|
От
|
IGA
|
|
К
|
Mоnk
|
|
Дата
|
16.07.2007 19:30:54
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Немного о патриархате и т.п.
http://pal-gun.livejournal.com/45865.html
Немного о патриархате и т.п.
Катюшка falestraуже на протяжении нескольких постов, будучи озабоченной некоторыми аспектами личной жизни, делится своими мыслями. Одной из которых является такая вещь как патриархальная семья. Не то чтобы Катя ее нахваливала, но она, как я понял, не прочь была бы вступить в брак на условиях патриархальной семьи.
Она отнюдь не одинока в этих стремлениях. Многие девушки и женщины тоже видят в таком виде брака некий идеал. Что этот идеал представляет? В основном следующее: мужчина - глава семьи, добывает мамонтов деньги и прочие средства к существованию, обеспечивая таким образом семью всем необходимым и, желательно еще, сверх того и побольше; жена же сидит дома с детьми, ведет домашнее хозяйство. Идиллия.
И все бы бы было хорошо, если бы так оно все и было. Вот Катя привела в пример традиционную азербайджанскую семью, постороенную на основе патриархальных, домостроевских принципах. Однако, как и следовало ожидать, как и все остальные абсолютно немеркантильные девушки *бе-бе*, Катя обратила внимание на семью состоятельного азербайджанца. Конечно, отчего не жить в такой семья на правах жены. Муж обеспечиват, сидишь дома, свободного времени достаточно. Утром встала, мужа накормила, детей в детский сад - школу, белье в машину автомат, посуду в посудомойку, моюсчим пылесосом по комнатам прощлась, приготовила поесть, поглядывая сериал - на все про все часа 2 (ну я по себе, медлительному, сужу). Потом дите забрать, в магазин сходить, мужа вечером накормить. Отчего так не жить. А если муж еще настолько богат, что может позволить себе прислугу, то и этот круг обязанностей уменьшается до интимного минимума.
Однако на деле таких семей - раз-два и обчелся. Хотя живут по принципам традиционной семьи до сих пор многие, и не только на востоке, но и в российской глубинке.
Например, тесть мой по долгу службы мотался по селам и весям, и в одной из республик с сильными патриархальными традициями (не помню в какой) наблюдал такую картину. Деревня, обычная семья в обычном доме. Муж-добытчик - пастух, пасет овец. Особо не напрягается - выгнал на пастбище, там пара собак следят за отарой, а он бухнулся на лопатки и дрыхнет... или просто валяется весь день. Жена же его весь день дома вламывает как лошадь - надо уследить за 4 детьми, стирка-уборка-варка отнимают времени в 5 раз больше чем у городских женщин, ибо ни воды в доме, ни канализации, ни магазинов... Короче всех тех мелочей, которые дала цивилизация, к которым привыкли городские мечтательницы патриархального быта и даже не представляют что их может не быть, нет. То есть у женщины ВЕСЬ ДЕНЬ ЗАНЯТ ТЯЖЕЛОЙ РАБОТОЙ. И кстати попробуй не успей уставшему от процесса добычи средств к существованию мужу пожрать сготовить - огребешь по шее так, что мало не покажется. Когда тесть спросил "добытчика", типа че жене не помогаешь, ответ был прост: " Я знаешь за нее какой калым заплатил? Пусть отрабатывает..." Во как. А вечерком, упав от трудов праведных навзничь, женщина думает почти с безразличием "щас меня еще трахать будут...". Ах да, девушку в общем то и не спрашивают, за кого и когда она замуж хочет выйти. У нас товар, у вас купец, по рукам ударили - и вперед, на семейные подвиги.
Будучи приведенным Катей, определение патриархата почему-то никого не насторожило. А зря. Ибо патриархальная семья, какова она была в период своего расцвета, на самом деле гораздо жесче, чем в приведенном примере. Приведенный пример - это вообще игрушки, отголосок былых времен. А вот что представлял из себя патриархат.
Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим
поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Это приниженное положение женщины, особенно неприкрыто проявившееся у греков героической и - еще более - классической эпохи, постепенно было лицемерно прикрашено, местами также облечено в более мягкую форму, но отнюдь не устранено.
Первый результат установившегося таким образом единовластия мужчин обнаруживается в возникающей теперь промежуточной форме - патриархальной семье. Ее главная характерная черта - не многоженство, о котором речь будет ниже, а
"организация известного числа лиц, свободных и несвободных, в семью, подчиненную отцовской власти главы семьи. В семье семитского типа этот глава семьи живет в многоженстве, несвободные имеют жену и детей, а цель всей организации состоит в уходе за стадами в пределах определенной территории" .
Существенными признаками такой семьи являются включение в ее состав несвободных и отцовская власть; поэтому законченным типом формы семьи является римская семья. Слово familia первоначально означает не идеал современного филистера, представляющий собой сочетание сентиментальности и домашней грызни; у римлян оно первоначально даже не относится к супругам и их детям, а только к рабам. Famulus значит домашний раб, a familia - это совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Еще во времена Га familia, id est patrimonium (то есть наследство), передавалось по завещанию. Выражение это было придумано римлянами для обозначения нового общественного организма, глава которого был господином жены и детей и некоторого числа рабов, обладая в силу римской отцовской власти правом распоряжаться жизнью и смертью всех этих подчиненных ему лиц.
"Это выражение, таким образом, не древнее одетой в железную броню семейной системы латинских племен, возникшей после введени полеводства и узаконения рабства и после отделения арийских италиков от греков".
Маркс к этому добавляет: "Современная семья содержит в зародыше не
только рабство (servitus), но и крепостничество, так как она с самого начала связана с земледельческими повинностями. Она содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве".
Такая форма семьи означает переход от парного брака к моногамии. Чтобы
обеспечить верность жены, а следовательно, и происхождение детей от определенного отца, жена отдается под безусловную власть мужа; если он ее убивает, он только осуществляет свое право.
(Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.)
PS Домострой, кстати, то еще чтиво.