От IGA Ответить на сообщение
К Mоnk Ответить по почте
Дата 11.07.2007 03:06:17 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Политическая физиономия Михаила Зощенко...

А ведь небесталанный аффтар.

http://letopisetz.livejournal.com/538731.html

Справка МГБ СССР о Михаиле Зощенко (10 августа 1946 г.)
СПРАВКА 2-го ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР О ПИСАТЕЛЕ М.М.ЗОЩЕНКО

10 августа 1946 г.

Зощенко Михаил Михайлович, 1895 года рождения, уроженец г. Полтавы, беспартийный, русский, из дворян, быв[ший] штабс-капитан царской армии, член Союза советских писателей, орденоносец. Постоянно проживает в гор. Ленинграде.

В своей автобиографии Зощенко пишет, что он родился в семье художника, отец его происходит из дворян.

В 1913 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета; в начале 1915 года ушел из университета на фронт, где и пробыл вплоть до весны 1919 года – сначала в царской армии, потом в гражданскую войну в Красной армии. На фронте был ранен и отравлен газами. В апреле 1919 года вследствие болезни сердца был освобожден от военной службы, после чего в течение 3 лет переменил до 10 профессий. Был агентом Уголовного розыска – Ораниенбаум, инструктором по кролиководству и куроводству – Маньково, Смоленской губернии, телефонистом пограничной охраны, милиционером (Лигово) и т.д. В 1921 году начал писать рассказы. Первый рассказ был напечатан в декабре 1921 года в «Петербургском Альманахе».

На протяжении ряда лет Зощенко характеризуется как писатель с антисоветскими взглядами, критикующий политику партии в области искусства и литературы.

Зощенко до последнего времени в своей творческой деятельности остается в стороне от советской действительности, не принимая участия в создании литературных произведений, отражающих нашу современность.

В прошлом (1921 г.) Зощенко являлся членом литературного содружества «Серапионовы братья» – группировки, вредной по своему идеологическому характеру. В выпущенном в 1921 году «Манифесте» этой группы говорилось: «В эпоху регламентации и установления казарменной жизни, создания железного и скучного устава, мы вынуждены организоваться. Нас атакуют и справа, и слева.

У нас спрашивают, с кем мы – с монархистами, с эсерами или с большевиками? Мы – ни с кем, мы просто русские... Нас ни одна партия в целом не удовлетворяет. Искусство не имеет общественной функции. Общественная функция убивает искусство, убивает талант. Мы пишем не для пропаганды...»

В этот период Зощенко является автором антисоветских рассказов, которые читались в близких ему литературных кругах.

Зощенко постоянно высказывает свое враждебное отношение к советской цензуре, жалуясь на невозможность заниматься творческой работой.

Еще в 1927 году он заявил: «Мы беззубые юмористы, нам не позволяют трогать существенные вопросы. Всякая критика запрещена, непременное требование идеологии лишает возможности объективно отражать быт и жизнь».

В 1940 году по этому вопросу Зощенко говорил: «Я совсем не знаю, о чем я должен и могу писать, напишешь резко – не пропустят, а написать просто – мне трудно. Я вижу сплошные неполадки вокруг... Рабочие и служащие не заинтересованы в своей работе, да и не могут быть заинтересованы, так как для этого им должны платить деньги, на которые они могли бы существовать, а не прикреплять их к работе... Вообще впечатление такое, точно мозг всех учреждений распался, так как большинство хороших руководящих работников изъято, а новых нет».

В 1942 году, во время наступления немецких войск, Зощенко высказывал неверие в победу Советского Союза в войне с Германией.

В 1943 году Зощенко была написана книга «Перед восходом солнца», в которой показал советскую действительность в вульгарно-обывательских тонах. Советские люди изображены им, как нравственно уродливые, мелкие и корыстные. Это произведение было осуждено литературной критикой и общественностью как идеологически вредное.

Зощенко М.М. считал, что критика и осуждение его повести «Перед восходом солнца» была направлена не против книги, а против него самого.

«Мне было ясно дано понять, что дело здесь не только в повести. Имела место попытка „повалить“ меня вообще как писателя, так как вся моя писательская работа, а не только повесть „Перед восходом солнца“, была осуждена „вверху“».

Зощенко рассказывал, что его повесть, якобы, вызывала всеобщее восхищение, ее одобряло руководство Союза советских писателей, академик Сперанский, психиатр Тимофеев согласились с его «научными» выводами Зощенко2. Некоторые работники аппарата ЦК ВКП(б) разрешили ее печатать, а во время «проработки» большинство этих лиц «продали» его и выступили против книги.

В этой связи Зощенко давал следующую оценку состояния советской литературы: «Я считаю, что советская литература сейчас представляет жалкое зрелище. В литературе господствует шаблон. Поэтому плохо и скучно пишут даже способные писатели. Нет зачастую у руководителей глубокого понимания задач искусства». «Творчество должно быть свободным, у нас же – всё по указке, по заданию, под давлением».

По вопросу о своих планах на будущее Зощенко заявляет: «Мне нужно переждать. Вскоре после войны литературная обстановка изменится и все препятствия, поставленные мне, падут. Пока же я ни в чем не изменюсь, буду стоять на своих позициях. Тем более потому, что читатель меня знает и любит».

В 1944 году Зощенко возвратился в Ленинград на постоянное местожительство. Здесь им был написан цикл рассказов «О войне», по содержанию политически ошибочных. Внешне подчеркивая стремление перестроить свое творчество на актуальные темы, Зощенко продолжает писать и выступать перед слушателями с произведениями, отражающими его пацифистское мировоззрение (рассказы «Стратегическая задача», «Щи» и др.).

Творчество Зощенко в последний период времени ограничивается созданием малохудожественных комедий, тенденциозных по своему содержанию: «Парусиновый портфель», «Очень приятно».

В настоящее время Зощенко продолжает критиковать строгость цензурного режима, отсутствие условий для подлинного творчества. Зощенко имеет довольно обширный круг связей среди писателей Москвы и Ленинграда.

По Ленинграду близок с писателями Слонимским, Кавериным и Н.Никитиным (бывшими членами литературной группировки «Серапионовы братья»).

Начальник отдела

2-го Глав[ного] управ[ления] МГБ СССР Шубняков

РЦХИДНИ. Ф. 17. On. 125. Д. 460. Л. 18–20. Подлинник. Машинопись. Опубликовано: Неизвестная Россия. XX век. Вып. 1. М. 1992. С. 137–140; Исторический архив. 1992. № 1. С. 137–139.



http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/journal.htm

Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б)
О журналах "Звезда" и "Ленинград"
14 августа 1946 г.

СТР.
№ 274. п. 1г — О журналах "Звезда" и "Ленинград". 587
ЦК ВКП(б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде
литературно-художественные журналы "Звезда" и "Ленинград" ведутся
совершенно неудовлетворительно.
В журнале "Звезда" за последнее время, наряду со
значительными и удачными произведениями советских писателей,
появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений.
Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной
трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской
литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно
специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых
вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и
аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу
молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных
рассказов Зощенко "Приключения обезьяны" ("Звезда", № 5-6 за
1946 г.) представляет пошлый пасквиль на советский быт и на
советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских
людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя
советских людей примитивными, малокультурными, глупыми,
с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское
изображение Зощенко нашей действительности сопровождается
антисоветскими выпадами.
Предоставление страниц "Звезды" таким пошлякам и подонкам
литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции
"Звезда" хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное
поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая
советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков,
написал такую омерзительную вещь как "Перед восходом солнца",
оценка которой, как и оценка всего литературного "творчества"
Зощенко, была дана на страницах журнала "Большевик".
Журнал "Звезда" всячески популяризирует также произведения
писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая
физиономия которой давным-давно известна советской
общественности. Ахматова является типичной представительницей
чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения,
пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы
старой салонной поэзии, застывшей на позициях
буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, "искусстве
для искусства", не желающей идти в ногу со своим народом наносят
вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в
советской литературе.
Предоставление Зощенко и Ахматовой активной роли в журнале, 588
несомненно, внесло элементы идейного разброда и дезорганизации в
среде ленинградских писателей. В журнале стали появляться
произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух
низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада.
Стали публиковаться произведения, проникнутые тоской, пессимизмом
и разочарованием в жизни (стихи Садофьева и Комиссаровой в № 1 за
1946 г. и т.д.). Помещая эти произведения, редакция усугубила
свои ошибки и еще более принизила идейный уровень журнала.
Допустив проникновение в журнал чуждых в идейном отношении
произведений, редакция понизила также требовательность к
художественным качествам печатаемого литературного материала.
Журнал стал заполняться малохудожественными пьесами и рассказами
("Дорога времени" Ягдфельдта, "Лебединое озеро" Штейна и т.д.).
Такая неразборчивость в отборе материалов для печатания привела к
снижению художественного уровня журнала.
ЦК отмечает, что особенно плохо ведется журнал "Ленинград",
который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и
клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитичных
стихотворении Ахматовой. Как и редакция "Звезды", редакция
журнала "Ленинград" допустила крупные ошибки, опубликовав ряд
произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко
всему иностранному. Журнал напечатал ряд ошибочных произведений
("Случай над Берлином" Варшавского и Реста, "На заставе"
Слонимского). В стихах Хазина "Возвращение Онегина" под видом
литературной пародии дана клевета на современный Ленинград. В
журнале "Ленинград" помещаются преимущественно бессодержательные
низкопробные литературные материалы.
Как могло случиться, что журналы "Звезда" и "Ленинград",
издающиеся в Ленинграде, городе-герое, известном своими
передовыми революционными традициями, городе, всегда являвшемся 589
рассадником передовых идей и передовой культуры, допустили
протаскивание в журналы чуждой советской литературе безыдейности
и аполитичности? В чем смысл ошибок редакций "Звезды" и
"Ленинграда"? Руководящие работники журналов и, в первую очередь,
их редакторы тт. Саянов и Лихарев, забыли то положение ленинизма,
что наши журналы, являются ли они научными или художественными,
не могут быть аполитичными. Они забыли, что наши журналы являются
могучим средством советского государства в деле воспитания
советских людей и в особенности молодежи и поэтому должны
руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского
строя, — его политикой. Советский строй не может терпеть
воспитания молодежи в духе безразличия к советской политике, в
духе наплевизма и безыдейности.
Сила советской литературы, самой передовой литературы в
мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет
и не может быть других интересов, кроме интересов народа,
интересов государства. Задача советской литературы состоит в том,
чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить
на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое
дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие
препятствия.
Поэтому всякая проповедь безыдейности, аполитичности,
"искусства для искусства" чужда советской литературе, вредна для
интересов советского народа и государства и не должна иметь места
в наших журналах.
Недостаток идейности у руководящих работников "Звезды" и
"Ленинграда" привел также к тому, что эти работники поставили в
основу своих отношений с литераторами не интересы правильного
воспитания советских людей и политического направления
деятельности литераторов, а интересы личные, приятельские. Из-за
нежелания портить приятельских отношений притуплялась критика.
Из-за боязни обидеть приятелей пропускались в печать явно
негодные произведения. Такого рода либерализм, при котором
интересы народа и государства, интересы правильного воспитания
нашей молодежи приносятся в жертву приятельским отношениям и при
котором заглушается критика, приводит к тому, что писатели
перестают совершенствоваться, утрачивают сознание своей
ответственности перед народом, перед государством, перед партией,
перестают двигаться вперед.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что редакции
журналов "Звезда" и "Ленинград" не справились с возложенным делом
и допустили серьезные политические ошибки в руководстве
журналами.
ЦК устанавливает, что Правление Союза советских писателей и,
в частности, его председатель т. Тихонов, не приняли никаких мер
к улучшению журналов "Звезда" и "Ленинград" и не только не вели
борьбы с вредными влияниями Зощенко, Ахматовой и им подобных
несоветских писателей на советскую литературу, но даже
попустительствовали проникновению в журналы чуждых советской
литературе тенденций и нравов.
Ленинградский горком ВКП(б) проглядел крупнейшие ошибки
журналов, устранился от руководства журналами и предоставил
возможность чуждым советской литературе людям, вроде Зощенко и 590
Ахматовой, занять руководящее положение в журналах. Более того,
зная отношение партии к Зощенко и его "творчеству", Ленинградский
горком (тт. Капустин и Широков), не имея на то права, утвердил
решением горкома от 28.I. с.г. новый состав редколлегии журнала
"Звезда", в который был введен и Зощенко. Тем самым Ленинградский
горком допустил грубую политическую ошибку. "Ленинградская
правда" допустила ошибку, поместив подозрительную хвалебную
рецензию Юрия Германа о творчестве Зощенко в номере от 6 июля
с.г.
Управление пропаганды ЦК ВКП(б) не обеспечило надлежащего
контроля за работой ленинградских журналов.
ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Обязать редакцию журнала "Звезда", Правление Союза
советских писателей и Управление пропаганды ЦК ВКП(б) принять
меры к безусловному устранению указанных в настоящем
постановлении ошибок и недостатков журнала, выправить линию
журнала и обеспечить высокий идейный и художественный уровень
журнала, прекратив доступ в журнал произведений Зощенко,
Ахматовой и им подобных.
2. Ввиду того, что для издания двух
литературно-художественных журналов в Ленинграде в настоящее
время не имеется надлежащих условий, прекратить издание журнала
"Ленинград", сосредоточив литературные силы Ленинграда вокруг
журнала "Звезда".
3. В целях наведения надлежащего порядка в работе редакции
журнала "Звезда" и серьезного улучшения содержания журнала, иметь
в журнале главного редактора и при нем редколлегию. Установить,
что главный редактор журнала несет полную ответственность за
идейно-политическое направление журнала и качество публикуемых в
нем произведений.
4. Утвердить главным редактором журнала "Звезда" тов.
Еголина А.М. с сохранением за ним должности заместителя
начальника Управления пропаганды ЦК ВКП(б).
5. Поручить Секретариату ЦК рассмотреть и утвердить состав
редакторов отделов и редколлегии.
6. Отменить решение Ленинградского горкома от 26 июня с.г. о
редколлегии журнала "Звезда", как политически ошибочное. Объявить
выговор второму секретарю горкома тов. Капустину Я.Ф. за принятие
этого решения.
7. Снять с работы секретаря по пропаганде и заведующего
отделом пропаганды и агитации Ленинградского горкома тов.
Широкова И.М., отозвав его в распоряжение ЦК ВКП(б).
8. Возложить партруководство журналом "Звезда" на
Ленинградский обком. Обязать Ленинградский обком и лично первого
секретаря Ленинградского обкома и горкома тов. Попкова принять
все необходимые меры по улучшению журнала и по усилению
идейно-политической работы среди писателей Ленинграда.
9. За плохое руководство журналом "Ленинград" объявить
выговор тов. Лихареву Б.М.
10. Отмечая, что журнал "Звезда" выходит в свет со 591
значительными опозданиями, оформляется крайне небрежно (обложка
имеет неприглядный вид, не указывается месяц выхода очередного
номера), обязать редакцию "Звезды" обеспечить своевременный выход
журнала и улучшить его внешний вид.
11. Возложить на Управление пропаганды ЦК (т. Александрова)
контроль за выполнением настоящего постановления.
12. Заслушать на Оргбюро ЦК через 3 месяца отчет главного
редактора "Звезды" о выполнении постановления ЦК.
13. Командировать т. Жданова в Ленинград для разъяснения
настоящего постановления ЦК ВКП(б).

Опубликовано с незначительными изъятиями:: Правда. 21 августа 1946.

Выверено по изданию: Власть и художественная интеллигенция.
Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной
политике. 1917-1953. Под ред.А.Н.Яковлева. Cост. А.Н.Артизов,
О.В.Наумов. М.: Международный фонд "Демократия", 1999.