В московском районе Щукино в четверг вечером несколько десятков человек заблокировали почти на полчаса улицу Маршала Бирюзова. Они требовали встречи с префектом Северо-Западного округа Козловым и представителями правоохранительных органов. Причина — острый конфликт, сложившийся между жителями Щукино, Митино и других районов этого округа и строительной компанией «ДОН-Строй». Впрочем, то, что происходит сегодня в столице вокруг так называемой точечной застройки, которую на словах запретил московский мэр Юрий Лужков, — это уже не просто конфликт, а почти война.
Действительно, накануне перекрытия улицы, 22 августа, на пикетчиков, протестовавших против возведения здесь 35-этажного здания с подземными гаражами, было совершено нападение. Членов инициативных групп местных жителей, а также поддержавших их представителей ряда общественных организаций и партий уже после окончания акции по дороге к метро избили бейсбольными битами и даже открыли по ним стрельбу из травматических пистолетов. Вот как описывает ситуацию один из участников происшествия, первый секретарь московского СКМ Сергей Довгаль: «То, что нападавшие поджидали активистов борьбы с «точечной застройкой», сомнений не вызывает. Они не щадили ни женщин, ни подростков. При этом открыли стрельбу. Милиция, как всегда в таких случаях, не спешила и прибыла крайне поздно. Среди участников акции много пострадавших, в том числе серьёзно».
Приехавшая по вызову «скорая помощь» увезла восемь человек. Коммунисту Владимиру Ермакову разбили голову и выбили зуб, жителю Митина члену КПРФ Марату Карамезянову повредили позвоночник, одному из жителей Бутова сломали ногу, пострадали и прохожие, к акции отношения не имевшие. Так сказать, «за компанию». Нерасторопная милиция всё же задержала троих из нападавших. В их машине нашли те самые биты, травматические пистолеты и электрошокеры. По неофициальным сведениям, они оказались сотрудниками охранного предприятия «ДОН-Строя».
По официальным же сведениям получается, что не было вообще ничего. Или почти ничего — только пробитые головы и поломанные кости горожан. В руководстве «ДОН-Строя» заявляют, что действуют исключительно в рамках закона, а незаконными и провокационными являются сами акции протеста. Во-первых, потому, что в них участвуют не только местные жители, под окнами которых развернулась стройка, но и представители общественных организаций. Солидарность же, судя по всему, воспринимается «донстроевцами» как большое преступление. Ну а во-вторых, и местным жителям протестовать незачем: все бумаги и разрешения на строительство у компании, мол, имеются.
Бумаги-то, может, и имеются, только вот жителям от этого не легче. По их словам, разрешение было выдано на строительство 8-этажного дома, а потом он вдруг превратился в 35-этажный, с офисными помещениями и четырёхуровневой подземной стоянкой. Помимо всего прочего, полагают они, такое строительство просто опасно из-за местных геологических особенностей: грунт может провалиться, а соседние дома пойти трещинами. И полученное «ДОН-Строем» разрешительное заключение Государственной экологической экспертизы №1222, которое демонстрируют им представители фирмы, вовсе не успокаивает.
Увы, слишком хорошо известно, что в сегодняшней России большие деньги помогают получить какие угодно разрешения. В московском строительном бизнесе деньги крутятся не просто большие — огромные. А «ДОН-Строй», специализирующийся на строительстве элитного, то есть поистине золотого жилья, в Москве вообще на особом положении. Конкурировать по масштабам с ним может, пожалуй, только «Интеко». Впрочем, в столице хватает места и для той, и для другой компании. Не хватает его только для рядовых и небогатых москвичей, пусть они и составляют большинство населения города.
Надо ли удивляться, что префект Козлов так и не приехал к возмущённым гражданам, перекрывшим улицу, не дал им никаких объяснений. А уж нерасторопность милиции вроде бы как сама собой разумеется. Это распоясавшихся молодых «единороссов», устроивших на днях провокацию у здания ЦК КПРФ, милиционеры всячески пытались «оградить» от безоружных комсомольцев и молодых коммунистов. Защищать же горожан от бандитов с битами и пистолетами, если за этими бандитами стоят большие деньги, получается, не дело милиции.
Скорее, наоборот. Столкновения, случившиеся в среду в Щукино, — уже не первые. Во время состоявшейся там же акции протеста 17 августа, когда жители вышли протестовать против заливки фундамента (говорят, что если фундамент всё же зальют, надежды остановить строительство вообще не останется) и блокировали въезд на стройку, «силовую операцию» провели именно сотрудники милиции. Главным объектом этой операции была избрана 16-летняя комсомолка Мария Коледа. Доблестные милиционеры во главе с неким майором прямо на глазах у всех так «потрудились» над её воспитанием, что в приёмном отделении Боткинской больницы у девушки зафиксировали перелом носа, травму рёбер, сильные ушибы живота, мягких тканей головы, рук и ног.
В общем, пока власти борются с «экстремистами», а простые граждане опасаются террористов, основные боевые действия грозят развернуться на другом фронте. Ведь когда очередные элитные застройщики лишают тебя и твоих детей двора, солнца, спокойного ночного сна, вообще права на территорию и нормальную жизнь, так как «неэлитным гражданам» такая жизнь, на взгляд нынешних властей, не положена, — другого выхода, кроме как сопротивляться, не остаётся.