет денег, денег и денег.
>А вот то, что обращение грамотных и порядочных людей к религии стало в последнее время заметным явлением, - сие медицинский факт.
>Замечу, что народ с научными степенями идет и в православие, и в униатство, и в старообрядчество, в мусульманство и буддизм.
>Сущность является - явление существенно.
Есть в социальной психологии такой термин - базовое стрессовое напряжение. Он обозначает комплес явлений, возникающих при несоответствии институциональной матрицы психофизиологическим параметрам общества, его институциональности. Одно из явлений - повышение числа верящих во всякую антинаучную ерунду, снижение критичности мышления. Повышается роль религиозных институтов, так как происходит "подвисание" функции идентификации, появляется много людей с высоким уровнем когнитивного диссонанса по Фестингеру.
>Вот в этом явлении нужно разобраться. И только разобравшись, выносить суждения о том, что хорошо, а что плохо.
Да, с процессами в России нужно разбираться, я думаю, самое правильное - с позиций теории институциональных матриц.
>________________________________
>За последние дни здесь на форуме прозвучали и Ваши слова про "религиозное горение", и сказанные мной слова о том, что подниматься на Голгофу всегда труднее, чем катиться вниз. - Это существенно эквивалентные подходы. Ваш - православный. И мой - атеистический. И оба - исключительно плохо разработаны применительно к создавшейся общественной ситуации.
>А общественная положение таково. Современные общества развитых стран скатились к ситуации, в которой иные стимулы к человеческой деятельности, кроме потребительских, кроме ублажения собственной плоти, собственных(включая групповые - до национального уровня) капризов и вожделений, - не признаются. Если не деньги, не потребительство,- то успех популярности, высота рейтинга. В религиозной традиции это квалифицировалось как гордыня, и считалось ничуть не менее грешным, нежели чревоугодие, блуд, жадность, лживость.
>Более того, вся эта совокупность презренных качеств современной общественной идеологией представлена как двигатель общественного развития.
>И именно самая грамотная часть общества сегодня ищет альтернативного выхода. В определенной степени он присутствует в теологии - в учении о принципах жизни, которые являются проявлением возвышенной,"божественной" составляющей человеческого естества - в противовес его животной, "скотской" сущности. И воспитанные в материализме научные работники - обращаются к религии. В качестве протеста против "оскотинивания". В качестве протеста против окружающего общества, правдами и неправдами навязывающего свой, скотский, образ существования.
>Впрочем, в простейших формах, протестное движение захватывает уже все слои и сословия. Которые в религиозной этике православия, ислама и пр. находят опору своему человеческому достоинству.
Да, это как раз форма реализации функции ролевой идентификации.
>РПЦ как институт, ислам, как институт, - сейчас на территории бывшего СССР пытаются захватить, подчинить себе это стихийное движение. И это, на мой взгляд, плохо. Поскольку:
>1) то, что требуется ищущим людям, - отнюдь не эквивалентно тому, что способны предложить существующие религиозные институты
>2) религиозные институты разводят наследников советского народа по конфессионным квартирам, противопоставляет мусульманские народы - народам христианским. А та этика, в поисках которой люди обращаются к религии - есть, по моим представлениям, суть позитивная часть советской этики, де-факто существовавшей и действовавшей. Той этики, которая, как выяснилось за последние годы, стала плохо преодолимой преградой между советскими таджиками и таджиками Афганистана, между советскими азербайджанцами и азербайджанцами Ирана, между советскими немцами(и даже немцами ГДР) и немцами ФРГ. Мы гораздо ближе друг другу, несмотря на конфессиональные, языковые и расовые различия. А между нами вбиваются религиозные клинья.
>3) Более того, все религиозные конфессии в лице своих официальных институтов - откровенные враги советского прошлого. А будучи пристегнутыми к государственной власти, исповедующей идеологию потребительства, - де-факто так преломляют нравственное содержание источников своих религий, чтобы оно оказалось обслуживающим потребительское("скотское" - в моей интерпретации) общество. Пример я приводил. В недавней статье православного ученого-теолога православная этика аккуратно пристегивается к современному положению глубокой имущественной дифференциации. Если Бог дал кому богатство, то, значит, Он считает, что избранный им - лучше таковым распорядится.
>Под сладость речей о божественной благодати - протаскивается протестантский принцип: богатство, земной успех - есть знак божественной избранности. Базисное положение того("скотского") общества, от которого как раз люди и бегут к религии.
>Другой пример игры в слова преподносит история монастрыских уставов. Равенство монахов в отсутствии хоть какого-то личного имущества, в грубости пищи, в простоте одеяний и постели, в необходимости трудиться, имевшее место в раннемонастырском уставе св.Бенедикта, - в уставе св. Августина заменяется на неравенство. Человек, обратившийся в монахи из высших кругов, мол, теряет слишком много. А потому несправедливо, мол, опускать его до уровня монаха, который в монастырь пришел из бедности. Это, мол, противоречит, христовой любви к ближнему. А посему возникают в монастырях богатые кельи, в которых монахи из высоких слоев наслаждаются едой и питьем, более приличествующим князьям, они избавлены от трудового послушания. И разве ж можно их порицать за то, что они иногда(или каждый день) позволяют себе спать с женщиной да и на молитвы ходить не с трудовой братией, а молиться в тиши собственной кельи на висящее на стене высокохудожественное серебрянное распятие...
>___________________________________
>Теология и этика, которую нам может предоставить РПЦ, - отнюдь не та теология и этика, до которой дозревает общественное сознание. Неофиты из вчерашних физиков, математиков, философов, - намного ближе к первоосновам религиозной философии и этики, нежели все, чему могут поучать святые отцы на уроках в школе.
>Речь должна идти в первую очередь об инициативном развитии мировоззренческого и этического учения, отражающего вечные этические и нравственные истины, содержащиеся в первоисточниках основных религий, но преломляющего их к современной обстановке общепринятого материалистического знания, к общественной потребности восстановления мировоззренческого и нравственного единства русских, украинцев, татар, узбеков, грузин, калмыков... К общественной потребности возвращения или, лучше, воссоздания ценностных ориентиров, способствующих деятельности, творчеству, рождению детей, возвышению людей над скотством общества потребления. - К тому самому "горению", возможно, во имя Бога, но Бога единого для русских, калмыков, узбеков, татар, чеченцев.
Мне кажется, что такой проект может реализовываться только в рамках идеологии перехода к ноосферной цивилизованности, перехода всего человечества в состояние динамического равновесия с природой с сохранением максимально возможного биологического разнообразия. Ближайшие сто лет будут в этом отношении решающими, это очень небольшой срок.