>Вывод первый. Алгоритм успешных действий власти в России задан архетипом русской политической культуры. Она амбивалентна, все три ее основных параметра одновременно и "яд", и "лекарство", дело лишь в мере. Но нужно использовать ее потенциал, а не пытаться "преодолеть". Мы сами себе даны как "данность", и не стоит в очередной (уж точно - последний) раз прорываться в будущее, ломая все "через колено". Направление государственного развития - постепенно замещать "твердое" - "мягким" (soft power). Но именно для этого нужна "сильная культура". То есть культура, рефлексивно освоенная, а значит - дающая власти верный камертон во взаимодействии с народом, а народу - власть, опознаваемую как свою.
- в простой формулировке как стратегии, так и тактики - действия по РАСКРЫТИЮ ПОТЕНЦИАЛА вместо ошибочных попыток ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЯ, грань и баланс между мягкостью в заимствовании русской культурой и опорой на социальные данности и предрасположенности, имеющиеся в потенциале нашего народа.
>Вывод второй. Централизм есть ядро русской политической культуры, и потому все эксперименты с децентрализацией должны осуществляться предельно осторожно. Переход меры в этом вопросе особенно опасен: может не хватить сил вернуться обратно. Отсюда завет Суркова: "Не переставайте уважать ценность и неизбежность сильной центральной власти в России"!
- централизм это инструмент, востребованный российским жизнесуществованием и развитием, российские условия на порядок тяжелее и централизм есть рациональное средство оптимизации социальных ресурсов нашего общества. Попав в наш резко-континентальный климат (жара и холод), протяжённость дорог и малозаселёность территорий, иностранец начинает "понимать умом" - русскую рациональность, загадочность русской души познаётся при соприкосновении и погружении в русскую действительность жизни, все иностранцы кто окунулся в нашу действительность прекрасно понимают Россию, но не могут объяснить этого другим своим соотечественникам, т.к. на западе и востоке нет таких сравнительных характеристик.
>Вывод третий. Суверенная демократия не узкополитический, а глобальный социокультурный проект, призванный преодолеть традицию "насильственной модернизации". И дело не в том, чтобы совместить термины или придумать что-то вроде "примирения с действительностью". Как раз наоборот: не апология, в общем-то, пока еще нашего убожества, а карт-бланш. Право на утопию как трансформацию власти культуры в культуру власти. Дерзающую предлагать нам утопию.
- Точнее и корректно говорить о восстановлении структурной целостности мировоззрения в части истории прошлого, действительного настоящего и идеалами-контурами будущего, наполняющих смыслом жизнь.