|
От
|
IGA
|
|
К
|
Mоnk
|
|
Дата
|
06.07.2007 15:42:46
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
...плюс нанофикация всей страны
http://hpcc64.blogspot.com/2007/07/blog-post.html
четверг, Июль 05, 2007
... плюс нанофикация всей страны
Disclaimer:
Все нижесказанное является моей личной точкой зрения, высказываемый на основании суммирования некоторого количества фактов и заявлений по модной нынче тематике нанотехнологий. Это не истина в последней инстанции и не сборник 100%-но объективных фактов, хотя подавляющее большинство приводимых рассуждений строится либо на предоставленной госорганами информации, либо на прямых заявлениях чиновников.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Сегодня (5 июля 2007 года), в Государственной Думе фракция Единая Россия провела совещание по вопросам развития и применения в промышленности отечественных достижений в области нанотехнологий. Мероприятие было приурочено к принятому днем ранее закону "О Российской корпорации нанотехнологий" (Роснанотех) и в целом оказалось весьма примечательным, хотя оставило по себе весьма двусмысленное впечатление. Совещание, по сути, носило протокольный характер, но было достаточно представительным -- присутствовали Грызлов, Фурсенко, Ковальчук (директор научного центра "Курчатовский Институт" и, в общем-то, один из главных закоперщиков нынешнего священнодейства вокруг нанотехнологий), плюс разный народ, в основном из научно-академической среды. Выступали и много о чем говорили (я потом вкратце попробую передать общие моменты), но из всех этих разговоров меня особенно заинтересовал доклад Ковальчука. О нем я расскажу поподробнее и, поверьте, там есть чему удивиться. Ну а пока начнем с основ нанофикации всея Руси.
Итак, что же мы имеем на сегодня? Имеем мы корпорацию Роснанотех и вот какую информацию о ней предоставляет нам агентство ИНТЕРФАКС-АФИ (курсивом выделено мной):
Москва. 4 июля. ИНТЕРФАКС-АФИ - Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении закон о Российской корпорации нанотехнологий.
Закон устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации Российской корпорации нанотехнологий.
Корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в этой сфере, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.
Устанавливается, что корпорация имеет банковский счет в ЦБ РФ и также вправе открывать иные банковские счета на территории РФ и за ее пределами.
Корпорация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в рамках установленных целей. Прибыль корпорации, полученная по результатам ее деятельности, подлежит направлению исключительно на достижение ее целей.
Корпорация для достижения целей реализует следующие основные функции: рассматривает проекты в сфере нанотехнологий, осуществляет организационную и финансовую поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере нанотехнологий.
На корпорацию не распространяется закон о несостоятельности (банкротстве). Имущество формируется за счет имущественного взноса РФ, доходов, получаемых от деятельности, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также за счет других законных поступлений, и является собственностью корпорации. РФ не отвечает по обязательствам корпорации, а корпорация не отвечает по обязательствам РФ.
Корпорация для достижения целей, ради которых она создана, формирует в составе своего имущества резервный фонд и иные целевые фонды.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпорации. Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности генерального директора корпорации. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности членов наблюдательного совета, в том числе председателя наблюдательного совета, за исключением генерального директора, входящего в состав наблюдательного совета.
Контроль за деятельностью корпорации осуществляется на основе ежегодного представления ею в правительство РФ годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов, предусмотренных законом. Годовой отчет направляется в РФ до 1 мая года, следующего за отчетным периодом.
Высшим органом управления корпорации является наблюдательный совет. В наблюдательный совет входят 8 членов и генеральный директор. Члены наблюдательного совета корпорации назначаются в следующем порядке: три члена - по представлению президента, по одному - по представлению Госдумы и Совета Федерации, три члена - по представлению правительства РФ. Председатель наблюдательного совета и иные члены, за исключением генерального директора, назначаются на срок не более чем четыре года.
Законом предусматривается создание научно-технического совета, который предварительно рассматривает проекты в сфере нанотехнологий и готовит рекомендации правлению о целесообразности или нецелесообразности их финансирования за счет средств корпорации.
Вице-спикер Государственной думы от "Единой России" Владимир Пехтин, комментируя журналистам принятие закона "О российской корпорации нано-технологий" подчеркнул, что "внедрение нанотехнологий - это не дань моде, а вопрос конкурентоспособности российской продукции в мире".
Он отметил, что у России есть все условия для энергичного развития нанотехнологий. "Мы создали Венчурный фонд для поддержки гениальных разработок наших ученых, и первые заявки уже показали, что особый интерес инвестора вызывает именно развитие нанотехнологий, биотехнологий, микроэлектроника", - сказал парламентарий.
"По экспертным оценкам в ближайшее десятилетие годовой объем рынка нанотехнологии в мире составит по наноматериалам - около 9 триллионов рублей, в электронике - около 7,5 триллиона рублей, энергетики - 1,1 триллиона рублей", - пояснил В.Пехтин.
ИТАР-ТАСС уточняет:
Финансирование корпорации предусмотрено в объеме 130 млрд. руб.
и это только в 2007 году.
Что же из этого всего получается? Получается презабавнейшая штука -- некая абсолютно новая госструктура с колоссальным бюджетом, огромными полномочиями, неясными целями да еще и полностью неподконтрольная кому бы то ни было, кроме президента и правительства РФ.
О целях стоит сказать отдельно. Вот здесь председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы РФ Евгений Федоров (один из разработчиков вышеупомянутого закона о создании Роснанотеха) говорит следующее:
... основной целью корпорации станет организационная и финансовая поддержка наноиндустрии. В первую очередь – перспективных инновационных проектов, включая проекты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Корпорация будет осуществлять отбор и финансирование таких проектов, а также выполнять функции государственного заказчика по реализации федеральных целевых программ в области нанотехнологий.
А в конце интервью дается справка:
Согласно законопроекту:
Российская корпорация нанотехнологий (Корпорация «Роснанотех») будет осуществлять отбор и финансирование перспективных инновационных проектов, включая проекты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также выполнять функции государственного заказчика по реализации федеральных целевых программ в области нанотехнологий.
В задачи корпорации также входит участие в разработке концепций и проектов нормативных правовых актов, направленных на стимулирование научно-технической и инновационной деятельности в области нанотехнологий, проведение вневедомственной экспертизы и согласование соответствующих документов.
Но главным ньюсмейкером по части этой части оказался Грызлов -- в своем приветственном слове он прямо сказал, что главная цель поддержки наноиндустрии это ускорение роста российского ВВП. В памяти тут же всплыло президентское послание об удвоении ВВП к 2010 году и все те словесные баталии о возможности или невозможности этого добиться. Похоже, способ найден. По крайней мере на бумаге...
Дальше и того интереснее. В наблюдательный совет Роснанотеха, помимо перечисленных госчиновников, также буду входить представители бизнеса:
Частных инвесторов действительно пригласили - был оперативно создан пул из олигархов, чей бизнес имеет отношение к высоким технологиям и производству материалов. Это гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов, председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков, бывший совладелец «Интерроса» Михаил Прохоров, глава «Роснефти» Сергей Богданчиков и другие.
Схема их участия в работе Роснанотеха выглядит вроде бы как достаточно логично:
Андрей Фурсенко изложил Newsweek, какой будет структура управления мегапроектом. Бизнесмены вроде Прохорова будут курировать направления нанотехнологий, которые позволят сразу развивать экономику, - ту же водородную энергетику, топливные элементы. «Ясно, что когда мы говорим об экономике, то участие государства будет минимальным. Деньги будет вкладывать частный бизнес. А вот проводить фундаментальные исследование будет помогать государство», - уточнил министр эту схему в интервью Newsweek.
если бы не одно "но" -- эти же самые бизнесмены имеют самые непосредственные интересы в отраслях так или иначе близких тематике нанотехнологий. Стало быть либо им придется попутно со своими собственными разработками финансировать еще и разработки потенциальных конкурентов, либо, что более вероятно, этих самых потенциальных конкурентов душить всеми возможными способами, попутно скупая любые мало-мальски ценные идеи. Получается ровно по известной пословице "Кто что охраняет, тот то и имеет"...
Теперь уж совсем любопытная информация -- общие принципы работы Роснанотеха, скомпилированные на основе данных из нескольких источников, в том числе из упомянутого выше выступления господина Ковальчука.
Как уже отмечалось, Роснанотех планирует сосредоточить свою деятельность на фундаментальных аспектах развития наноиндустрии. Заявлены следующие направления работ:
1) Инфраструктура (модернизация и приобретение новых дорогостоящих приборов и установок);
2) Кадры (улучшение существующих ВУЗовских программ подготовки, запуск и реализация новых);
3) Моделирование (создание порядка 10 суперкомпьютерных центров на базе ведущих отраслевых НИИ и ВУЗов);
Тут самое время взять бумагу и ручку, и хотя бы примерно прикинуть, во сколько это может обойтись. Первый пункт это в среднем десятки и сотни миллионов рублей на отдельные приборы и установки, но в сумме вряд ли больше нескольких миллиардов. Третий пункт это сотни миллионов, может быть миллиарды рублей (кто его знает какие именно ВЦ планируется строить), но в сумме опять же не больше десятка миллиардов. Второй пункт самый сложный, поскольку тут не проблема растратить любой бюджет. Однако, учитывая, что высшее образование само по себе получит в 2007 году неплохие деньги, не думаю что и здесь вложения Роснанотеха превысят несколько миллиардов рублей. Но тогда непонятно зачем ему уже сейчас выделено 130 миллиардов и что же он с ними все-таки собирается делать?!
Теперь про выступление господина Ковальчука. Вот некоторые изложенные им тезисы:
* Мировой рынок место весьма конкурентное и никто там нас с нашими разработками не ждет с распростертыми объятиями. Поэтому все разработки в области нанотехнологий будут в первую очередь ориентироваться на нужды отечественных потребителей (промышленности, медицины, военных и так далее);
* Внедрение этих разработок в реальной жизни очень сильно тормозится инертностью самого рынка -- не хотят компании что-то менять, если и так все работает и прибыль приносит. Поэтому процесс внедрения надо стимулировать посредством административного регулирования -- изменения ГОСТов, СНИПов и прочих нормативно-правовых актов в соответствующую сторону;
* Схемы финансирования научно-исследовательских работ в областях связанных с нанотехнологиями все неправильные -- они размывают средства по отдельным группам и коллективам, в результате чего теряется контроль и пропадает эффект синергии. Поэтому появился Роснанотех, который будет централизованно руководить финансированием.
* Схема организации научно-исследовательских работ в РАН, основанная на кластерной модели, плохая -- она не реализует в полной мере все преимущества междисциплинарного подхода, а только с его помощью и можно развивать нанотехнологии. Поэтому будет использоваться другая схема, основанная на сетевой модели.
Все это похоже на колоссальный подкоп под РАН -- создается структура с огромными финансовыми и административными возможностями, берущая на себя роль параллельного центра принятия решений в ключевых для отечественной науки и промышленности вопроса. Тут же на ум приходит недавняя история с попытками реформировать РАН -- такое ощущение, что Роснанотех возник именно из-за того, что с академиками договориться не удалось.
Впрочем, эти тезисы интересы и сами по себе. Первый, например, вызывает резонное возражение о том, что если ориентироваться только на отечественный рынок, многомиллиардные вложения в нанотехнологии вообще никогда не окупятся. Второй вроде бы и выглядит логично, но с учетом нашей специфики представляется скорее в мрачном свете -- "не хотите сами, так мы вас быстренько заставим в светлое будущее двигаться".
Возникает закономерный вопрос -- "А в полной ли мере понимают люди, вставшие у руля этой инициативы, все аспекты развития и реального применения нанотехнологий в современных условиях?" Однозначного ответа помоему нет.
С одной строны и Грызлов и Фурсенко отметили в своих выступления опасность "забалтывания", когда в общей истерии к нанопроекту пытается примазаться кажды й встречный и поперечный. С другой стороны для реализации проекта выбрана крайне непрозрачная и непонятная схема. При этом говорится о том, что одна из важнейших задач Роснанотеха -- координация и развитие взаимоотношений в рамках нанопроекта между государством, бизнесом и научным сообществом.
В качестве первого этапа предполагается провести "инвентаризацию" состояния дел в области нанотехнологий, однако пока общение идет только с представителями крупных компаний и академическим сообществом, а интереса к небольшим компаниям-стартапам не наблюдается.
И в конце немного о выступлениях представителей научного сообщества. Большая часть докладов, как и ожидалось, было посвящена различным покрытиям и добавкам, меняющим свойства материалов, хотя что в них такого нанотехнологического не совсем ясно. Были и несколько интересных выступлений, в основном связанных с медициной и биотехнологиями. Но одно выступление запомнилось особо. Докладчик из какого-то НИИ, занимающегося суперкомпьютерными системами (запамятовал откуда именно) нарисова поистине феерическому картину применения нанотехнологий. По его мысли одно из главных направлений, где должны сосредоточиться финансовые и людские ресурсы, это отечественная электроника. Предлагается усиленными темпами разрабатывать компонентную базу для создания отечественных супер-ЭВМ. В качестве конечной цели озвучен одни из проектов по созданию к 2010 году суперкомпьютера с производительностью 60 терафлоп. Это в то время, когда уже сегодня IBM и SUN строят машины с производительностью в петафлопы...